Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N А45-17733/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N А45-17733/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Сосновка" на решение от 15.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 18.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Усанина Н.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-17733/2012 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Сосновка" (630554, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Барышево, ул. Юбилейная, 15, 1, ИНН 5433186033, ОГРН 1115476110970) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14, ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815) о признании недействительным протокола комиссии.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Новосибирского филиала.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента лесного хозяйства Новосибирской области - Дубовицкий В.А. по доверенности от 23.01.2013 N 104.
Суд

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Сосновка" (далее - заявитель, товарищество) обратилось с Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании недействительным протокола комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района от 05.04.2012 в части решения: "отказать ДНТ "Сосновка" в согласовании акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 32 га для размещения ДНТ "Сосновка" на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета примерно на расстоянии 200 м на восток от границы п. Сосновка от 12.01.2012" и обязании администрации согласовать и утвердить акт о выборе земельного участка из земель государственной не разграниченной собственности для размещения товарищества на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ориентировочной площадью 32 га от 12.01.2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Кубовинский сельсовет), Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Новосибирского филиала.
Решением от 15.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает на неправильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права; вывод судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается представленными товариществом в материалы дела доказательствами; материалы дела не содержат доказательств того, что земельный участок, расположенный в квартале 18, выделы 4, 7, 11-15 и испрашиваемый земельный участок являются идентичными, либо один входит в состав другого.
В отзыве департамент просит принятый судебный акт оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель департамента поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует, что 01.09.2011 товарищество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 31 га для размещения дачного некоммерческого товарищества.
17.11.2011 комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района, рассмотрев обращение товарищества, приняла решение о направлении обращения главе Кубовинского сельсовета для комиссионного рассмотрения вопроса о возможности и целесообразности размещения дачного некоммерческого товарищества на земельном участке, запрашиваемом товариществом, на территории МО Кубовинского сельсовета, в районе п. Сосновка.
29.11.2011 комиссия по решению проблем повышения эффективности использования земельных ресурсов на территории Кубовинского сельсовета приняла решение ходатайствовать перед администрацией о выделении товариществу земельного участка площадью 32 га.
21.11.2011 администрацией принято решение о подготовке и выдаче товариществу акта о выборе земельного участка ориентировочно площадью 32 га для размещения дачного некоммерческого товарищества на территории МО Кубовинского сельсовета в районе п. Сосновка для прохождения процедуры предварительного согласования (далее - земельный участок).
14.03.2012 в газете "Приобская правда" опубликовано объявление об информировании населения о предстоящем предоставлении в аренду товариществу земельного участка для размещения дачного некоммерческого товарищества на территории МО Кубовинского сельсовета в районе п. Сосновка.
23.03.2012, 30.03.2012 от жителей п. Сосновка Новосибирского района поступили письма о том, что жители поселка не согласны с таким решением администрации и просят отказать товариществу и решить вопрос о расширении п. Сосновка в целях строительства домов для жителей п. Сосновка.
10.04.2012 выпиской из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района от 05.04.2012 N 6 товариществу было отказано в согласовании акта о выборе испрашиваемого земельного участка.
Товарищество, ссылаясь на незаконность и необоснованность отказа в согласовании акта выбора земельного участка, а также нарушение прав и законных интересов, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из отсутствия у администрации законных оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю, из неподтверждения нарушения прав и законных интересов товарищества решением комиссии, изложенным в спорном протоколе. Испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и входит в состав земель, находящихся в собственности Российской Федерации, доказательств перевода земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий в материалы дела не представлено.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Так, по смыслу статьи 12, пункта 1 статьи 13, пунктов 1 и 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.
В статье 80 ЗК РФ указано, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель.
Кроме того, из представленной в дело выписки из реестра федерального имущества от 09.08.2012 N 1428/1 лесной участок с кадастровым номером 11504416, общей площадью 206 724 648 кв. м, местоположение: части Колыванского района, части Коченевского района, Новосибирского района Новосибирской области, Новосибирское лесничество, относится к землям лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий.
Статьей 101 ЗК РФ установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на лесной участок с кадастровым номером 11504416 за Российской Федерацией на основании распоряжения Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 26.02.2004 N 234 зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 29.03.2004 серии 54 АГ N 592768.
Указанным распоряжением участок лесного фонда с кадастровым номером 11504416 в соответствии с планом внесен в реестр федерального имущества.
Как следует из плана части Колыванского района, части Коченевского района, Новосибирского района Новосибирской области на лесном участке находятся защитные леса, кадастровый номер 11504416.
При этом спорный земельный участок с номером 18, из которого товарищество просило выделить земельный участок, является частью лесного участка (кадастровый номер 11504416), что также подтверждается картой-схемой расположения лесохозяйственных участков Новосибирского лесничества Новосибирской области.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра от 02.08.2012 лесной участок, имеющий местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Новосибирское лесничество, Новосибирский лесохозяйственный участок, квартал 18, выделы 4, 7, 9, 11-15, площадью 31,0 га является частью лесного участка, который относится к категории земель: земли лесного фонда.
Таким образом, перевод спорного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий в установленном законом порядке не производился.
Кроме того, 06.08.2012 в ходе совместного обследования представителем Отдела лесных отношений по Новосибирскому лесничеству и председателем товарищества составлен акт натурного технического осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому участок расположен в защитных лесах лесопарковой зоны в Новосибирском лесохозяйственном участке квартал N 18 выдела 4, 7, 9, 13, 14, 15 Новосибирского лесничества. В акте также приведены таксационное описание участка, состав насаждений, возраст, запасы древесины.
На основании вышеизложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и входит в состав земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и учитывая отсутствие в деле доказательств перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий, правомерно отказали товариществу в удовлетворении требований.
Фактически доводы кассационной жалобы, не опровергая выводы судов о правомерности отказа, сводятся к несогласию с оценкой судами доказательств и установленных обстоятельств по делу, не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
В силу положений статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки выводов судов.
Судом кассационной инстанции не установлено оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
При подаче кассационной жалобы товарищество уплатило в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. по платежному поручению от 15.04.2013 N 1.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 рублей.
В силу статьи 104 АПК РФ и пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возвращению обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17733/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить дачному некоммерческому товариществу "Сосновка" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.04.2013 N 1.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)