Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.03.2013 по делу N А68-9802/12 (судья Литвинов А.В.), при участии от истца - Чудакова А.В. (доверенность от 02.10.2012), Бобылевой М.Н. (доверенность от 02.10.2012), от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Иванниковой Н.Л. (доверенность от 06.02.2012 N 71/2012-04), от Управления Росреестра - Чукановой Т.В. (доверенность от 23.10.2012), Абраминой Е.Е. (доверенность от 16.01.2013),
установил:
следующее.
- Открытое акционерное общество "Щекинское хлебоприемное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра) и Федеральному государственное бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными действий управления по внесению с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 19 919 526 рублей 03 копеек земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 общей площадью 18281 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилое здание (расположено в границах участка), адрес ориентира: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из кадастра с момента внесения кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 в размере 19 919 526 рублей 03 копеек и внести в кадастр иную кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 50 821 рубль 18 копеек.
Истец в ходе рассмотрения спора неоднократно уточнял заявленные требования, и в окончательной редакции просил признать принадлежность земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 площадью 18281 кв. м для целей государственной кадастровой оценки земель к 15 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования) и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость этого земельного с применением 15-го вида разрешенного использования. Уточнение исковых требований судом принято.
Решением суда от 22.03.2013 исковые требования к ФГУБ "ФКПП Росреестра" удовлетворены в части признания неправомерным отнесения (как кадастровой ошибки) земельного участка с кадастровым номером 71:32:010206:0169 общей площадью 18281 кв. м к 9 группе видов разрешенного использования, и необходимости применения для целей государственной кадастровой оценки земельного участка 15 группы видов разрешенного использования. В остальной части в иске отказано. В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Тульской области отказано полностью.
В апелляционной жалобе Управление просило решение арбитражного суда в удовлетворенной части отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права.
Поскольку истец в своем письменном отзыве на жалобу от 30.04.3013, а также в судебном заседании возражал против рассмотрения дела в пределах поступившей жалобы, судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта проверена в полном объеме.
Как установлено судом, общество, созданное путем преобразования государственного предприятия "Щекинское хлебоприемное предприятие" в акционерное общество, в результате приватизации приобрело в собственность объекты недвижимости согласно плану приватизации (проспекту эмиссии), утвержденному Комитетом по управлению имуществом Тульской области 07.02.1994.
Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 14.04.1997 N 4-300 обществу был предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок площадью 1,8284 га для эксплуатации производственных зданий и сооружений и с этим видом разрешенного использования был учтен органом кадастра в 1997 году при первоначальной постановке на кадастровый учет.
На основании договора купли-продажи от 18.06.2009 N 82/2009 общество приобрело арендуемый земельный участок в собственность в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Право собственности на земельный участок зарегистрировано с указанием этого же вида разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений.
Удовлетворив частично исковые требования, суд пришел к выводу, что общество является сельскохозяйственным предприятием, получило спорные земельные участки для производственных целей и фактически использует его по назначению для ведения сельскохозяйственной деятельности. На данных участках размещены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, полученные в процессе приватизации и предназначенные для использования в производстве сельскохозяйственной продукции, а именно: склады с подземной галереей, сушилки, автомобильные весы, очистная башня и прочие строения и сооружения аналогичного характера, имеющие общий адрес: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36.
Согласно плану приватизации Щекинского ХПП от 07.02.1994 основными видами деятельности предприятия являлась реализация муки, крупы; заготовка сельхозпродуктов и хранение. В уставе ОАО "Щекинское ХПП" в качестве предмета деятельности общества предусмотрено обеспечение закупок продовольственного и фуражного зерна, сортовых и природных семян зерновых, масленичных культур, травянистой муки и других культур и поставки их потребителям для федеральных и региональных нужд, а также для коммерческих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и фермеров, осуществляемых на основе заключенных договоров; оказание услуг сельским товаропроизводителям и фермерам по приемке, переработке, сушке, сортировке, хранению и отгрузки зерна и других культур осуществляемых на основе заключенных с ними договоров.
Из справки отдела по развитию АПК Администрации Щекинского района от 16.08.2012 N 176 усматривается, что ОАО "Щекинское хлебоприемное предприятие" с момента образования и по настоящее время осуществляет следующие виды деятельности: подработка, сушка, хранение и отгрузка зерна.
Согласно отчету ООО Независимое аудиторское бюро "Индекс Аудит Консалтинг", составленному с целью определения доли выручки от оказания предприятием деятельности по приемке, сушке, переработки и хранению зернопродукции, 100% выручки в 2011 году истцом получено от вышеуказанной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 71:32:010206:169 по состоянию на дату государственной кадастровой оценки (01.01.2008 г.) учитывался в государственном кадастре недвижимости со следующими характеристиками: местоположение: Тульская обл., г. Щекино, ул. Болдина, д. 36; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации производственных зданий и сооружений; площадь 18281 кв. м; дата учета - 12.08.2005.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
На основании данных исполнителя работ ФГУП "ФКЦ "Земля" по определению кадастровой стоимости земельных участков, в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тульской области, спорный земельный участок, при постановке на кадастровый учет, был отнесен к видам разрешенного использования земель, указанным в подпункте 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (9 группа видов разрешенного использования).
Результаты проведения государственной (массовой) кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области".
Согласно типовому перечню видов разрешенного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 14.08.2008 (приложение к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства от 29.06.2007 N п/0152), в состав земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования (15 группа) входят земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями; земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения.
Оспаривая действия ответчиков по применению в рамках кадастровой оценки земельного участка, истец указал, что на земельном участке с кадастровым номером 71:32:010206:169 расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения: здание сушилки, весы автомобильные (здание), здания складов N 1, 2, 3, 4, 5, гараж-мастерская (здание), пожарное депо (здание), очистная башня (здание) и др. (инвентарные карточки на основные средства - т. 3, свидетельства о государственной регистрации права - т. 2, л.д. 46-59).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, фактический вид деятельности общества на земельном участке, для которой он был предоставлен, функциональное назначение расположенных на земельном участке объектов недвижимости, имеет правовое значение для разрешения спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре недвижимости) при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее государственному хлебоприемному предприятию, а затем обществу, Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний N 39 перечень земельных участков формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной оценки земель по субъекту Российской Федерации. Впоследствии управление контролирует ход выполнения работ. Функции Федеральной кадастровой палат сводятся к ведению государственного кадастра недвижимости (приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93). При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск в полном объеме в отношении ФГУ "ФКП Росреестра".
Признав отнесение земельного участка к 9-ой группе видов разрешенного использования кадастровой ошибкой, суд посчитал, что она подлежит исправлению органом, осуществляющим функции кадастрового учета, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" и письмом Росрегистрации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка".
Между тем, указанный механизм применим при принятии органом кадастрового учета самостоятельного решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению: в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ); или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В настоящем случае спор передан на разрешение арбитражного суда, и в основе его возникновения послужили действия управления по присвоению спорному земельному участку определенного номера вида разрешенного использования.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11).
В отличие от административного вида судопроизводства (ч. 5 ст. 200 АПК РФ), в соответствии со статьей 65 АПК РФ в исковом производстве каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Цель, которую преследовало общество при обращении арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка. Однако истец не представил доказательства того, что при применении 15 группы видов разрешенного использования кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была бы меньше. Отчет независимого оценщика им не представлен, о назначении судебной экспертизы не заявлено; сведения о стоимости, которые необходимо вносить в кадастр недвижимости на основании решения арбитражного суда, не обозначены и не обоснованы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.03.2013 по делу N А68-9802/12 отменить
Открытому акционерному обществу "Щекинское хлебоприемное предприятие" отказать в иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 общей площадью 18281 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилое здание, адрес ориентира: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36, для целей государственной оценки к 15 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость данного земельного участка с применением 15 группы видов разрешенного использования.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9802/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. по делу N А68-9802/12
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.03.2013 по делу N А68-9802/12 (судья Литвинов А.В.), при участии от истца - Чудакова А.В. (доверенность от 02.10.2012), Бобылевой М.Н. (доверенность от 02.10.2012), от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Иванниковой Н.Л. (доверенность от 06.02.2012 N 71/2012-04), от Управления Росреестра - Чукановой Т.В. (доверенность от 23.10.2012), Абраминой Е.Е. (доверенность от 16.01.2013),
установил:
следующее.
- Открытое акционерное общество "Щекинское хлебоприемное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра) и Федеральному государственное бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными действий управления по внесению с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 19 919 526 рублей 03 копеек земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 общей площадью 18281 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилое здание (расположено в границах участка), адрес ориентира: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из кадастра с момента внесения кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 в размере 19 919 526 рублей 03 копеек и внести в кадастр иную кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 50 821 рубль 18 копеек.
Истец в ходе рассмотрения спора неоднократно уточнял заявленные требования, и в окончательной редакции просил признать принадлежность земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 площадью 18281 кв. м для целей государственной кадастровой оценки земель к 15 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования) и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость этого земельного с применением 15-го вида разрешенного использования. Уточнение исковых требований судом принято.
Решением суда от 22.03.2013 исковые требования к ФГУБ "ФКПП Росреестра" удовлетворены в части признания неправомерным отнесения (как кадастровой ошибки) земельного участка с кадастровым номером 71:32:010206:0169 общей площадью 18281 кв. м к 9 группе видов разрешенного использования, и необходимости применения для целей государственной кадастровой оценки земельного участка 15 группы видов разрешенного использования. В остальной части в иске отказано. В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Тульской области отказано полностью.
В апелляционной жалобе Управление просило решение арбитражного суда в удовлетворенной части отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права.
Поскольку истец в своем письменном отзыве на жалобу от 30.04.3013, а также в судебном заседании возражал против рассмотрения дела в пределах поступившей жалобы, судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта проверена в полном объеме.
Как установлено судом, общество, созданное путем преобразования государственного предприятия "Щекинское хлебоприемное предприятие" в акционерное общество, в результате приватизации приобрело в собственность объекты недвижимости согласно плану приватизации (проспекту эмиссии), утвержденному Комитетом по управлению имуществом Тульской области 07.02.1994.
Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 14.04.1997 N 4-300 обществу был предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок площадью 1,8284 га для эксплуатации производственных зданий и сооружений и с этим видом разрешенного использования был учтен органом кадастра в 1997 году при первоначальной постановке на кадастровый учет.
На основании договора купли-продажи от 18.06.2009 N 82/2009 общество приобрело арендуемый земельный участок в собственность в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Право собственности на земельный участок зарегистрировано с указанием этого же вида разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений.
Удовлетворив частично исковые требования, суд пришел к выводу, что общество является сельскохозяйственным предприятием, получило спорные земельные участки для производственных целей и фактически использует его по назначению для ведения сельскохозяйственной деятельности. На данных участках размещены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, полученные в процессе приватизации и предназначенные для использования в производстве сельскохозяйственной продукции, а именно: склады с подземной галереей, сушилки, автомобильные весы, очистная башня и прочие строения и сооружения аналогичного характера, имеющие общий адрес: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36.
Согласно плану приватизации Щекинского ХПП от 07.02.1994 основными видами деятельности предприятия являлась реализация муки, крупы; заготовка сельхозпродуктов и хранение. В уставе ОАО "Щекинское ХПП" в качестве предмета деятельности общества предусмотрено обеспечение закупок продовольственного и фуражного зерна, сортовых и природных семян зерновых, масленичных культур, травянистой муки и других культур и поставки их потребителям для федеральных и региональных нужд, а также для коммерческих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и фермеров, осуществляемых на основе заключенных договоров; оказание услуг сельским товаропроизводителям и фермерам по приемке, переработке, сушке, сортировке, хранению и отгрузки зерна и других культур осуществляемых на основе заключенных с ними договоров.
Из справки отдела по развитию АПК Администрации Щекинского района от 16.08.2012 N 176 усматривается, что ОАО "Щекинское хлебоприемное предприятие" с момента образования и по настоящее время осуществляет следующие виды деятельности: подработка, сушка, хранение и отгрузка зерна.
Согласно отчету ООО Независимое аудиторское бюро "Индекс Аудит Консалтинг", составленному с целью определения доли выручки от оказания предприятием деятельности по приемке, сушке, переработки и хранению зернопродукции, 100% выручки в 2011 году истцом получено от вышеуказанной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 71:32:010206:169 по состоянию на дату государственной кадастровой оценки (01.01.2008 г.) учитывался в государственном кадастре недвижимости со следующими характеристиками: местоположение: Тульская обл., г. Щекино, ул. Болдина, д. 36; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации производственных зданий и сооружений; площадь 18281 кв. м; дата учета - 12.08.2005.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
На основании данных исполнителя работ ФГУП "ФКЦ "Земля" по определению кадастровой стоимости земельных участков, в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тульской области, спорный земельный участок, при постановке на кадастровый учет, был отнесен к видам разрешенного использования земель, указанным в подпункте 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (9 группа видов разрешенного использования).
Результаты проведения государственной (массовой) кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области".
Согласно типовому перечню видов разрешенного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 14.08.2008 (приложение к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства от 29.06.2007 N п/0152), в состав земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования (15 группа) входят земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями; земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения.
Оспаривая действия ответчиков по применению в рамках кадастровой оценки земельного участка, истец указал, что на земельном участке с кадастровым номером 71:32:010206:169 расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения: здание сушилки, весы автомобильные (здание), здания складов N 1, 2, 3, 4, 5, гараж-мастерская (здание), пожарное депо (здание), очистная башня (здание) и др. (инвентарные карточки на основные средства - т. 3, свидетельства о государственной регистрации права - т. 2, л.д. 46-59).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, фактический вид деятельности общества на земельном участке, для которой он был предоставлен, функциональное назначение расположенных на земельном участке объектов недвижимости, имеет правовое значение для разрешения спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре недвижимости) при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее государственному хлебоприемному предприятию, а затем обществу, Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний N 39 перечень земельных участков формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной оценки земель по субъекту Российской Федерации. Впоследствии управление контролирует ход выполнения работ. Функции Федеральной кадастровой палат сводятся к ведению государственного кадастра недвижимости (приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93). При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск в полном объеме в отношении ФГУ "ФКП Росреестра".
Признав отнесение земельного участка к 9-ой группе видов разрешенного использования кадастровой ошибкой, суд посчитал, что она подлежит исправлению органом, осуществляющим функции кадастрового учета, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" и письмом Росрегистрации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка".
Между тем, указанный механизм применим при принятии органом кадастрового учета самостоятельного решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению: в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ); или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В настоящем случае спор передан на разрешение арбитражного суда, и в основе его возникновения послужили действия управления по присвоению спорному земельному участку определенного номера вида разрешенного использования.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11).
В отличие от административного вида судопроизводства (ч. 5 ст. 200 АПК РФ), в соответствии со статьей 65 АПК РФ в исковом производстве каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Цель, которую преследовало общество при обращении арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка. Однако истец не представил доказательства того, что при применении 15 группы видов разрешенного использования кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была бы меньше. Отчет независимого оценщика им не представлен, о назначении судебной экспертизы не заявлено; сведения о стоимости, которые необходимо вносить в кадастр недвижимости на основании решения арбитражного суда, не обозначены и не обоснованы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.03.2013 по делу N А68-9802/12 отменить
Открытому акционерному обществу "Щекинское хлебоприемное предприятие" отказать в иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 71:32:01 02 06:0169 общей площадью 18281 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилое здание, адрес ориентира: Тульская область, г. Щекино, ул. Болдина, д. 36, для целей государственной оценки к 15 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость данного земельного участка с применением 15 группы видов разрешенного использования.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)