Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10526

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N 33-10526


Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Филатовой Г.В.
Судей Пинчук С.В., Салдушкиной С.А.
При секретаре К.М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя П. - адвоката Рожкова В.П., действующего по доверенности, на решение Красноярского районного суда от "11" сентября 2012 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления П., К.Е. об оспаривании отказа Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя П. - адвоката Рожкова В.П., действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

П., К.Е. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В обосновании своих требований указали, что 23 апреля 2011 года они купили в общедолевую собственность земельный участок для сельскохозяйственного производства, из категории земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером объекта N, площадью 220000 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>, в границах АО "<данные изъяты>".
Право собственности зарегистрировали в установленном законом порядке.
Они обратились в администрацию сельского поселения Светлое Поле с заявлением о назначении публичных слушаний для обсуждения вопроса - об изменении вида разрешенного использования приобретенного земельного участка, имеющего разрешенное использование (назначение) "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
С 01 по 30 марта 2012 года состоялись публичные слушания, на которых 19 человек из 20 высказались за принятие решения об изменении вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
По результатам публичных слушаний было составлено заключение от 04 апреля 2012 года.
30 января 2012 года они подали заявление в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах АО "<данные изъяты>" с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
На обращение ими получен ответ от 31.05.12 года N 2311, в котором сообщалось, что Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский отказывает в изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Отказ был аргументирован тем, что изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно только после изменения категории земельного участка.
При этом в ответе не указали на норму закона, которая бы запрещала изменять вид разрешенного использования земельного участка без изменения категории данного участка.
Заявительницы просили признать отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером объекта N, площадью 220000,00 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах АО "<данные изъяты>" с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" незаконным.
Взыскать в пользу П. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 200 руб., услуг представителя в размере 15000 руб., оформлением нотариальной доверенности для представителя в размере 530 руб., - а всего 15730 руб.
Взыскать в пользу К.Е. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 200 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое представитель П. - адвокат Рожков В.П., в апелляционной жалобе отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не основаны на нормах материального права, не приняты во внимание результаты публичных слушаний.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Из материалов дела следует, что П. и К.Е. принадлежит на праве общедолевой собственности земельный участок для сельскохозяйственного производства, из категории земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером объекта N, площадью 220000 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>, в границах АО "<данные изъяты>", что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Из объяснений представителя заявительниц следует, что указанный земельный участок представляет собой пашню.
30.01.2012 года П. и К.Е. обратились в КУМС муниципального района Красноярский с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на для дачного строительства".
Согласно представленному заключению от 4.04.2012 года о результатах публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах АО "<данные изъяты>" площадью 220000,00 кв. м, кадастровый номер N, типичные мнения жителей, содержащие положительную оценку, об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" - приняты.
Согласно ответу КУМС муниципального района Красноярский от 31.05.2012 года за N 2311, заявительницам отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
КУМС в своем отказе сослался на принцип приоритета охраны земли сельхозназначения, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения в другую категорию, допускается в исключительных случаях.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земельного участка.
Вопроса об изменении категории земельного участка заявителями не ставится.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания отказа КУМС муниципального района Красноярский от 31.05.2012 года за N 2311 незаконным.
В силу п. 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 43 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что право собственности заявительниц на земельный участок площадью 220 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенные в районе, возникло на основании договора купли-продажи от 10.05.2011 г.
В силу прямого указания п. 2 ст. 81 ЗК РФ при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - ФЗ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ).
Этим Федеральным законом предусмотрено обязательное предварительное зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
Вместе с тем, из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием "дачное строительство" в процедуре предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида "для ведения сельскохозяйственного хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства (ведения дачного хозяйства)" на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона N 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
Из содержания представленного свидетельства о государственной регистрации права собственности усматривается, что заявительницам принадлежит земельный участок: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, то есть изначально данный земельный участок не предназначался и не предоставлялся для дачного строительства.
Между тем, поскольку одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования "для дачного строительства" невозможно без изменения категории земель.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления П. и К.Е. об оспаривании отказа Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Исходя из системного толкования норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красноярского районного суда от 11.09.2012 г. по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П. - адвоката Рожкова В.П., действующего по доверенности, без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)