Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рыбалкиной М.С.
при участии:
от заявителя: Малтыз И.Н., доверенность от 13.07.2012,
от заинтересованного лица: Николаенко Е.А., доверенность от 18.12.2012,
от 3-го лица: 1. Николаенко Е.А., доверенность от 03.12.2012, 2. Курындин П.А., доверенность от 09.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23359/2012) Правительства Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 по делу N А56-42342/2012 (судья Данилова Н.П.), принятое
по заявлению Потребительского общества "Нарвский рынок"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1. Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций",
о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга
установил:
Потребительское общество "Нарвский рынок" (ОГРН: 1037811027979, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 54; далее - Потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) по предоставлению объекта недвижимости для строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек) незаконным, обязании принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций).
Решением от 24.10.2012 суд признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), Производственному кооперативу ПО "Нарвский рынок" для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса) путем издания соответствующего постановления и обязал Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), Производственному кооперативу ПО "Нарвский рынок" для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса) путем издания соответствующего постановления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что решение Правительства о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка может быть принято только после вынесения на рассмотрение Правительства соответствующего проекта. Как указывает податель жалобы, проект постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка Потребительскому обществу был подготовлен Комитетом по строительству, согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, но на заседание Правительства для рассмотрения не представлялся. Также Правительство отмечает, что по результатам юридической экспертизы названного проекта постановления выявлено отсутствие проекта постановления Правительства об утверждении проектов планировки и межевания территории; до разработки и утверждения документации по планировке территории не представляется возможным определить параметры существующей инфраструктуры, благоустройства, направления их развития, меры по улучшению качества градостроительной среды, безопасности и комфорта проживающего населения, обеспечить права собственников (владельцев) смежных участков. Кроме того, Правительство указывает, что в настоящее время срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 17.07.2009 N 2376, истек.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Управления инвестиций поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.06.2006 Потребительское общество обратилось с заявлением в Управление инвестиций о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), для строительства торгового комплекса.
14.11.2006 принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1388 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)".
06.06.2007 проект границ земельного участка утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) N 101-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка".
01.07.2008 постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1388 было отменено в связи с принятием постановления Правительства Санкт-Петербурга N 790 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)", на основании которого Потребительское общество, являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек) (далее - земельный участок) по договору аренды земельного участка N 05/ЗКИ-04656 от 05.09.2008, провело изыскательские работы на указанном земельном участке с целью определения возможности проектирования и строительства торгового комплекса.
17.07.2009 распоряжением КГА N 2376 утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства общей площадью 6 358 кв. м.
На основании обращения Комитета 26.12.2011 утверждено распоряжение КГА N 3589 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки документации до 15.05.2012.
25.01.2012 изготовлен кадастровый паспорт N 1075 земельного участка общей площадью 6 358 кв. м (кадастровый номер 78:15:8213:19) и передан Потребительским обществом в Управление инвестиций.
Письмом от 11.04.2012 N 1-4-22383/2 КГА подтвердил учет размещения объекта в составе проекта планировки территории с целью реализации инвестиционного проекта для проектирования и строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке.
На основании обращения Комитета 21.05.2012 утверждено распоряжение КГА N 966 "О подготовке документации по планировке территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки проекта планировки и проекта межевания территории до 30.09.2012 и признанием утратившим силу распоряжения КГА N 3589 в связи с истечением сроков разработки документации.
22.05.2012 Потребительское общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и пунктом 3.16 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее - Положение от 30.12.2010), Комитет подготовил проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости, который был согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012.
Ссылаясь на то, что к 22.05.2012 Потребительское общество предоставило Правительству все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, полагая что Правительством в нарушение действующего законодательства не принято решение о предоставлении земельного участка для строительства, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О предоставлении земельного участка для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)" не подписан в установленном законом порядке, Потребительское общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствующих в заседании лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства на территории Санкт-Петербурга регламентирован нормами Земельного кодекса РФ и местными нормативными актами.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Как следует из пункта 1.6.1 Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение от 21.09.2004), действовавшего на момент возникновения правоотношений между Потребительским обществом и Правительством, Управление инвестиций осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции.
Согласно пункту 4.1.6 Положения от 21.09.2004 в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, утверждаемым Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
На основании указанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии следующих условий: утверждения КГА проекта границ земельного участка, поданных в Управление инвестиций, заявления о предоставлении объекта недвижимости для строительства, акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного КГА, кадастрового паспорта земельного участка, Правительство обязано принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости в двухнедельный срок с момента выполнения указанных условий.
30.12.2010 постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1813 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования.
Согласно пункту 3.16 Положения от 30.12.2010 Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению от 30.12.2010. В случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней. В случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
При этом согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
При указанных обстоятельствах, Правительство Санкт-Петербурга было обязано принять решение о предоставлении земельного участка Потребительскому обществу путем издания соответствующего постановления не позднее 19.06.2012.
Нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве является незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что решение Правительства о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка может быть принято только после вынесения на рассмотрение Правительства соответствующего проекта отклоняется апелляционным судом, поскольку Правительство не доказало наличие предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении Потребительскому обществу спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек, также отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент обращения Потребительского общества 22.05.2012 в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании места размещения, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 17.07.2009 N 2376, не истек.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Правительство допустило незаконное бездействие, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 по делу А56-42342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А56-42342/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А56-42342/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рыбалкиной М.С.
при участии:
от заявителя: Малтыз И.Н., доверенность от 13.07.2012,
от заинтересованного лица: Николаенко Е.А., доверенность от 18.12.2012,
от 3-го лица: 1. Николаенко Е.А., доверенность от 03.12.2012, 2. Курындин П.А., доверенность от 09.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23359/2012) Правительства Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 по делу N А56-42342/2012 (судья Данилова Н.П.), принятое
по заявлению Потребительского общества "Нарвский рынок"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1. Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций",
о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга
установил:
Потребительское общество "Нарвский рынок" (ОГРН: 1037811027979, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 54; далее - Потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) по предоставлению объекта недвижимости для строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек) незаконным, обязании принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций).
Решением от 24.10.2012 суд признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), Производственному кооперативу ПО "Нарвский рынок" для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса) путем издания соответствующего постановления и обязал Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), Производственному кооперативу ПО "Нарвский рынок" для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса) путем издания соответствующего постановления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что решение Правительства о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка может быть принято только после вынесения на рассмотрение Правительства соответствующего проекта. Как указывает податель жалобы, проект постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка Потребительскому обществу был подготовлен Комитетом по строительству, согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, но на заседание Правительства для рассмотрения не представлялся. Также Правительство отмечает, что по результатам юридической экспертизы названного проекта постановления выявлено отсутствие проекта постановления Правительства об утверждении проектов планировки и межевания территории; до разработки и утверждения документации по планировке территории не представляется возможным определить параметры существующей инфраструктуры, благоустройства, направления их развития, меры по улучшению качества градостроительной среды, безопасности и комфорта проживающего населения, обеспечить права собственников (владельцев) смежных участков. Кроме того, Правительство указывает, что в настоящее время срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 17.07.2009 N 2376, истек.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Управления инвестиций поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.06.2006 Потребительское общество обратилось с заявлением в Управление инвестиций о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), для строительства торгового комплекса.
14.11.2006 принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1388 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)".
06.06.2007 проект границ земельного участка утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) N 101-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка".
01.07.2008 постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1388 было отменено в связи с принятием постановления Правительства Санкт-Петербурга N 790 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)", на основании которого Потребительское общество, являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек) (далее - земельный участок) по договору аренды земельного участка N 05/ЗКИ-04656 от 05.09.2008, провело изыскательские работы на указанном земельном участке с целью определения возможности проектирования и строительства торгового комплекса.
17.07.2009 распоряжением КГА N 2376 утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства общей площадью 6 358 кв. м.
На основании обращения Комитета 26.12.2011 утверждено распоряжение КГА N 3589 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки документации до 15.05.2012.
25.01.2012 изготовлен кадастровый паспорт N 1075 земельного участка общей площадью 6 358 кв. м (кадастровый номер 78:15:8213:19) и передан Потребительским обществом в Управление инвестиций.
Письмом от 11.04.2012 N 1-4-22383/2 КГА подтвердил учет размещения объекта в составе проекта планировки территории с целью реализации инвестиционного проекта для проектирования и строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке.
На основании обращения Комитета 21.05.2012 утверждено распоряжение КГА N 966 "О подготовке документации по планировке территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки проекта планировки и проекта межевания территории до 30.09.2012 и признанием утратившим силу распоряжения КГА N 3589 в связи с истечением сроков разработки документации.
22.05.2012 Потребительское общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и пунктом 3.16 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее - Положение от 30.12.2010), Комитет подготовил проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости, который был согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012.
Ссылаясь на то, что к 22.05.2012 Потребительское общество предоставило Правительству все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, полагая что Правительством в нарушение действующего законодательства не принято решение о предоставлении земельного участка для строительства, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О предоставлении земельного участка для строительства объекта розничной торговли (торгового комплекса), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)" не подписан в установленном законом порядке, Потребительское общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствующих в заседании лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства на территории Санкт-Петербурга регламентирован нормами Земельного кодекса РФ и местными нормативными актами.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Как следует из пункта 1.6.1 Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение от 21.09.2004), действовавшего на момент возникновения правоотношений между Потребительским обществом и Правительством, Управление инвестиций осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции.
Согласно пункту 4.1.6 Положения от 21.09.2004 в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, утверждаемым Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
На основании указанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии следующих условий: утверждения КГА проекта границ земельного участка, поданных в Управление инвестиций, заявления о предоставлении объекта недвижимости для строительства, акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного КГА, кадастрового паспорта земельного участка, Правительство обязано принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости в двухнедельный срок с момента выполнения указанных условий.
30.12.2010 постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1813 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования.
Согласно пункту 3.16 Положения от 30.12.2010 Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению от 30.12.2010. В случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней. В случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
При этом согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
При указанных обстоятельствах, Правительство Санкт-Петербурга было обязано принять решение о предоставлении земельного участка Потребительскому обществу путем издания соответствующего постановления не позднее 19.06.2012.
Нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве является незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что решение Правительства о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка может быть принято только после вынесения на рассмотрение Правительства соответствующего проекта отклоняется апелляционным судом, поскольку Правительство не доказало наличие предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении Потребительскому обществу спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек, также отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент обращения Потребительского общества 22.05.2012 в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании места размещения, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 17.07.2009 N 2376, не истек.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Правительство допустило незаконное бездействие, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 по делу А56-42342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)