Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - заместителя прокурора Волгоградской области - Давыдова Д.В., удостоверение,
ответчика - закрытого акционерного общества "Волгоград-Обувь" - Нежинского Р.И., доверенность от 11.01.2013 N 47, Гриневой Т.А., доверенность от 02.02.2013 N 47/1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград-Обувь", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Лыткина О.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-17227/2012
по исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба, закрытому акционерному обществу "Волгоград-Обувь", г. Волгоград, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, с привлечением третьих лиц: Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, г. Волгоград, Государственного бюджетного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", р.п. Средняя Ахтуба, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград,
установил:
заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), закрытому акционерному обществу "Волгоград-Обувь" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельных участков от 24.06.2010, применении последствия недействительности ничтожной сделки: обязании возвратить земельные участки, полученные по акту приема-передачи от 26.06.2010 с кадастровым номером 34:28:130003:74 площадью 71 250 кв. м, с кадастровым номером 34:28:130003:75 площадью 231,0 кв. м, расположенных по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, хутор Бурковский.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (далее - комитет), государственное бюджетное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - учреждение), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" в лице филиала по Волгоградской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012, с учетом дополнительного решения от 26.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013, требования удовлетворены.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, без учета решения суда общей юрисдикции об отказе учреждению, в признании незаконным действий кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", площадью 153 855,16 га.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи земельных участков 24.06.2010 из земель населенных пунктов, на которых расположены, принадлежащие обществу на праве собственности, объекты недвижимости.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 договора его предметом являются два земельных участка из земель населенных пунктов площадью 71 250,0 кв. м с кадастровым номером 34:28:130003:74, 231,0 кв. м с кадастровым номером 34:28:130003:75, расположенные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, хутор Бурковский.
Стоимость проданных земельных участков составляет 5 128 руб. 77 коп.
По акту приема-передачи от 26.06.2010 вышеуказанные земельные участки переданы обществу.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за акционерным обществом 13.09.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) сделаны соответствующие записи N 34-34-20/015/2010-270, 34-34-20/015/2010269, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.09.2010.
Постановлением главы администрации от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о природном парке, его территория является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета.
Постановлением главы администрации от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория природного парка площадью 63 212,43 га.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных законом.
В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Пунктом 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Законодательно приватизация особо охраняемых земель запрещена.
В нарушение вышеизложенных положений администрацией произведено отчуждение земельных участков, ограниченных в обороте.
В связи с тем, что природный парк представляет собой не земельный участок, а особо охраняемую природную территорию постановка на кадастровый учет территории не предусмотрена.
Судами установлено, что территория природного парка имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах, и соответственно на момент заключения оспариваемой сделки земельные участки были отнесены к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Критерием отнесения территории к особо охраняемой зоне является совокупность вышеуказанных признаков, а не категория земель.
Факт того, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности названного договора в силу ничтожности являются верными.
К установленным обстоятельствам нахождения земельных участков на территории природного парка нормы права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают указанных выводов судов, направленных на переоценку установленных обстоятельств и доказательств по делу.
Факт отказа учреждению в удовлетворении заявления в суде общей юрисдикции не свидетельствует о неправомерности заявленного прокурором требования.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А12-17227/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-17227/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А12-17227/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - заместителя прокурора Волгоградской области - Давыдова Д.В., удостоверение,
ответчика - закрытого акционерного общества "Волгоград-Обувь" - Нежинского Р.И., доверенность от 11.01.2013 N 47, Гриневой Т.А., доверенность от 02.02.2013 N 47/1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград-Обувь", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Лыткина О.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-17227/2012
по исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба, закрытому акционерному обществу "Волгоград-Обувь", г. Волгоград, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, с привлечением третьих лиц: Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, г. Волгоград, Государственного бюджетного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", р.п. Средняя Ахтуба, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград,
установил:
заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), закрытому акционерному обществу "Волгоград-Обувь" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельных участков от 24.06.2010, применении последствия недействительности ничтожной сделки: обязании возвратить земельные участки, полученные по акту приема-передачи от 26.06.2010 с кадастровым номером 34:28:130003:74 площадью 71 250 кв. м, с кадастровым номером 34:28:130003:75 площадью 231,0 кв. м, расположенных по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, хутор Бурковский.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (далее - комитет), государственное бюджетное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - учреждение), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" в лице филиала по Волгоградской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012, с учетом дополнительного решения от 26.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013, требования удовлетворены.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, без учета решения суда общей юрисдикции об отказе учреждению, в признании незаконным действий кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", площадью 153 855,16 га.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи земельных участков 24.06.2010 из земель населенных пунктов, на которых расположены, принадлежащие обществу на праве собственности, объекты недвижимости.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 договора его предметом являются два земельных участка из земель населенных пунктов площадью 71 250,0 кв. м с кадастровым номером 34:28:130003:74, 231,0 кв. м с кадастровым номером 34:28:130003:75, расположенные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, хутор Бурковский.
Стоимость проданных земельных участков составляет 5 128 руб. 77 коп.
По акту приема-передачи от 26.06.2010 вышеуказанные земельные участки переданы обществу.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за акционерным обществом 13.09.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) сделаны соответствующие записи N 34-34-20/015/2010-270, 34-34-20/015/2010269, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.09.2010.
Постановлением главы администрации от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о природном парке, его территория является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета.
Постановлением главы администрации от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория природного парка площадью 63 212,43 га.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных законом.
В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Пунктом 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Законодательно приватизация особо охраняемых земель запрещена.
В нарушение вышеизложенных положений администрацией произведено отчуждение земельных участков, ограниченных в обороте.
В связи с тем, что природный парк представляет собой не земельный участок, а особо охраняемую природную территорию постановка на кадастровый учет территории не предусмотрена.
Судами установлено, что территория природного парка имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах, и соответственно на момент заключения оспариваемой сделки земельные участки были отнесены к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Критерием отнесения территории к особо охраняемой зоне является совокупность вышеуказанных признаков, а не категория земель.
Факт того, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности названного договора в силу ничтожности являются верными.
К установленным обстоятельствам нахождения земельных участков на территории природного парка нормы права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают указанных выводов судов, направленных на переоценку установленных обстоятельств и доказательств по делу.
Факт отказа учреждению в удовлетворении заявления в суде общей юрисдикции не свидетельствует о неправомерности заявленного прокурором требования.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А12-17227/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)