Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Татаренкова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей: Поникаровской Н.В., Николенко Л.Н.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО "Гвардейский район" на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 сентября 2012 года, которым признан незаконным отказ администрации МО "Гвардейский район" в предоставлении Ж. земельных участков на праве аренды и администрация МО "Гвардейский район" обязано предоставить Ж. земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1280 кв. м для ведения огородничества, расположенный по адресу: <...> и земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 345 кв. м для ведения огородничества, расположенный по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя администрации МО "Гвардейский район" Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Ж., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
Ж. обратилась в суд с иском к администрации МО "Гвардейский район", указав, что длительное время с разрешения органов власти обрабатывает земельные участки, расположенные вблизи дома N 13, в котором она проживает.
Для оформления указанных участков и последующей передаче их ей в аренду, она в феврале 2012 года обратилась с соответствующим заявлением в администрацию МО "Гвардейский район". Ей были выданы утвержденные ответчиком схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане; за счет собственных средств были проведены землеустроительные работы и земельные участки площадью 1280 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...> с разрешенным видом использования - для ведения садоводства поставлены на кадастровый учет.
Вместе с тем, на ее заявление о предоставлении указанных земельных участков в аренду получен отказ администрации МО "Гвардейский район" со ссылкой на то, что в муниципальном образовании "Знаменское сельское поселение" отсутствует утвержденный генеральный план и правила застройки и землепользования.
Истица просила признать отказ администрации МО "Гвардейский район" незаконным и возложить на ответчика обязанность предоставить ей в аренду указанные земельные участки.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Гвардейский район" просит решение суда отменить, полагая, что в части понуждения администрации предоставить Ж. земельные участки оно не соответствует ст. 34 Земельного кодекса РФ и в частности ее положениям о необходимости обеспечения органом местного самоуправления заблаговременной публикации информации о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях.
Поскольку администрация такой публикации в отношении спорных земельных участков не производила, предоставление их Ж. будет являться нарушением установленной процедуры предоставления земельных участков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части возложения на администрацию муниципального образования обязанности предоставить истице земельные участки и оставлению без изменения в остальной части.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством регулируется ст. 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2-4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пункты 5, 6 ст. 34 ЗК РФ предусматривают, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Судом установлено, что на основании заявления Ж. о предоставлении в аренду земельных участков, администрацией МО "Гвардейский район" издано постановлением 231 от 29.02.2012, утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и выданы истице. Ж. в установленном законом порядке провела кадастровые работы, и земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Так, земельному участку площадью 1280 кв. м для ведения огородничества был присвоен кадастровый номер <...>, а участку площадью 345 кв. м для ведения садоводства присвоен номер <...>.
Однако в предоставлении указанных земельный участков Ж. было отказано и отказ мотивирован тем, что отсутствует утвержденный генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования.
Признавая такой отказ незаконным, суд первой инстанции правильно исходил из того, что само по себе отсутствие утвержденного генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки достаточным основанием к отказу в предоставлении земельных участков явиться не может.
Так, судом установлено, что в соответствии с проектом генерального плана МО "Знаменское сельское поселение", публичной кадастровой карты, в кадастровом квартале <...>, где истца и просила предоставить ей земельные участки, расположены земли, предназначенные для садоводства и огородничества.
Более того, начиная процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления исходил из того, что такие земельные участки с испрашиваемым видом разрешенного использования, могут быть предоставлены гражданину в аренду и при отсутствии утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки.
Таким образом, в той ситуации, когда заявитель Ж. осуществила необходимые кадастровые работы и выполнила указания, содержащиеся в Постановлении N 231, отказ администрации в предоставлении земельных участков по мотиву отсутствие такого плана и правил нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем, принимая решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанность предоставить истице указанные выше земельные участки на праве аренды, суд не учел, что в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления гражданам земельных участком включает в себя обязательную публикацию органом местного самоуправления информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).
Соблюдение такого условия предоставления земельных участков направлено на обеспечения принципа публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления и является обязательной.
Учитывая, что органом местного самоуправления не была обеспечена подготовка и публикация информации о земельных участках с кадастровыми номерами <...>, они не могут быть предоставлены истице без выполнения этого этапа процедуры предоставления, установленной законом.
В этой связи, учитывая, что судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности отказа истице в предоставлении испрашиваемых земельных участков по изложенным в отказе основаниям, администрация МО "Гвардейский район" обязана завершить процедуру предоставления земельных участков в аренду и рассмотреть соответствующее заявление Ж.
При таком положении решение суда не может быть признано законным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 сентября 2012 года в части возложения на администрацию МО "Гвардейский район" обязанности предоставить Ж. земельный участок площадью 1289 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>, на праве аренды отменить.
Вынести в этой части новое решение, которым обязать администрацию МО "Гвардейский район" рассмотреть заявление Ж. о предоставлении в аренду земельных участков площадью 1289 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, в соответствии с процедурой, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5464/2012Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2012 г. по делу N 33-5464/2012г.
Судья Татаренкова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей: Поникаровской Н.В., Николенко Л.Н.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО "Гвардейский район" на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 сентября 2012 года, которым признан незаконным отказ администрации МО "Гвардейский район" в предоставлении Ж. земельных участков на праве аренды и администрация МО "Гвардейский район" обязано предоставить Ж. земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1280 кв. м для ведения огородничества, расположенный по адресу: <...> и земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 345 кв. м для ведения огородничества, расположенный по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя администрации МО "Гвардейский район" Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Ж., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Ж. обратилась в суд с иском к администрации МО "Гвардейский район", указав, что длительное время с разрешения органов власти обрабатывает земельные участки, расположенные вблизи дома N 13, в котором она проживает.
Для оформления указанных участков и последующей передаче их ей в аренду, она в феврале 2012 года обратилась с соответствующим заявлением в администрацию МО "Гвардейский район". Ей были выданы утвержденные ответчиком схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане; за счет собственных средств были проведены землеустроительные работы и земельные участки площадью 1280 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...> с разрешенным видом использования - для ведения садоводства поставлены на кадастровый учет.
Вместе с тем, на ее заявление о предоставлении указанных земельных участков в аренду получен отказ администрации МО "Гвардейский район" со ссылкой на то, что в муниципальном образовании "Знаменское сельское поселение" отсутствует утвержденный генеральный план и правила застройки и землепользования.
Истица просила признать отказ администрации МО "Гвардейский район" незаконным и возложить на ответчика обязанность предоставить ей в аренду указанные земельные участки.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Гвардейский район" просит решение суда отменить, полагая, что в части понуждения администрации предоставить Ж. земельные участки оно не соответствует ст. 34 Земельного кодекса РФ и в частности ее положениям о необходимости обеспечения органом местного самоуправления заблаговременной публикации информации о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях.
Поскольку администрация такой публикации в отношении спорных земельных участков не производила, предоставление их Ж. будет являться нарушением установленной процедуры предоставления земельных участков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части возложения на администрацию муниципального образования обязанности предоставить истице земельные участки и оставлению без изменения в остальной части.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством регулируется ст. 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2-4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пункты 5, 6 ст. 34 ЗК РФ предусматривают, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Судом установлено, что на основании заявления Ж. о предоставлении в аренду земельных участков, администрацией МО "Гвардейский район" издано постановлением 231 от 29.02.2012, утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и выданы истице. Ж. в установленном законом порядке провела кадастровые работы, и земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Так, земельному участку площадью 1280 кв. м для ведения огородничества был присвоен кадастровый номер <...>, а участку площадью 345 кв. м для ведения садоводства присвоен номер <...>.
Однако в предоставлении указанных земельный участков Ж. было отказано и отказ мотивирован тем, что отсутствует утвержденный генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования.
Признавая такой отказ незаконным, суд первой инстанции правильно исходил из того, что само по себе отсутствие утвержденного генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки достаточным основанием к отказу в предоставлении земельных участков явиться не может.
Так, судом установлено, что в соответствии с проектом генерального плана МО "Знаменское сельское поселение", публичной кадастровой карты, в кадастровом квартале <...>, где истца и просила предоставить ей земельные участки, расположены земли, предназначенные для садоводства и огородничества.
Более того, начиная процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления исходил из того, что такие земельные участки с испрашиваемым видом разрешенного использования, могут быть предоставлены гражданину в аренду и при отсутствии утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки.
Таким образом, в той ситуации, когда заявитель Ж. осуществила необходимые кадастровые работы и выполнила указания, содержащиеся в Постановлении N 231, отказ администрации в предоставлении земельных участков по мотиву отсутствие такого плана и правил нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем, принимая решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанность предоставить истице указанные выше земельные участки на праве аренды, суд не учел, что в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления гражданам земельных участком включает в себя обязательную публикацию органом местного самоуправления информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).
Соблюдение такого условия предоставления земельных участков направлено на обеспечения принципа публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления и является обязательной.
Учитывая, что органом местного самоуправления не была обеспечена подготовка и публикация информации о земельных участках с кадастровыми номерами <...>, они не могут быть предоставлены истице без выполнения этого этапа процедуры предоставления, установленной законом.
В этой связи, учитывая, что судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности отказа истице в предоставлении испрашиваемых земельных участков по изложенным в отказе основаниям, администрация МО "Гвардейский район" обязана завершить процедуру предоставления земельных участков в аренду и рассмотреть соответствующее заявление Ж.
При таком положении решение суда не может быть признано законным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 сентября 2012 года в части возложения на администрацию МО "Гвардейский район" обязанности предоставить Ж. земельный участок площадью 1289 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>, на праве аренды отменить.
Вынести в этой части новое решение, которым обязать администрацию МО "Гвардейский район" рассмотреть заявление Ж. о предоставлении в аренду земельных участков площадью 1289 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 345 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, в соответствии с процедурой, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)