Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24373/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А65-24373/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 по делу N А65-24373/2012 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан,
третьи лица:
муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск Республики Татарстан,
Гимадиев Дамир Кадирзанович, г. Нижнекамск Республики Татарстан,
об оспаривании решения и предписания,

установил:

Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск (далее - заявитель, исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании решения и предписания по делу N 06-90/2012 от 01.08.2012 недействительными (л.д. 4 - 6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" и Гимадиев Дамир Кадирзанович (далее - третьи лица)
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 по делу N А65-24373/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 72 - 76).
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.12.2012 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (д. 86 - 87).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с поздним получением определения суда от 06.03.2013 (19.03.2013) и отсутствием возможности подготовить командировочную документацию для направления сотрудника для участия в рассматриваемом деле 20.03.2013.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно абзацу 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство может быть отложено по решению председателя арбитражного суда, заместителя председателя арбитражного суда или председателя судебного состава в случае болезни судьи или по иным причинам невозможности проведения судебного заседания на срок, не превышающий десяти дней.
На основании изложенного определением председателя четвертого судебного состава Юдкина А.А. от 06.03.2013 в связи с болезнью судьи Захаровой Е.И. рассмотрение дела было отложено на 20.03.2013 на 10 час. 00 мин.
Учитывая короткий срок, предусмотренный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для отложения дела по указанным выше причинам, а также обязанность лица, участвующего в деле, отслеживать движение дела в сети Интернет, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания уважительной причины, указанной антимонопольным органом в заявленном ходатайстве, и для отложения судебного разбирательства на более поздний срок.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр антимонопольным органом была проведена плановая проверка в исполнительном комитете.
По результатам планового контрольного мероприятия был составлен акт от 30.09.2011 N 43/06, с выявленными признаками нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Исполнительным комитетом принято постановление от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.".
Ответчиком установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в русскоязычном экземпляре газеты.
Усмотрев в действиях заявителя признаки нарушения антимонопольного законодательства, ответчиком было возбуждено дело N 06-90/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01.08.2012 принято решение N А06-90/2012, которым действия исполнительного комитета, выразившиеся в вынесении постановления от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.", были признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, могущими привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 заявителю выдано предписание по делу N А06-90/2012, которым предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отменить постановление заявителя от 22.02.2011 N 170.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Ответчиком установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в русскоязычном экземпляре газеты ("Нижнекамская правда").
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, по мнению административного органа действия исполнительного комитета привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в вынесении постановления от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно статьи 19.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: средствами массовой информации, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 и статьей 14 настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Республики Татарстан в средствах массовой информации, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, публикуются сообщения по вопросу наличия предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В рамках полномочий установленных Земельным кодексом Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Республики Татарстан в собственности Республики Татарстан находятся земельные участки:
- - признанные таковыми федеральными законами;
- - право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - приобретенные Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указано в письме Министерства экономического развития РФ от 16.03.2010 N Д23-867 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Государственная собственность на земельный участок площадью 1761 кв. м предоставленный постановлением от 22.02.2011 N 170, не разграничена.
В силу чего, подлежит применению норма статьи 19.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газеты "Нижнекамская правда" (прежнее название газеты "Ленинская правда") и "Туган як".
Согласно статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", нормы которого могут быть применены по аналогии в данном случае, устанавливает, что официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации.
Извещение о предоставлении земельного участка площадью 1761 кв. м было опубликовано в газете "Нижнекамская правда" от 11.12.2010 (л.д. 14).
Таким образом, заявитель считает, что решение комиссии о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.", в связи с этим является незаконным и необоснованным.
Однако, позицию о применении по аналогии статьи 4 Федерального закона РФ от 14.06.1994 N 5-ФЗ, суд правомерно признал ошибочной, поскольку положения данной нормы, при наличии специальных норм, определяющих порядок опубликования в средствах массовой информации обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, применению не подлежат.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что государственная собственность на земельный участок площадью 1761 кв. м предоставленный постановлением от 22.02.2011 N 170, не разграничена, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 19.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть "Нижнекамская правда" и "Туган як" (Решение Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48).
Однако, судом установлено, что несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Нижнекамская правда" и "Туган як", заявителем извещение о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения было опубликовано только в газете "Нижнекамская правда" 11.12.2010, русскоязычном экземпляре газеты, что и не оспаривается самим заявителем.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры предоставления земельных участков.
Данный факт также свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия заявителя привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в вынесении постановления от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.".
Данный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2012 N А65-642/2012).
Довод заявителя о том, что принятое постановление является внутренним распорядительным актом исполнительного комитета, и основанием возникновения права аренды является договор аренды, а не оспариваемое постановление, требования ответчика должны быть направлены не на отмену постановления, а на признание заключенного с Гимадиевым Д.К. договора аренды земельного участка несоответствующим закону, и сама по себе отмена постановления не повлечет прекращение арендных отношений с Гимадиевым Д.К., обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку договор аренды земельного участка был заключен с Гимадиевым Д.К. на основании и во исполнение постановления от 22.02.2011 года N 170, в связи с чем в целях устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган правомерно в рамках своей компетенции выдал комитету (органу, издавшему постановление N 170) предписание от 01.08.2012 о совершении действий, направленных на возврат земельного участка.
Таким образом, ответчиком устанавливалась причинно-следственная связь между принятым постановлением от 22.02.2011 N 170 и возникшим ограничением конкуренции.
Изучив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на основании полного и всестороннего изучения материалов проверки, соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 11.12.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, но не взыскиваются, в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 по делу N А65-24373/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)