Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дулуш В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Канзая А.А., Куулар Л.Д.,
с участием прокурора Монгал Л.А.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Д. о признании незаконными действия должностных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла по вынесению отказа в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по доверенности Ч. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года,
установила:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд в защиту интересов Д. с заявлением о признании незаконным действия должностных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла по вынесению отказа в предоставлении земельного участка и обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла принять решение по выделению Д. и членам ее семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га. Указал на то, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка по обращению Д. о нарушении должностными лицами Министерства земельных и имущественных отношений республики (далее - Минземимущества) права на получение земельного участка в собственность бесплатно как многодетной семье. На заявление Д. о выделении земельного участка для индивидуального строительства Минземимуществом дан ответ об отсутствии пустующих земельных участков, пригодных для индивидуального жилищного строительства. Д. имеет на иждивении ** несовершеннолетних детей А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает, что отказ в бесплатном предоставлении в собственность Д. земельного участка в связи с отсутствием пустующих земельных участков, является необоснованным и нарушает права семьи Д.
Определением суда от 23 января 2013 года по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва и М.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года признан незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Постановлено обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Д. земельного участка в собственность бесплатно на "территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении требований к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла отказано.
Не согласившись с решением, представитель Минземимущества по доверенности Ч. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду нарушений норм материального и процессуального права, а также не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование указал на нарушение судом норм ст. 222 ГПК РФ, поскольку прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ не имел права на подписание и предъявление иска в защиту интересов Д. Также указывает на нарушение судом положений ст. ст. 13, 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле", так как в соответствии со ст. 13 указанного закона предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Ст. 13.2 указанного закона предусмотрен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, в соответствии с которым очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющих ребенка-инвалида, определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет. Затем, министерство либо органы местного самоуправления после проведенных работ по формированию земельных участков предоставляют названным льготным категориям граждан земельные участки согласно реестру. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва N 473 от 29.08.2012 года "О порядке ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие участки", реестр учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, ведет Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва. Считает, что суд не учел Положение о порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденное решением Хурала представителей г. Кызыла от 23 ноября 2010 года N 254, которым определен порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно и этим порядком установлено, что бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, будет производится только после того, как будут сформированы земельные участки и опубликован перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании прокурор Л., истица Д. просили решение оставить без изменения.
Представители Минземимущества РТ, Министерства труда и социальной политики РТ, мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13.1 настоящего Конституционного закона установлено, что отказ в бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Частью 1 статьи 13.2. настоящего Конституционного закона установлено, что семьи, имеющие трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Республики Тыва органа исполнительной власти, органа местного самоуправления бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, путем заключения договора бесплатного предоставления земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 13.2 настоящего Конституционного закона учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в течение месяца со дня регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка принимает решение о постановке на учет многодетной семьи, семьи, имеющей ребенка-инвалида, в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Конституционным законом либо об отказе в постановке на учет.
Пунктом 10 статьи 13.2 настоящего Конституционного закона установлено, что уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в десятидневный срок со дня утверждения соответствующего перечня земельных участков направляют согласно очередности земельного участка в перечне земельных участков письменное уведомление с предложением о предоставлении конкретного земельного участка многодетной семье, семье, имеющей ребенка-инвалида, в собственность бесплатно согласно очередности регистрации заявления в Реестре при постановке на учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Д. состоит в зарегистрированном браке с М. и имеет ** несовершеннолетних детей.
03 июля 2012 года Д. подано заявление на имя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома бесплатно, так как ее семья является многодетной, она имеет ** детей, собственного жилья не имеет.
Как следует из ответа Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 15 июля 2011 года, Д. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в собственности Республики Тыва отсутствуют земельные участка, пригодные для индивидуального жилищного строительства, а также для формирования земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства требуется обязательное получение технических условий подключения к объектам инженерной коммуникации. В настоящее время из-за энергетического дефицита в республике, особенно в ** подготовка земельных участков для предоставления льготным категориям граждан не представляется возможным. В связи с этим предоставление земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства на территории г. Кызыла Министерством земельных и имущественных отношений РТ в 2011 году не осуществляется.
Согласно контрольной карточки от ДД.ММ.ГГГГ М., проживающий по адресу: ** состоит в очереди по получению жилья как малоимущий на основании постановления N ** от ДД.ММ.ГГГГ.
Из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N ** следует, что Д. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Республики Тыва.
Таким образом, суд на основании представленных доказательств, правильно применив нормы закона, пришел к обоснованному выводу о том, что семья Д. относится к категории многодетных семей, имеет право на получение бесплатно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. При этом суд правомерно признал отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка ввиду отсутствия пустующих земель незаконным, поскольку такого основания для отказа в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, закон не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков осуществляется только после сформирования и опубликования их перечня, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из искового заявления прокурора следует, что им ставится вопрос о признании незаконным отказа Д. в предоставлении земельного участка как многодетной семье.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства не распространяется ограничение о подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, по данному делу прокурор действует в рамках предоставленных ему законом, полномочий, защищая право Д. на социальное обеспечение, поэтому доводы жалобы в этой части необоснованны.
Между тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части порядка предоставления земельного участка Д. по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" установлено, что семьи, имеющие трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва.
В силу ч. 6 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет.
Постановлением Правительства РТ от 29 августа 2012 года N 473 утвержден Порядок ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки (далее - Правила).
В соответствии с п. 13 Правил включение в Реестр учета многодетных семей, семей, имеющих ребенка-инвалида, и установление очередности на получение земельного участка ведется исходя из даты принятия Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местными администрациями муниципальных образований Республики Тыва соответствующих заявлений многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида.
Земельные участки предоставляются многодетным семьям, семьям, имеющим ребенка-инвалида, согласно очередности включения их в Реестр учета (п. 20 Порядка).
Поскольку законодательством регламентирована очередность предоставления бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, то земельный участок должен быть предоставлен Д. согласно утвержденному реестру в порядке очереди.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года изменить, изложив в следующей редакции:
"Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Д. земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 августа 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-755/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N 33-755/2013
Судья: Дулуш В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Канзая А.А., Куулар Л.Д.,
с участием прокурора Монгал Л.А.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Д. о признании незаконными действия должностных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла по вынесению отказа в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по доверенности Ч. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года,
установила:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд в защиту интересов Д. с заявлением о признании незаконным действия должностных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла по вынесению отказа в предоставлении земельного участка и обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла принять решение по выделению Д. и членам ее семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га. Указал на то, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка по обращению Д. о нарушении должностными лицами Министерства земельных и имущественных отношений республики (далее - Минземимущества) права на получение земельного участка в собственность бесплатно как многодетной семье. На заявление Д. о выделении земельного участка для индивидуального строительства Минземимуществом дан ответ об отсутствии пустующих земельных участков, пригодных для индивидуального жилищного строительства. Д. имеет на иждивении ** несовершеннолетних детей А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает, что отказ в бесплатном предоставлении в собственность Д. земельного участка в связи с отсутствием пустующих земельных участков, является необоснованным и нарушает права семьи Д.
Определением суда от 23 января 2013 года по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва и М.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года признан незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Постановлено обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Д. земельного участка в собственность бесплатно на "территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении требований к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла отказано.
Не согласившись с решением, представитель Минземимущества по доверенности Ч. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду нарушений норм материального и процессуального права, а также не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование указал на нарушение судом норм ст. 222 ГПК РФ, поскольку прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ не имел права на подписание и предъявление иска в защиту интересов Д. Также указывает на нарушение судом положений ст. ст. 13, 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле", так как в соответствии со ст. 13 указанного закона предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Ст. 13.2 указанного закона предусмотрен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, в соответствии с которым очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющих ребенка-инвалида, определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет. Затем, министерство либо органы местного самоуправления после проведенных работ по формированию земельных участков предоставляют названным льготным категориям граждан земельные участки согласно реестру. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва N 473 от 29.08.2012 года "О порядке ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие участки", реестр учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, ведет Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва. Считает, что суд не учел Положение о порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденное решением Хурала представителей г. Кызыла от 23 ноября 2010 года N 254, которым определен порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно и этим порядком установлено, что бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, будет производится только после того, как будут сформированы земельные участки и опубликован перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании прокурор Л., истица Д. просили решение оставить без изменения.
Представители Минземимущества РТ, Министерства труда и социальной политики РТ, мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13.1 настоящего Конституционного закона установлено, что отказ в бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Частью 1 статьи 13.2. настоящего Конституционного закона установлено, что семьи, имеющие трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Республики Тыва органа исполнительной власти, органа местного самоуправления бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, путем заключения договора бесплатного предоставления земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 13.2 настоящего Конституционного закона учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в течение месяца со дня регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка принимает решение о постановке на учет многодетной семьи, семьи, имеющей ребенка-инвалида, в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Конституционным законом либо об отказе в постановке на учет.
Пунктом 10 статьи 13.2 настоящего Конституционного закона установлено, что уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в десятидневный срок со дня утверждения соответствующего перечня земельных участков направляют согласно очередности земельного участка в перечне земельных участков письменное уведомление с предложением о предоставлении конкретного земельного участка многодетной семье, семье, имеющей ребенка-инвалида, в собственность бесплатно согласно очередности регистрации заявления в Реестре при постановке на учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Д. состоит в зарегистрированном браке с М. и имеет ** несовершеннолетних детей.
03 июля 2012 года Д. подано заявление на имя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома бесплатно, так как ее семья является многодетной, она имеет ** детей, собственного жилья не имеет.
Как следует из ответа Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 15 июля 2011 года, Д. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в собственности Республики Тыва отсутствуют земельные участка, пригодные для индивидуального жилищного строительства, а также для формирования земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства требуется обязательное получение технических условий подключения к объектам инженерной коммуникации. В настоящее время из-за энергетического дефицита в республике, особенно в ** подготовка земельных участков для предоставления льготным категориям граждан не представляется возможным. В связи с этим предоставление земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства на территории г. Кызыла Министерством земельных и имущественных отношений РТ в 2011 году не осуществляется.
Согласно контрольной карточки от ДД.ММ.ГГГГ М., проживающий по адресу: ** состоит в очереди по получению жилья как малоимущий на основании постановления N ** от ДД.ММ.ГГГГ.
Из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N ** следует, что Д. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Республики Тыва.
Таким образом, суд на основании представленных доказательств, правильно применив нормы закона, пришел к обоснованному выводу о том, что семья Д. относится к категории многодетных семей, имеет право на получение бесплатно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. При этом суд правомерно признал отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка ввиду отсутствия пустующих земель незаконным, поскольку такого основания для отказа в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, закон не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков осуществляется только после сформирования и опубликования их перечня, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из искового заявления прокурора следует, что им ставится вопрос о признании незаконным отказа Д. в предоставлении земельного участка как многодетной семье.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства не распространяется ограничение о подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, по данному делу прокурор действует в рамках предоставленных ему законом, полномочий, защищая право Д. на социальное обеспечение, поэтому доводы жалобы в этой части необоснованны.
Между тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части порядка предоставления земельного участка Д. по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" установлено, что семьи, имеющие трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва.
В силу ч. 6 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет.
Постановлением Правительства РТ от 29 августа 2012 года N 473 утвержден Порядок ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки (далее - Правила).
В соответствии с п. 13 Правил включение в Реестр учета многодетных семей, семей, имеющих ребенка-инвалида, и установление очередности на получение земельного участка ведется исходя из даты принятия Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местными администрациями муниципальных образований Республики Тыва соответствующих заявлений многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида.
Земельные участки предоставляются многодетным семьям, семьям, имеющим ребенка-инвалида, согласно очередности включения их в Реестр учета (п. 20 Порядка).
Поскольку законодательством регламентирована очередность предоставления бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, то земельный участок должен быть предоставлен Д. согласно утвержденному реестру в порядке очереди.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 февраля 2013 года изменить, изложив в следующей редакции:
"Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Д. земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 августа 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)