Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чернова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Болат-оол А.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 незаконным по апелляционной жалобе администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года,
установила:
И.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 незаконным, указывая на то, что данным постановлением городскому поселению Туран Пий-Хемского кожууна в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью ** кв. м для размещения полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок предоставлен в нарушение требований федерального законодательства без проведения специальных исследований (геологических, гидрологических и иных). Исполнительным органом местного самоуправления в лице председателя администрации Пий-Хемского кожууна нарушаются права и интересы граждан, как проживающих на территории города Турана, так и временно пребывающих в нем, на защиту жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, политика которой направлена на защиту интересов личности, общества и государства в сфере земельного, градостроительного законодательства. Просил признать незаконным постановление председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка".
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года заявление прокурора удовлетворено, постановление председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 признано незаконным.
Администрация городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, указывая на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, городское поселение город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, которому оспариваемым постановлением предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, не было привлечено к участию в деле. Суд принял решение о правах обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления и.о. прокурора Пий-Хемского района.
В судебном заседании прокурор О. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора О., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены постановленного по делу решения.
Поскольку суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса о принятии апелляционной жалобы администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна пришел к выводу о том, что принятое решение затрагивает его права и обязанности, указанное обстоятельство является безусловным основанием к отмене решения суда. Судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" городскому поселению Туран Пий-Хемского кожууна в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью ** кв., находящийся по адресу: **, для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Пий-Хемского кожууна при вынесении оспариваемого решения требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. 4.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, выбор участка для размещения объектов (объектов размещения отходов) осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления принимает решение с учетом зонирования территорий.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 земельный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов предоставлен без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. Данное обстоятельство заинтересованными лицами по делу не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение администрации Пий-Хемского кожууна о предоставлении земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов принято в нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды.
Следовательно, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Заявление и.о. прокурора Пий-Хемского района удовлетворить.
Признать незаконным постановление председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка".
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-991/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N 33-991/2013
Судья: Чернова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Болат-оол А.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 незаконным по апелляционной жалобе администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года,
установила:
И.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 незаконным, указывая на то, что данным постановлением городскому поселению Туран Пий-Хемского кожууна в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью ** кв. м для размещения полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок предоставлен в нарушение требований федерального законодательства без проведения специальных исследований (геологических, гидрологических и иных). Исполнительным органом местного самоуправления в лице председателя администрации Пий-Хемского кожууна нарушаются права и интересы граждан, как проживающих на территории города Турана, так и временно пребывающих в нем, на защиту жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, политика которой направлена на защиту интересов личности, общества и государства в сфере земельного, градостроительного законодательства. Просил признать незаконным постановление председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка".
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года заявление прокурора удовлетворено, постановление председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 признано незаконным.
Администрация городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, указывая на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, городское поселение город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, которому оспариваемым постановлением предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, не было привлечено к участию в деле. Суд принял решение о правах обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления и.о. прокурора Пий-Хемского района.
В судебном заседании прокурор О. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора О., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены постановленного по делу решения.
Поскольку суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса о принятии апелляционной жалобы администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна пришел к выводу о том, что принятое решение затрагивает его права и обязанности, указанное обстоятельство является безусловным основанием к отмене решения суда. Судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" городскому поселению Туран Пий-Хемского кожууна в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью ** кв., находящийся по адресу: **, для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Пий-Хемского кожууна при вынесении оспариваемого решения требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. 4.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, выбор участка для размещения объектов (объектов размещения отходов) осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления принимает решение с учетом зонирования территорий.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Пий-Хемского кожууна от 02 июля 2012 года N 650 земельный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов предоставлен без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. Данное обстоятельство заинтересованными лицами по делу не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение администрации Пий-Хемского кожууна о предоставлении земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов принято в нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды.
Следовательно, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Заявление и.о. прокурора Пий-Хемского района удовлетворить.
Признать незаконным постановление председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года N 650 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка".
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)