Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
ответчика - администрации Пензенского района Пензенской области - Пчелинцева А.В., доверенность,
в отсутствие:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль Пензенской области,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А49-2579/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича, г. Пенза, к администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль Пензенской области, о признании незаконным решения,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сидоров Макар Александрович обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка площадью 250 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровых кварталах 58:24:381401, 58:24:381402, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования схемы расположения земельного участка в кадастровых кварталах 58:24:381401, 58:24:381402.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012, требования удовлетворены.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, жалобу удовлетворить, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм процессуального и материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 06.03.2013 на 13:50.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Сидоров М.А. 03.02.12 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении за плату на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 25 га в целях осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства и его расширения в окрестностях с. Камайка. К заявлению приложены учредительные документы, выкопировка из плана местности.
Администрация письмом от 17.02.12 N 626 сообщила заявителю, что им не представлены бизнес-проектом, испрашиваемую площадь участка, не представил сведения о материально-технической базе фермерского хозяйства, позволяющей надлежащим образом обрабатывать участок. Просила представить указанную информацию для принятия решения по обращению.
Сидоров М.А., считая действия администрации отказом в предоставлении ему земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон) органы местного самоуправления содействуют осуществлению фермерскими хозяйствами своей деятельности, оказывают им поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
По правилам пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона.
Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 4 Федерального закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином, что имеет место в рассматриваемом случае, заключение соглашения не требуется.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона определено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами двух инстанций признано, что заявитель обратился в полномочный орган за предоставлением ему в аренду земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства с соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов территории видно, что в кадастровых кварталах N 68:24:0381401, 68:24:0381402 имеются свободные земельные участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования, в испрашиваемом заявителем размере.
Запрошенные в письме от 17.02.12 N 626 документы не входят в перечень, указанный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона.
Ссылка администрации на то, что 14.06.2012 в администрацию поступило заявление от ГУП ПО "Вазерское" о предоставлении спорных земельных участков в аренду, не может быть принята судами во внимание, поскольку на момент обращения Сидорова М.А. в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка и направления администрации ответа, а также в течение месячного срока, установленного администрации для принятия решения по заявлению, второе заявление о предоставлении того же земельного участка в администрацию не поступало.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что площадь участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается и, следовательно, суды правомерно пришли к выводу о том, что требование ответчика о представлении бизнес-проекта или сведений о материально-технической базе фермерского хозяйства по истечении срока, установленного для рассмотрения заявки, не соответствует положениям статьи 12 Федерального закона, и препятствуют работе крестьянского хозяйства.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы судов. Не указано, какие нормы права нарушены судами.
При таких обстоятельствах, а также с учетом постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2013 по делу N А49-2957/2012 обжалуемые судебные акты не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А49-2579/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А49-2579/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А49-2579/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
ответчика - администрации Пензенского района Пензенской области - Пчелинцева А.В., доверенность,
в отсутствие:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль Пензенской области,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А49-2579/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича, г. Пенза, к администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль Пензенской области, о признании незаконным решения,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сидоров Макар Александрович обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка площадью 250 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровых кварталах 58:24:381401, 58:24:381402, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования схемы расположения земельного участка в кадастровых кварталах 58:24:381401, 58:24:381402.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012, требования удовлетворены.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, жалобу удовлетворить, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм процессуального и материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 06.03.2013 на 13:50.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Сидоров М.А. 03.02.12 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении за плату на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 25 га в целях осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства и его расширения в окрестностях с. Камайка. К заявлению приложены учредительные документы, выкопировка из плана местности.
Администрация письмом от 17.02.12 N 626 сообщила заявителю, что им не представлены бизнес-проектом, испрашиваемую площадь участка, не представил сведения о материально-технической базе фермерского хозяйства, позволяющей надлежащим образом обрабатывать участок. Просила представить указанную информацию для принятия решения по обращению.
Сидоров М.А., считая действия администрации отказом в предоставлении ему земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон) органы местного самоуправления содействуют осуществлению фермерскими хозяйствами своей деятельности, оказывают им поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
По правилам пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона.
Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 4 Федерального закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином, что имеет место в рассматриваемом случае, заключение соглашения не требуется.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона определено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами двух инстанций признано, что заявитель обратился в полномочный орган за предоставлением ему в аренду земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства с соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов территории видно, что в кадастровых кварталах N 68:24:0381401, 68:24:0381402 имеются свободные земельные участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования, в испрашиваемом заявителем размере.
Запрошенные в письме от 17.02.12 N 626 документы не входят в перечень, указанный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона.
Ссылка администрации на то, что 14.06.2012 в администрацию поступило заявление от ГУП ПО "Вазерское" о предоставлении спорных земельных участков в аренду, не может быть принята судами во внимание, поскольку на момент обращения Сидорова М.А. в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка и направления администрации ответа, а также в течение месячного срока, установленного администрации для принятия решения по заявлению, второе заявление о предоставлении того же земельного участка в администрацию не поступало.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что площадь участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается и, следовательно, суды правомерно пришли к выводу о том, что требование ответчика о представлении бизнес-проекта или сведений о материально-технической базе фермерского хозяйства по истечении срока, установленного для рассмотрения заявки, не соответствует положениям статьи 12 Федерального закона, и препятствуют работе крестьянского хозяйства.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы судов. Не указано, какие нормы права нарушены судами.
При таких обстоятельствах, а также с учетом постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2013 по делу N А49-2957/2012 обжалуемые судебные акты не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А49-2579/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)