Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 N 17АП-14590/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А71-9491/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. N 17АП-14590/2012-ГК

Дело N А71-9491/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой В.Ю.,
судей Дружининой Л.В., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
- в отсутствие участников процесса, которые о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 ноября 2012 года
по делу N А71-9491/2012
принятое судьей Е.В.Желновой
по иску муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" (ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ОГРН 1076325002841, ИНН 6325045301)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ижевскхиммаш", общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Авто", автономная некоммерческая организация "Корпус", общество с ограниченной ответственностью "Ижевский арсенал", общество с ограниченной ответственностью "Удмуртвторресурс", закрытое акционерное общество "Тандер"
о взыскании задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ,

установил:

муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - МУП г. Ижевска "Ижводоканал") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс") о взыскании 902 908 руб. 11 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимые концентрации в сточных водах, по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ N 1225 от 30.11.2011 (л.д. 6-7).
Определением суда от 21.09.2012 (л.д. 131-132) по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Ижевскхиммаш" г. Ижевск; общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Авто" г. Ижевск; Автономная некоммерческая организация "Корпус" г. Ижевск; общество с ограниченной ответственностью "Ижевский арсенал" г. Ижевск; общество с ограниченной ответственностью "Удмуртвторресурс" г. Ижевск; закрытое акционерное общество "Тандер" г. Ижевск (пункт 1 статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2012 года (резолютивная часть от 06.12.2012, судья Е.В.Желнова) исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскан долг в сумме 902 908 руб. 11 коп., а также 21 058 руб. 16 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску (л.д. 164-168).
Ответчик (ООО "Ресурс") с решением не согласен по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что обжалуемое решение является незаконным ввиду неправильного применения судом норм материального права. Ссылаясь на положения ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2005 N А33-12823/04-С1, ответчик считает, что поскольку повышенная плата за превышение лимитов сброса сточных вод и загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия, следовательно, отсутствуют основания для начисления на такую плату налога на добавленную стоимость.
Истец представил письменный отзыв на жалобу, в котором доводы апеллянта отклоняет, находя решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ N 1225 от 30.11.2011 (л.д. 10-17), по условиям которого истец обязался отпускать питьевую воду из централизованной системы городского коммунального водоснабжения, осуществлять прием (сброс) сточных вод в централизованную систему от всех источников водоснабжения в объемах, установленных водоканалом лимитов, а ответчик - оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном разделом 6 договора.
При осуществлении контроля за составом сточных вод истцом установлено, что состав сточных вод превышает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ.
На оплату за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций ответчику выставлены счета-фактуры N 25786 от 15.11.2011, N 01-10910 от 19.01.2012, N 03-10264 от 11.03.2012, N 05-10131 от 05.05.2012 на общую сумму 902 908 руб. 11 коп., оплата которых ответчиком не произведена (л.д. 22, 27, 32, 37).
Данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о взыскании платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 908 902 руб. 11 коп., исходил из их обоснованности, доказанности факта сброса ответчиком в систему коммунальной канализации г. Ижевска со сточными водами загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов сброса загрязняющих веществ, правильности расчета платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами, отсутствия доказательств ее оплаты.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс запрещенных веществ.
В силу пункта 71 Правил N 167 расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 61 Правил N 167 определено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного нормативного акта Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 67 от 24.05.2004 утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, который устанавливает порядок взимания платы с организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами систем канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами (далее: Порядок).
В целях определения единых технических требований к порядку приема сточных вод в систему канализации г. Ижевска постановлением Администрации г. Ижевска N 42 от 02.02.2005 утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Ижевска, которым, в том числе, установлены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации г. Ижевска.
Согласно пункту 6 Порядка плата за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и допустимого сброса в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики взимается в размере нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, умноженных на коэффициент, учитывающий экологические факторы, и на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, равный 3.
Размер платы абонента за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций определяется как произведение фактической массы загрязняющего вещества на соответствующую плату.
Как правильно установлено судом первой инстанции, расчет задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ на сумму 902 908,11 руб., согласно счетам-фактурам N 25786 от 15.11.2011, N 01-10910 от 19.01.2012, N 03-10264 от 11.03.2012, N 05-10131 от 05.05.2012, произведен истцом на основании актов отбора проб сточных вод N 531 от 11.10.2011, N 649 от 08.02.2011, N 65 от 07.02.2012, N 180 от 03.04.2012 и протоколов количественного анализа пробы воды к указанным актам (л.д. 19-37).
Представленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ проверен судом первой инстанции, признан соответствующим пункту 6 Постановления Правительства Удмуртской Республики N 67 от 24.05.2004 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики", постановлению Администрации г. Ижевска N 42 от 02.02.2005.
В соответствии с п. 5.3 Договора N 1225 от 30.11.2011 Водоканал имеет право в любое время проводить отбор контрольных проб сточных вод Абонента в присутствии выделенного им для этих целей представителя и производить анализ контрольных проб в своей лаборатории. В случае неявки представителя Абонента в течение 30 минут после приезда группы контроля контрольная проба отбирается представителем Водоканала без участия Абонента и считается действительной.
Согласно п. 5.5.1 Договора при отборе Водоканалом контрольной пробы сточных вод Абонент может одновременно в присутствии представителя Водоканала отобрать параллельную пробу, в соответствии с ГОСТ и провести ее анализ в аттестованной и(или) аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Как следует из представленных в материалы дела актов N 531 от 11.10.2011, N 649 от 08.02.2011, N 65 от 07.02.2012, N 180 от 03.04.2012, отборы контрольных проб произведены истцом в присутствии Абонента. Между тем, правом параллельной пробы, установленным п. 5.5.1 Договора, ответчик не воспользовался.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Ответчик доказательств оплаты задолженности в сумме 902 908 руб. 11 коп. коп. за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ не представил.
Учитывая изложенные обстоятельства, поскольку расчет истца по размеру платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ ответчиком не оспорен, суд первой инстанции со ссылкой на положения части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признал факт наличия задолженности в сумме 902 908 руб. 11 коп. подтвержденным, связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о необоснованности начисления НДС на сумму платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ исследован судом апелляционной инстанции и отклонен как несостоятельный, основанный на неправильном толковании норм права.
Согласно п. 1 части 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Основания для освобождения операций по реализации услуг канализации от обложения налогом на добавленную стоимость отсутствуют. Следовательно, данные операции являются объектом и истцом обоснованно в силу статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации произведено начисление налога на добавленную стоимость на сумму платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, взыскиваемой с ответчика.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одним из существенных условий договора является порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил).
Из пункта 6.1. договора от 30.11.2011, заключенного предприятием с абонентом, следует, что расчеты абонента с Водоканалом по настоящему договору производятся на основании действующего законодательства РФ, УР по соответствующим тарифам, утвержденным РЭК УР, либо администрацией г. Ижевска, и с применением действующей ставки НДС - по платежным требованиям, выставляемым Водоканалом в обслуживаемый плательщика банк или самостоятельно абонентом - платежными поручениями в установленные сроки. Расчеты за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся абонентом в установленном порядке согласно Постановлению Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 и постановлению правительства УР от 24.05.2004 N 67, а также другим нормативно-правовым актам и документам, по платежным требованиям Водоканала (в порядке предварительного акцепта) с применением действующих тарифов и приложением в обоснование начисленных сумм соответствующего расчета.
Таким образом, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Эта плата устанавливается на основании договоренности сторон и к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору не относится.
Поскольку в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, они подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15378/04 от 15.06.2005.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2012 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2012 года по делу N А71-9491/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА

Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Л.В.ДРУЖИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)