Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "14" июня 2013 года по делу N А06-571/2013 (судья Н.А. Сорокин),
по заявлению ИП Джамалдаевой А.Х., г. Астрахань,
к Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области,
о признании незаконным отказа
установил:
В арбитражный суд Астраханской области обратилась ИП Джамалдаева А.Х. с заявлением к Администрации муниципального образования "Красноярский район" о признании незаконным отказа, выраженного в расчете цены выкупа земельного участка, приложенного к письму N 1150/2 от 15.01.2013 года в предоставлении по льготной цене, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование "Забузанский сельсовет" (далее МО "Забузанский сельсовет"), п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100 м, кадастровый номер 30:06:080208:12; об обязании в течение месяца после вступления решения суда в законную силу предоставить расчет цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО "Забузанский сельсовет", п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100м, кадастровый номер 30:06::080208:12, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" по цене не более 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 14 июня 2013 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Администрация не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 25 января 2010 года заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: литер А -бригадный дом, общей площадью 230,3 кв. м; литер Б - дизельная, общей площадью 24,4 кв. м; литер В- мастерские, общей площадью 26,5 кв. м; литер Г- склад, общей площадью 62,9 кв. м; литер Д - склад, общей площадью 22,9 кв. м, расположенные по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО "Забузанский сельсовет", п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
19.11.2010 года в целях реализации права, установленного статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в орган местного самоуправления -Администрацию муниципального образования "Красноярский район" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
21.12.2010 г. было вынесено постановление Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области N 1641 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Джамалдаевой А.Х.".
02.07.2012 г. Постановлением администрации МО "Красноярский район" Астраханской области N 792 "О внесении изменений в постановление администрации района от 21.12.2010 г. N 1641" были внесены изменения относительно площади земельного участка и кадастрового номера. Однако, расчет цены выкупа земельного участка в данном постановлении не был указан.
27 июня 2012 г. предпринимателем Джамалдаевой А.Х. в адрес администрации МО "Красноярский район" Астраханской области дополнительно направлено заявление применения ФЗ "о введение в действие Земельного Кодекса РФ"N 137-ФЗ ст. 2 п. 1, 2.
14.09.2012 г. администрацией МО "Красноярский район" Астраханской области заявителю было направлено письмо о необходимости предоставления дополнительных документов, свидетельствующих об отчуждении объектов недвижимости из государственной собственности.
22 ноября 2012 г. индивидуальным предпринимателем Джамалдаевой А.Х. в адрес администрации МО "Красноярский район" Астраханской области было направлено заявление с приложением дополнительного документа - решения Красноярского районного суда г. Астрахани от 29 апреля 2009 г. о признании права собственности за Музафаровым В.А. права собственности на объекты недвижимости, которые в настоящее время принадлежат индивидуальному предпринимателю Джамалдаевой А.Х.
15 января 2013 г. администрацией МО "Красноярский район" Астраханской области в адрес индивидуального предпринимателя Джамалдаевой А.Х. было направлено письмо о необходимости обращения для заключения договора купли-продажи земельного участка в автономное учреждение Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области" с приложением к нему пакета документов на 18-листах, среди которых находился расчет цены выкупа земельного участка.
31 января 2013 г. при вручении индивидуальному предпринимателю Джамалдаевой А.Х. документов стало известно, что расчет цены выкупа земельного участка произведен без применения льготы в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Считая решение Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области об отказе в предоставлении земельного участка по льготной цене незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области за защитой своего нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что документы, дающие основания заявителю приобрести спорный земельный участок по льготной цене, представлены в полном объеме и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для отказа в применении льготной выкупной цены земельного участка.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09 апреля 2009 г. N 14649/08.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что находящиеся в собственности заявителя объекты недвижимого имущества:: литер А -бригадный дом, общей площадью 230,3 кв. м; литер Б - дизельная, общей площадью 24,4 кв. м; литер В- мастерские, общей площадью 26,5 кв. м; литер Г- склад, общей площадью 62,9 кв. м; литер Д - склад, общей площадью 22,9 кв. м ранее находились в государственной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за Астраханским областным государственным унитарным предприятием "Астраханьавтодорремстрой" (договор закрепления N 94 от 18.10.2000 г.).
Согласно Распоряжению Правительства Астраханской области от 19.01.2006 года N 5-Пр "О согласовании продажи государственного имущества Астраханской области и о признании утратившим силу распоряжения Правительства Астраханской области от 15.03.2005 года N 5-Пр" указанное имущество было реализовано ООО ПКФ "Век" по договору N 30 от 12.09.2006 года.
По договору об отступном данное имущество перешло к Музафарову В.А.
25.01.2010 года по договору купли-продажи недвижимое имущество от Музафарова В.А. перешло в собственность предпринимателю Джамалдаевой А.Х.
Факт перехода имущества из государственной собственности к Музафарову В.А. подтверждаются вступившим в законную силу решением Красноярского районного суда Астраханской области от 29.04.2009 года.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отказ, выраженный в расчете цены выкупа земельного участка, приложенного к письму N 1150/2 от 15.01.2013 года в предоставлении по льготной цене, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование "Забузанский сельсовет" (далее МО "Забузанский сельсовет"), п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100 м, кадастровый номер 30:06:080208:12; является незаконным и противоречащим положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что разночтения в перечне имущества, перешедшего от ООО ПКФ "Век" к Музафарову В.А., с перечнем имущества, ранее находившимся у ГП "Астраханьавтодорремстрой", объясняются некачественно проведенной первичной инвентаризацией Красноярским отделением Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в 2004 году, так как наименования объектов были записаны со слов механика АБЗ Прокопенко А.В.
В данном случае документы, дающие основания заявителю приобрести спорный земельный участок по льготной цене, представлены в полном объеме и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в связи с чем, законные основания для отказа в применении льготной выкупной цены земельного участка отсутствовали.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, в случае признания оспариваемого действия (бездействия) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на обстоятельства, которым бы суд первой инстанции не дал оценки, не указывает по каким основаниям выводы суда считает необоснованными, не соответствующими нормам материального права. Новых доказательств податель апелляционной жалобы не представляет и на наличие таковых не ссылается.
Апелляционная жалоба направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции при принятии решения учтены фактические обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 67, 68 АПК РФ. Нарушений норм материального права не установлено. Суд первой инстанции при принятии судебного акта не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Астраханской области от "14" июня 2013 года по делу N А06-571/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N А06-571/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N А06-571/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "14" июня 2013 года по делу N А06-571/2013 (судья Н.А. Сорокин),
по заявлению ИП Джамалдаевой А.Х., г. Астрахань,
к Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области,
о признании незаконным отказа
установил:
В арбитражный суд Астраханской области обратилась ИП Джамалдаева А.Х. с заявлением к Администрации муниципального образования "Красноярский район" о признании незаконным отказа, выраженного в расчете цены выкупа земельного участка, приложенного к письму N 1150/2 от 15.01.2013 года в предоставлении по льготной цене, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование "Забузанский сельсовет" (далее МО "Забузанский сельсовет"), п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100 м, кадастровый номер 30:06:080208:12; об обязании в течение месяца после вступления решения суда в законную силу предоставить расчет цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО "Забузанский сельсовет", п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100м, кадастровый номер 30:06::080208:12, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" по цене не более 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 14 июня 2013 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Администрация не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 25 января 2010 года заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: литер А -бригадный дом, общей площадью 230,3 кв. м; литер Б - дизельная, общей площадью 24,4 кв. м; литер В- мастерские, общей площадью 26,5 кв. м; литер Г- склад, общей площадью 62,9 кв. м; литер Д - склад, общей площадью 22,9 кв. м, расположенные по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО "Забузанский сельсовет", п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
19.11.2010 года в целях реализации права, установленного статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в орган местного самоуправления -Администрацию муниципального образования "Красноярский район" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
21.12.2010 г. было вынесено постановление Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области N 1641 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Джамалдаевой А.Х.".
02.07.2012 г. Постановлением администрации МО "Красноярский район" Астраханской области N 792 "О внесении изменений в постановление администрации района от 21.12.2010 г. N 1641" были внесены изменения относительно площади земельного участка и кадастрового номера. Однако, расчет цены выкупа земельного участка в данном постановлении не был указан.
27 июня 2012 г. предпринимателем Джамалдаевой А.Х. в адрес администрации МО "Красноярский район" Астраханской области дополнительно направлено заявление применения ФЗ "о введение в действие Земельного Кодекса РФ"N 137-ФЗ ст. 2 п. 1, 2.
14.09.2012 г. администрацией МО "Красноярский район" Астраханской области заявителю было направлено письмо о необходимости предоставления дополнительных документов, свидетельствующих об отчуждении объектов недвижимости из государственной собственности.
22 ноября 2012 г. индивидуальным предпринимателем Джамалдаевой А.Х. в адрес администрации МО "Красноярский район" Астраханской области было направлено заявление с приложением дополнительного документа - решения Красноярского районного суда г. Астрахани от 29 апреля 2009 г. о признании права собственности за Музафаровым В.А. права собственности на объекты недвижимости, которые в настоящее время принадлежат индивидуальному предпринимателю Джамалдаевой А.Х.
15 января 2013 г. администрацией МО "Красноярский район" Астраханской области в адрес индивидуального предпринимателя Джамалдаевой А.Х. было направлено письмо о необходимости обращения для заключения договора купли-продажи земельного участка в автономное учреждение Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области" с приложением к нему пакета документов на 18-листах, среди которых находился расчет цены выкупа земельного участка.
31 января 2013 г. при вручении индивидуальному предпринимателю Джамалдаевой А.Х. документов стало известно, что расчет цены выкупа земельного участка произведен без применения льготы в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Считая решение Администрации МО "Красноярский район" Астраханской области об отказе в предоставлении земельного участка по льготной цене незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области за защитой своего нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что документы, дающие основания заявителю приобрести спорный земельный участок по льготной цене, представлены в полном объеме и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для отказа в применении льготной выкупной цены земельного участка.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09 апреля 2009 г. N 14649/08.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что находящиеся в собственности заявителя объекты недвижимого имущества:: литер А -бригадный дом, общей площадью 230,3 кв. м; литер Б - дизельная, общей площадью 24,4 кв. м; литер В- мастерские, общей площадью 26,5 кв. м; литер Г- склад, общей площадью 62,9 кв. м; литер Д - склад, общей площадью 22,9 кв. м ранее находились в государственной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за Астраханским областным государственным унитарным предприятием "Астраханьавтодорремстрой" (договор закрепления N 94 от 18.10.2000 г.).
Согласно Распоряжению Правительства Астраханской области от 19.01.2006 года N 5-Пр "О согласовании продажи государственного имущества Астраханской области и о признании утратившим силу распоряжения Правительства Астраханской области от 15.03.2005 года N 5-Пр" указанное имущество было реализовано ООО ПКФ "Век" по договору N 30 от 12.09.2006 года.
По договору об отступном данное имущество перешло к Музафарову В.А.
25.01.2010 года по договору купли-продажи недвижимое имущество от Музафарова В.А. перешло в собственность предпринимателю Джамалдаевой А.Х.
Факт перехода имущества из государственной собственности к Музафарову В.А. подтверждаются вступившим в законную силу решением Красноярского районного суда Астраханской области от 29.04.2009 года.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отказ, выраженный в расчете цены выкупа земельного участка, приложенного к письму N 1150/2 от 15.01.2013 года в предоставлении по льготной цене, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование "Забузанский сельсовет" (далее МО "Забузанский сельсовет"), п. Белый Ильмень, от реки Белый Ильмень с западной стороны на расстоянии 100 м, кадастровый номер 30:06:080208:12; является незаконным и противоречащим положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что разночтения в перечне имущества, перешедшего от ООО ПКФ "Век" к Музафарову В.А., с перечнем имущества, ранее находившимся у ГП "Астраханьавтодорремстрой", объясняются некачественно проведенной первичной инвентаризацией Красноярским отделением Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в 2004 году, так как наименования объектов были записаны со слов механика АБЗ Прокопенко А.В.
В данном случае документы, дающие основания заявителю приобрести спорный земельный участок по льготной цене, представлены в полном объеме и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в связи с чем, законные основания для отказа в применении льготной выкупной цены земельного участка отсутствовали.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, в случае признания оспариваемого действия (бездействия) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на обстоятельства, которым бы суд первой инстанции не дал оценки, не указывает по каким основаниям выводы суда считает необоснованными, не соответствующими нормам материального права. Новых доказательств податель апелляционной жалобы не представляет и на наличие таковых не ссылается.
Апелляционная жалоба направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции при принятии решения учтены фактические обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 67, 68 АПК РФ. Нарушений норм материального права не установлено. Суд первой инстанции при принятии судебного акта не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Астраханской области от "14" июня 2013 года по делу N А06-571/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)