Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Фахрутдинов Ф.Ф., доверенность от 01.11.2011 г. N 100,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
Управления по недропользованию по Самарской области - извещен, не явился,
общества с ограниченной ответственностью "Росток" - Дякина О.Н., доверенность от 10.09.2012 г.,
администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2012 года по делу N А55-21318/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Управление по недропользованию по Самарской области, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Росток", Самарская область, с. Красный Яр,
администрация Кинель-Черкасского района Самарской области, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара" (далее - заявитель, ООО "Татнефть-Самара", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным бездействия, выраженного в несовершении действий по изъятию земельного участка путем выкупа, расположенного в Самарской области, Кинель-Черкасского района, общей площадью 1 га, принадлежащего ООО "Росток", необходимых для целей добычи углеводородного сырья ООО "Татнефть-Самара", и об обязании ТУ Росимущества в Самарской области провести действия по изъятию указанного земельного участка путем выкупа в федеральную собственность и после осуществления действий по приобретению в установленном порядке земельного участка предоставить его в аренду ООО "Татнефть-Самара" для использования в целях добычи углеводородного сырья.
Решением суда первой инстанции от 09 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Татнефть-Самара" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях. По мнению заявителя, в данном случае иными обстоятельствами являются требования ст. 25.1 Закона РФ "О недрах", предоставляющей право изъятия земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Государственная потребность в разработке принадлежащих ему месторождений прямо закреплена в ст. 15 Закона РФ "О недрах".
Суд неправомерно сослался на отсутствие Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, поскольку отсутствие подзаконного акта к федеральному закону не является основанием к его неисполнению.
Судом не применены положения ч. 6 ст. 13 АПК РФ и ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Считает, что в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.6.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 г. N 374 "об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Самарской области предоставлены полномочия по изъятию земельных участков у собственников, в том числе путем выкупа для государственных нужд, связанных с добычей углеводородного сырья.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Росток" (далее - ООО "Росток"), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители ответчика и иных третьих лиц в судебное заседание не явились. Ответчиком представлены письменные пояснения по делу.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Татнефть-Самара" имеет Лицензию СМР 01471 НР от 03.03.2010 г. по геологическому изучению, разведке и добычи углеводородного сырья на Западно-Александровском участке недр, расположенном в Кинель-Черкасском районе Самарской области (л.д. 7 - 25).
Предоставленные участки недр расположены непосредственно под земельным участком площадью 1,18 га с кадастровым номером 63:23:0118001:0001, принадлежащем на праве собственности ООО "Росток" (л.д. 131).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 г. по делу N А55-22660/2010 заявителю отказано в удовлетворении иска о понуждении заключения договора аренды с ООО "Росток".
01.09.2011 г. заявитель обратился к главе муниципального района Кинель-Черкасский с просьбой изъять земельный участок, принадлежащий ООО "Росток", с целью дальнейшей передачи ООО "Татнефть-Самара" для использования в добыче нефти.
Администрация в письме от 06.10.2011 г. указала Обществу, что решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принимает Министерство имущественных отношений Самарской области или ТУ Росимущества в Самарской области.
25.11.2011 г. заявитель направил обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области и в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой изъять земельный участок у ООО "Росток" с целью дальнейшего предоставления его в аренду ООО "Татнефть-Самара".
Министерство имущественных отношений Самарской области в письме от 28.12.2011 г. N 12/24365 указано, что Порядок рассмотрения заявлений об изъятии устанавливается Правительством Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 05.12.2011 г. N 24/864 сообщило заявителю, что в полномочия территориального управления не входит принятие решений об изъятии земельных участков, и обращение было перенаправлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Росимущество письмом от 19.03.2012 г. Указало заявителю, что полномочий по изъятию земельных участков для использования добычи нефти у Росимущества также отсутствуют.
Полагая, что ТУ Росимущество в Самарской области допускает незаконное бездействие, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
- 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
- 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в данной ситуации в силу положений ст. 279 ГК РФ подлежит определению уровень потребности государства в рассматриваемом земельном участке и как следствие - субъект, который имеет возможность и правовые основания рассматривать вопрос об изъятии земельного участка, исходя из соответствующих нужд - для муниципальных, для нужд субъекта РФ или для федеральных нужд, и принимать соответствующее решение.
В рассматриваемой ситуации заявитель необходимость изъятия земельного участка для федеральных нужд обосновывает наличием лицензии на право пользование недрами и правом Общества заниматься добычей недр.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вместе с тем вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Поскольку у ООО "Татнефть-Самара" имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет использования участка недр для указанных целей перед иными видами природопользования.
Статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 г. N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Заявителем не было приведено доводов о том, какая норма закона нарушена ТУ Росимущества в Самарской области и в чем конкретно выражены федеральные нужды, в связи с чем решение должно приниматься именно ответчиком как территориальным органом.
Между тем из анализа вышеприведенных норм следует, что на ТУ Росимущества в Самарской области законом не возложена обязанность по изъятию земельных участков у собственников для нужд пользователей недр.
До настоящего времени Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии со ст. 25.1 Закона РФ "О недрах" не принято.
Иными правовыми актами на ответчика также не возложена обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка у собственника для целей использования недр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о об отсутствии у ТУ Росимущества в Самарской области незаконного бездействия.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2012 года по делу N А55-21318/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-21318/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N А55-21318/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Фахрутдинов Ф.Ф., доверенность от 01.11.2011 г. N 100,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
Управления по недропользованию по Самарской области - извещен, не явился,
общества с ограниченной ответственностью "Росток" - Дякина О.Н., доверенность от 10.09.2012 г.,
администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2012 года по делу N А55-21318/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Управление по недропользованию по Самарской области, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Росток", Самарская область, с. Красный Яр,
администрация Кинель-Черкасского района Самарской области, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара" (далее - заявитель, ООО "Татнефть-Самара", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным бездействия, выраженного в несовершении действий по изъятию земельного участка путем выкупа, расположенного в Самарской области, Кинель-Черкасского района, общей площадью 1 га, принадлежащего ООО "Росток", необходимых для целей добычи углеводородного сырья ООО "Татнефть-Самара", и об обязании ТУ Росимущества в Самарской области провести действия по изъятию указанного земельного участка путем выкупа в федеральную собственность и после осуществления действий по приобретению в установленном порядке земельного участка предоставить его в аренду ООО "Татнефть-Самара" для использования в целях добычи углеводородного сырья.
Решением суда первой инстанции от 09 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Татнефть-Самара" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях. По мнению заявителя, в данном случае иными обстоятельствами являются требования ст. 25.1 Закона РФ "О недрах", предоставляющей право изъятия земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Государственная потребность в разработке принадлежащих ему месторождений прямо закреплена в ст. 15 Закона РФ "О недрах".
Суд неправомерно сослался на отсутствие Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, поскольку отсутствие подзаконного акта к федеральному закону не является основанием к его неисполнению.
Судом не применены положения ч. 6 ст. 13 АПК РФ и ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Считает, что в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.6.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 г. N 374 "об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Самарской области предоставлены полномочия по изъятию земельных участков у собственников, в том числе путем выкупа для государственных нужд, связанных с добычей углеводородного сырья.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Росток" (далее - ООО "Росток"), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители ответчика и иных третьих лиц в судебное заседание не явились. Ответчиком представлены письменные пояснения по делу.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Татнефть-Самара" имеет Лицензию СМР 01471 НР от 03.03.2010 г. по геологическому изучению, разведке и добычи углеводородного сырья на Западно-Александровском участке недр, расположенном в Кинель-Черкасском районе Самарской области (л.д. 7 - 25).
Предоставленные участки недр расположены непосредственно под земельным участком площадью 1,18 га с кадастровым номером 63:23:0118001:0001, принадлежащем на праве собственности ООО "Росток" (л.д. 131).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 г. по делу N А55-22660/2010 заявителю отказано в удовлетворении иска о понуждении заключения договора аренды с ООО "Росток".
01.09.2011 г. заявитель обратился к главе муниципального района Кинель-Черкасский с просьбой изъять земельный участок, принадлежащий ООО "Росток", с целью дальнейшей передачи ООО "Татнефть-Самара" для использования в добыче нефти.
Администрация в письме от 06.10.2011 г. указала Обществу, что решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принимает Министерство имущественных отношений Самарской области или ТУ Росимущества в Самарской области.
25.11.2011 г. заявитель направил обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области и в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой изъять земельный участок у ООО "Росток" с целью дальнейшего предоставления его в аренду ООО "Татнефть-Самара".
Министерство имущественных отношений Самарской области в письме от 28.12.2011 г. N 12/24365 указано, что Порядок рассмотрения заявлений об изъятии устанавливается Правительством Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 05.12.2011 г. N 24/864 сообщило заявителю, что в полномочия территориального управления не входит принятие решений об изъятии земельных участков, и обращение было перенаправлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Росимущество письмом от 19.03.2012 г. Указало заявителю, что полномочий по изъятию земельных участков для использования добычи нефти у Росимущества также отсутствуют.
Полагая, что ТУ Росимущество в Самарской области допускает незаконное бездействие, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
- 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
- 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в данной ситуации в силу положений ст. 279 ГК РФ подлежит определению уровень потребности государства в рассматриваемом земельном участке и как следствие - субъект, который имеет возможность и правовые основания рассматривать вопрос об изъятии земельного участка, исходя из соответствующих нужд - для муниципальных, для нужд субъекта РФ или для федеральных нужд, и принимать соответствующее решение.
В рассматриваемой ситуации заявитель необходимость изъятия земельного участка для федеральных нужд обосновывает наличием лицензии на право пользование недрами и правом Общества заниматься добычей недр.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вместе с тем вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Поскольку у ООО "Татнефть-Самара" имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет использования участка недр для указанных целей перед иными видами природопользования.
Статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 г. N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Заявителем не было приведено доводов о том, какая норма закона нарушена ТУ Росимущества в Самарской области и в чем конкретно выражены федеральные нужды, в связи с чем решение должно приниматься именно ответчиком как территориальным органом.
Между тем из анализа вышеприведенных норм следует, что на ТУ Росимущества в Самарской области законом не возложена обязанность по изъятию земельных участков у собственников для нужд пользователей недр.
До настоящего времени Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии со ст. 25.1 Закона РФ "О недрах" не принято.
Иными правовыми актами на ответчика также не возложена обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка у собственника для целей использования недр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о об отсутствии у ТУ Росимущества в Самарской области незаконного бездействия.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2012 года по делу N А55-21318/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)