Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Захарова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ваниной Е.Н.
судей Парменычевой М.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ваниной Е.Н.
21 марта 2013 года
гражданское дело по апелляционным жалобам представителя С. по доверенности Р., Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 15 января 2013 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Б. в интересах С. частично, признав недействующими Правила Землепользования и застройки сельского поселения Петровское, утвержденные решением Муниципального Совета сельского поселения Петровское первого созыва ДД.ММ.ГГГГ N.
В удовлетворении остальной части исковых требований Б. в интересах С. отказать".
Судебная коллегия
ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в суд с заявлением с учетом уточнения требований об оспаривании отказа Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления, постановления администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
В обоснование заявленных требований указал, что в газете "..." от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м у <адрес> и принятии заявок. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о предоставлении ему земельного участка. В конце ... года получил отказ Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в приеме заявления в связи с пропуском срока подачи заявок. С данным отказом не согласен, поскольку день публикации не должен учитываться при исчислении срока. В сообщении не был указан кадастровый номер и сторона света, с которой расположен земельный участок, чем нарушено его право на объективную информацию. При поступлении двух заявок в силу пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ должен был проводиться аукцион. Постановлением Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок предоставлен главе крестьянского (фермерского) хозяйства П.И. в аренду. Изменение вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на "для осуществления деятельности фермерского хозяйства" в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, поскольку это не соответствует кадастровому паспорту. Правила землепользования и застройки сельского поселения Петровское опубликованы без карт, то есть не полностью, поэтому не применяются, указанные в них территориальные зоны не установлены, земельный участок не мог предоставляться П.И. без учета проведения торгов. Отсутствие публикации Правил не позволяет ему выбрать место для ведения фермерского хозяйства. В Уставе сельского поселения Петровское не указано, где расположены стенды для ознакомления с картами, время работы учреждений и организаций. Сведений о публикации Правил нет в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.
К участию в деле привлечены Управление муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района, Администрация Ростовского муниципального района, П.И., Администрация сельского поселения Петровское Ярославской области.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя С. по доверенности Р. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований, принятии в этой части нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований, принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, исследовав материалы дела, заслушав представителя С. по доверенности Р., представителя администрации сельского поселения Петровское Ярославской области по доверенности Ш., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части признания недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области.
С выводом суда в части отказа в удовлетворении требований С. судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Материальный закон судом применен правильно. Нарушений норм, процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
П.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ П.И. обратился в администрацию Ростовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду площадью ... кв. м для организации крестьянского хозяйства у <адрес> (л.д. 65).
Постановлением администрации Ростовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N П.И. утверждена схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок площадью ... кв. м предоставлен в аренду сроком на 10 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства (л.д. 70, 71, 75).
По данным кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером N у <адрес> площадью ... кв. м относится к землям сельскохозяйственного назначения, сведения о нем внесены ДД.ММ.ГГГГ и носят временный характер (л.д. 89).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
К случаям, предусмотренным пунктом 5 указанной статьи, предоставление земельного участка П.И. не относится.
ДД.ММ.ГГГГ в газете "..." опубликовано сообщение управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района о предстоящем предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования из земель сельхозназначения земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м у <адрес> и приеме заявок в течение 30 дней со дня опубликования информационного сообщения (л.д. 7, 8).
ДД.ММ.ГГГГ С. обратился с заявлением о предоставлении ему указанного в сообщении земельного участка (л.д. 6).
В ответе управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ С. отказано в приеме заявки по мотивам пропуска срока (л.д. 7).
В п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ и публикации указано, что прием заявок осуществляется в течение месяца с момента опубликования сообщения, в связи с этим доводы об исключении из подсчета срока дня публикации несостоятельны. Срок 30 дней закончился ДД.ММ.ГГГГ, заявка С. поступила после истечения срока и не подлежала принятию. Второе заявление о предоставлении земельного участка не поступило в установленный срок, поэтому оснований для проведения торгов не имелось.
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Из указанной нормы следует, что земельный участок для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть предоставлен только при наличии регистрации индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Представитель Р. в заседании судебной коллегии пояснил, что С. такого статуса не имеет. Земельный участок не мог быть предоставлен С., по этим мотивам оснований для проведения торгов также не имелось.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что права и свободы С. не нарушаются, он не может оспаривать постановление о предоставлении П.И. земельного участка.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В связи с этим доводы жалобы представителя С. об отсутствии у администрации Ростовского муниципального района права на распоряжение земельным участком не основаны на законе.
Сомнений в том, что земельный участок П.И. предоставлялся для осуществления деятельности фермерского хозяйства сомнений не вызывает. Об этом П.И. писал в своем заявлении о предоставлении участка (л.д. 65). Такой вопрос рассматривался ДД.ММ.ГГГГ на комиссии по социально-экономическому развитию и градостроительной политике в Ростовском муниципальном районе (л.д. 66). Данная цель указана в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении участка (л.д. 75). Указание в кадастровой выписке вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ являться не может. В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Противоречий между разрешенным видом использования земельного участка и целью предоставления участка не возникает.
Из содержания п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающего утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте с учетом зонирования, не следует запрет на распоряжение земельными участками для осуществления деятельности фермерского хозяйства при отсутствии Правил землепользования и застройки. Статьей 3 п. 14 Федерального закона от 25.10.2011 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса в Российской Федерации" установлен запрет на предоставление земельных участков при отсутствии Правил землепользования и застройки только для строительства, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действующей в настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ). Отсутствие Правил землепользования и застройки в действующем законодательстве не названо основанием для проведения торгов.
По изложенным мотивам судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба представителя С. не содержит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований.
С выводом суда в части признания недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области судебная коллегия согласиться не может.
Данный вывод постановлен с нарушением процессуального закона.
С. обратился в суд, ссылаясь на нарушение своих прав предоставлением земельного участка П.И. без проведения торгов. С этой целью он оспаривал отказ в принятии его заявки, постановление о предоставлении участка. В качестве мотива незаконности действий администрации Ростовского муниципального района и управления муниципальным имуществом данной администрации ссылался на отсутствие публикации картографических материалов Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области, невозможность их применения как действующего нормативного акта, отсутствие в связи с этим установленных территориальных зон и необходимость проведения торгов. Каких-либо доводов о нарушении его прав и свобод самими Правилами землепользования и застройки, их текстовой частью или картографическими материалами, в своих заявлениях С. не указывал. Требований об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с главой 24 ГПК РФ С. не заявлялось, поэтому оснований для привлечения к участию в деле муниципального Совета сельского поселения Петровское Ярославской области, утвердившего Правила землепользования и застройки, не имелось. Доводы жалобы администрации сельского поселения Петровское в этой части несостоятельны.
Нарушение судом ч. 3 ст. 196 ГПК РФ привело к принятию неправильного решения о признании недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области, в связи с чем решение в этой части подлежит отмене.
В статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено установление порядка опубликования и обнародования муниципальных правовых актов уставом муниципального образования. В Уставе сельского поселения Петровское Ярославской области в ст. 37 говорится не только об опубликовании муниципальных правовых актов в печатных изданиях, но и об обнародовании путем размещении на стендах и в другой форме. В связи с этим отсутствие в газете картографических материалов Правил землепользования и застройки не влечет за собой невозможность их применения. С учетом размеров газеты и использования при печати краски одного цвета, опубликование в газете разноцветных картографических материалов в масштабе газеты бессмысленно. Из пояснений в суде представителя и отзыва администрации сельского поселения Петровское, пояснений представителя администрации Ростовского муниципального района, показаний свидетеля ФИО следует, что картографические материалы Правил землепользования и застройки размещены на информационных стендах, расположенных в административных зданиях сельских округов поселения, в Доме культуры с .... карты находились до ... года, пока в этом здании работал землеустроитель, после чего они переданы в администрацию сельского поселения, туда направлялись и обращавшиеся лица (л.д. 127 - 128, 152, 159). Не доверять указанным пояснениям оснований не имеется, сведений их опровергающих в материалах дела не содержится. Доводы суда об отсутствии доказательств подписания и направления картографической части Правил для размещения на стендах опровергаются данными пояснениями. Ссылки суда на неспособность свидетеля пояснить, какая конкретная информация содержалась в картах, необоснованны, поскольку свидетель специалистом в этой области не является. Доводы суда об отсутствии в публикации указаний на места размещения карт не основаны на законе. По изложенным мотивам судебная коллегия считает ошибочными выводы суда в указанной части.
По изложенным мотивам судебная коллегия удовлетворяет апелляционную жалобу администрации сельского поселения Петровское Ярославской области.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 15 января 2013 года в части признания недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области отменить.
Резолютивную часть решения изложить в новой редакции.
В удовлетворении требований С. отказать.
Апелляционную жалобу представителя С. по доверенности Р. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1669/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N 33-1669/2013
Судья: Захарова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ваниной Е.Н.
судей Парменычевой М.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ваниной Е.Н.
21 марта 2013 года
гражданское дело по апелляционным жалобам представителя С. по доверенности Р., Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 15 января 2013 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Б. в интересах С. частично, признав недействующими Правила Землепользования и застройки сельского поселения Петровское, утвержденные решением Муниципального Совета сельского поселения Петровское первого созыва ДД.ММ.ГГГГ N.
В удовлетворении остальной части исковых требований Б. в интересах С. отказать".
Судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в суд с заявлением с учетом уточнения требований об оспаривании отказа Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления, постановления администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
В обоснование заявленных требований указал, что в газете "..." от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м у <адрес> и принятии заявок. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о предоставлении ему земельного участка. В конце ... года получил отказ Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в приеме заявления в связи с пропуском срока подачи заявок. С данным отказом не согласен, поскольку день публикации не должен учитываться при исчислении срока. В сообщении не был указан кадастровый номер и сторона света, с которой расположен земельный участок, чем нарушено его право на объективную информацию. При поступлении двух заявок в силу пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ должен был проводиться аукцион. Постановлением Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок предоставлен главе крестьянского (фермерского) хозяйства П.И. в аренду. Изменение вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на "для осуществления деятельности фермерского хозяйства" в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, поскольку это не соответствует кадастровому паспорту. Правила землепользования и застройки сельского поселения Петровское опубликованы без карт, то есть не полностью, поэтому не применяются, указанные в них территориальные зоны не установлены, земельный участок не мог предоставляться П.И. без учета проведения торгов. Отсутствие публикации Правил не позволяет ему выбрать место для ведения фермерского хозяйства. В Уставе сельского поселения Петровское не указано, где расположены стенды для ознакомления с картами, время работы учреждений и организаций. Сведений о публикации Правил нет в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.
К участию в деле привлечены Управление муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района, Администрация Ростовского муниципального района, П.И., Администрация сельского поселения Петровское Ярославской области.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя С. по доверенности Р. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований, принятии в этой части нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований, принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, исследовав материалы дела, заслушав представителя С. по доверенности Р., представителя администрации сельского поселения Петровское Ярославской области по доверенности Ш., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части признания недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области.
С выводом суда в части отказа в удовлетворении требований С. судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Материальный закон судом применен правильно. Нарушений норм, процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
П.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ П.И. обратился в администрацию Ростовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду площадью ... кв. м для организации крестьянского хозяйства у <адрес> (л.д. 65).
Постановлением администрации Ростовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N П.И. утверждена схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок площадью ... кв. м предоставлен в аренду сроком на 10 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства (л.д. 70, 71, 75).
По данным кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером N у <адрес> площадью ... кв. м относится к землям сельскохозяйственного назначения, сведения о нем внесены ДД.ММ.ГГГГ и носят временный характер (л.д. 89).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
К случаям, предусмотренным пунктом 5 указанной статьи, предоставление земельного участка П.И. не относится.
ДД.ММ.ГГГГ в газете "..." опубликовано сообщение управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района о предстоящем предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования из земель сельхозназначения земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м у <адрес> и приеме заявок в течение 30 дней со дня опубликования информационного сообщения (л.д. 7, 8).
ДД.ММ.ГГГГ С. обратился с заявлением о предоставлении ему указанного в сообщении земельного участка (л.д. 6).
В ответе управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ С. отказано в приеме заявки по мотивам пропуска срока (л.д. 7).
В п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ и публикации указано, что прием заявок осуществляется в течение месяца с момента опубликования сообщения, в связи с этим доводы об исключении из подсчета срока дня публикации несостоятельны. Срок 30 дней закончился ДД.ММ.ГГГГ, заявка С. поступила после истечения срока и не подлежала принятию. Второе заявление о предоставлении земельного участка не поступило в установленный срок, поэтому оснований для проведения торгов не имелось.
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Из указанной нормы следует, что земельный участок для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть предоставлен только при наличии регистрации индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Представитель Р. в заседании судебной коллегии пояснил, что С. такого статуса не имеет. Земельный участок не мог быть предоставлен С., по этим мотивам оснований для проведения торгов также не имелось.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что права и свободы С. не нарушаются, он не может оспаривать постановление о предоставлении П.И. земельного участка.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В связи с этим доводы жалобы представителя С. об отсутствии у администрации Ростовского муниципального района права на распоряжение земельным участком не основаны на законе.
Сомнений в том, что земельный участок П.И. предоставлялся для осуществления деятельности фермерского хозяйства сомнений не вызывает. Об этом П.И. писал в своем заявлении о предоставлении участка (л.д. 65). Такой вопрос рассматривался ДД.ММ.ГГГГ на комиссии по социально-экономическому развитию и градостроительной политике в Ростовском муниципальном районе (л.д. 66). Данная цель указана в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении участка (л.д. 75). Указание в кадастровой выписке вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ являться не может. В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Противоречий между разрешенным видом использования земельного участка и целью предоставления участка не возникает.
Из содержания п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающего утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте с учетом зонирования, не следует запрет на распоряжение земельными участками для осуществления деятельности фермерского хозяйства при отсутствии Правил землепользования и застройки. Статьей 3 п. 14 Федерального закона от 25.10.2011 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса в Российской Федерации" установлен запрет на предоставление земельных участков при отсутствии Правил землепользования и застройки только для строительства, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действующей в настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ). Отсутствие Правил землепользования и застройки в действующем законодательстве не названо основанием для проведения торгов.
По изложенным мотивам судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба представителя С. не содержит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований.
С выводом суда в части признания недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области судебная коллегия согласиться не может.
Данный вывод постановлен с нарушением процессуального закона.
С. обратился в суд, ссылаясь на нарушение своих прав предоставлением земельного участка П.И. без проведения торгов. С этой целью он оспаривал отказ в принятии его заявки, постановление о предоставлении участка. В качестве мотива незаконности действий администрации Ростовского муниципального района и управления муниципальным имуществом данной администрации ссылался на отсутствие публикации картографических материалов Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области, невозможность их применения как действующего нормативного акта, отсутствие в связи с этим установленных территориальных зон и необходимость проведения торгов. Каких-либо доводов о нарушении его прав и свобод самими Правилами землепользования и застройки, их текстовой частью или картографическими материалами, в своих заявлениях С. не указывал. Требований об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с главой 24 ГПК РФ С. не заявлялось, поэтому оснований для привлечения к участию в деле муниципального Совета сельского поселения Петровское Ярославской области, утвердившего Правила землепользования и застройки, не имелось. Доводы жалобы администрации сельского поселения Петровское в этой части несостоятельны.
Нарушение судом ч. 3 ст. 196 ГПК РФ привело к принятию неправильного решения о признании недействующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области, в связи с чем решение в этой части подлежит отмене.
В статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено установление порядка опубликования и обнародования муниципальных правовых актов уставом муниципального образования. В Уставе сельского поселения Петровское Ярославской области в ст. 37 говорится не только об опубликовании муниципальных правовых актов в печатных изданиях, но и об обнародовании путем размещении на стендах и в другой форме. В связи с этим отсутствие в газете картографических материалов Правил землепользования и застройки не влечет за собой невозможность их применения. С учетом размеров газеты и использования при печати краски одного цвета, опубликование в газете разноцветных картографических материалов в масштабе газеты бессмысленно. Из пояснений в суде представителя и отзыва администрации сельского поселения Петровское, пояснений представителя администрации Ростовского муниципального района, показаний свидетеля ФИО следует, что картографические материалы Правил землепользования и застройки размещены на информационных стендах, расположенных в административных зданиях сельских округов поселения, в Доме культуры с .... карты находились до ... года, пока в этом здании работал землеустроитель, после чего они переданы в администрацию сельского поселения, туда направлялись и обращавшиеся лица (л.д. 127 - 128, 152, 159). Не доверять указанным пояснениям оснований не имеется, сведений их опровергающих в материалах дела не содержится. Доводы суда об отсутствии доказательств подписания и направления картографической части Правил для размещения на стендах опровергаются данными пояснениями. Ссылки суда на неспособность свидетеля пояснить, какая конкретная информация содержалась в картах, необоснованны, поскольку свидетель специалистом в этой области не является. Доводы суда об отсутствии в публикации указаний на места размещения карт не основаны на законе. По изложенным мотивам судебная коллегия считает ошибочными выводы суда в указанной части.
По изложенным мотивам судебная коллегия удовлетворяет апелляционную жалобу администрации сельского поселения Петровское Ярославской области.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 15 января 2013 года в части признания недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Петровское Ярославской области отменить.
Резолютивную часть решения изложить в новой редакции.
В удовлетворении требований С. отказать.
Апелляционную жалобу представителя С. по доверенности Р. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)