Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2013 г
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Кулагин Д.В., доверенность от 01.01.2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент" - Гареева Н.Р., доверенность от 17.07.2012 г. N 36/12,
от Логинова Анатолия Степановича - извещен, не явился,
от Колчина Николая Петровича - извещен, не явился,
от Жилина Владимира Николаевича - извещен, не явился,
от Лаврова Алексея Александровича - извещен, не явился,
от Абдуллина Фидаиля Фанисовича - извещен, не явился,
от Ивановой Раисы Егоровны - извещен, не явился,
от Соловьева Геннадия Яковлевича - извещен, не явился,
от Соловьевой Алевтины Яковлевны - извещен, не явился,
от Рябкова Николая Андреевича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (ИНН 1620000732, ОГРН 1021606761439), с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "АС Менеджмент" (ИНН 7722557280), г. Казань,
Логинов Анатолий Степанович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Колчин Николай Петрович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Жилин Владимир Николаевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Лавров Алексей Александрович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Абдуллин Фидаиль Фанисович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Иванова Раиса Егоровна, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Соловьев Геннадий Яковлевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Соловьева Алевтина Яковлевна, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Рябков Николай Андреевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Коллективное предприятие "Овощевод" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о заключении договора купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:20:000000:186 площадью 818,6 га (включающего в себя 500 земельных участков) и 16:20:000000:236 площадью 856,4 га (включающего в себя 177 земельных участков) и о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, входящие в состав единого землепользования, соответствующие материалам межевания и поставленные на кадастровый учет общей площадью 1 707 га. с кадастровой стоимостью 10 754 100 руб. (далее - испрашиваемые земельные участки), по цене 1 075 410 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо - ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент" считает апелляционную жалобу необоснованной и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица - ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Коллективное предприятие "Овощевод" заявило ходатайство о замене заявителя его правопреемником обществом с ограниченной ответственностью "Овощевод" в связи с реорганизацией коллективного предприятия "Овощевод" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Овощевод".
Ходатайство обоснованно, представлено решение общего собрания участников Общества, копия Устава Общества, выписка из ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 48 АПК РФ заменил выбывшего из спорного правоотношения заявителя коллективное предприятие "Овощевод" его правопреемником обществом с ограниченной ответственностью "Овощевод".
Заявитель, обосновывая заявленные требования, указывает на то, что коллективное предприятие "Овощевод" было создано путем преобразования совхоза "Овощевод" на основании постановления Главы города Зеленодольска и Зеленодольского района N 453 от 24.03.1994 г., а также на то, что совхоз "Овощевод" был основан приказом Министерства сельского хозяйства ТАССР N 282 от 13.11.1965 г., согласно пункту 9 которого Зеленодольскому районному производственному управлению сельского хозяйства дано указание организовать совхоз "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га. за счет разукрупнения совхоза "Юдинский". Совхоз "Юдинский" организован с присоединением земель колхозов "Авангард", "Дружба", имени Калинина, имени Ленина, имени Карла Маркса. Спорные земельные участки были закреплены за вышеперечисленными колхозами на основании государственных актов на вечное пользование земель колхозами на праве бесплатного вечного пользования землей.
Кроме того, заявитель ссылается на акт инвентаризационной комиссии, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 356 от 13.06.2001 г. "Об утверждении отчетов о наличии земель в Республике Татарстан и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности на 01.01.2001 г." с общей площадью земли 6 294,91 га. и акт согласования земель сельскохозяйственного назначения, используемых КП "Овощевод" по окончании посевного сезона от 01.06.2009 г., в котором содержатся сведения о владении и пользовании КП "Овощевод" землями сельскохозяйственного назначения в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:236 общей площадью 1 803 га.
Из материалов дела следует, что коллективное предприятие "Овощевод" 19.12.2011 г. обратилось к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи и предоставлении на праве собственности (выкупе) земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 491,04 га., находящихся у него в пользовании и расположенных на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Заявитель указал, что является землепользователем, и фактически обрабатывает и использует по назначению следующие участки сельхозугодий, расположенных в границах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с кадастровым номером 16:20:000000:236 и с кадастровым номером 16:20:000000:186 общей площадью 1 440,02 га. с указанием кадастровых номеров семидесяти земельных участков, расположенных в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:236 и с указанием пятисот земельных участков, расположенных в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:186. Кроме этого, в заявлении указано, что КП "Овощевод" является собственником объектов недвижимости (контора, гараж, склад, ГСМ, тепличный комбинат, животноводческий комплекс, картофелехранилище, телятники и т.д.), расположенных на пяти земельных участках общей площадью 510 261,03 кв. м.
К указанному заявлению в числе множества копий документов заявителем не были приложены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемые земельные участки; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения или сооружения, находящихся на испрашиваемых земельных участках; кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки; документы, подтверждающие право приобретения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование КП "Овощевод", о необходимости предоставления которых в оригиналах было сообщено заявителю в письме исполкома от 11 января 2012 года N 2/18. Кроме того, в указанном письме указано, что копии представленных (представляемых) документов о регистрации юридического лица, землеустроительной документации, а также правоустанавливающих документов на земельные участки должны быть надлежащим образом заверены.
Во исполнение указанного письма исполкома заявителем 19.01.2012 г. в исполком представлены: расписка о запросе сведений на запрашиваемые земельные участки; заверенные копии свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости; заверенная копия протокола о назначении директора КП "Овощевод; заверенные копии Устава и правоустанавливающих документов на КП "Овощевод"; заверенные копии кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 16:20:000000:186; 16:20:000000:236; заверенная копия землеустроительного дела земель КП "Овощевод"; заверенные копии трех государственных актов на землю.
Заявителем 27.01.2012 г. дополнительно представлены в исполком сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 16:20:000000:186 и 16:20:000000:236 из ФБУ "Кадастровая палата".
Исполком письмом от 02.03.2012 г. за N 2/737 повторно сообщил заявителю о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, необходимо представить: кадастровый паспорт на каждый испрашиваемый земельный участок (не кадастровая выписка о земельном участке), план (чертеж, схема) земельного участка в кадастровом паспорте должен быть исполнен в масштабе пригодном для его использования в работе, т.е. границы земельных участков и сами земельные участки должны быть читаемы и видны на плане; копии землеустроительных документов должны быть заверены органом, осуществляющим учет, хранение выдачу документов государственного фонда данных землеустроительной документации, документы, бесспорно подтверждающие право приобретения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование КП "Овощевод".
Заявитель, считая, что его заявление о заключении договора купли-продажи земельных участков от 19.12.2011 г. исполкомом по существу не рассмотрено, обратился в суд с заявлением о признании такого бездействия незаконным и об обязании его принять постановление о предоставлении в собственность земельных участков и заключить договор купли-продажи земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, согласно нормам земельного законодательства возможность получения права собственности на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц в порядке переоформления имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками либо в порядке приватизации земельного участка у собственников зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из смысла пункта 5 статьи 36 ЗК РФ следует, что месячный срок для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность начинает исчисляться со дня поступления заявления и полного пакета документов, предусмотренных перечнем.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" утвержден такой Перечень документов (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 указанного Перечня при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке должна быть предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здание, строение, сооружение и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Из материалов дела следует, что заявитель вместе с заявлением о заключении договора купли-продажи земельных участков от 19.12.2011 г. и с письмом от 19.01.2012 г. ни выписку из ЕГРП, ни уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений в отношении зданий, строений, сооружений не приложил. Из перечня документов, представленных им дополнительно 19.01.2012 г., следует, что им представлены копии свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости. В таком случае, представление выписки из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение является обязательной.
Из пункта 5 Перечня следует, что необходимым документом для приобретения прав на земельный участок является выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует и не опровергнуто заявителем, что документы, подтверждающие права постоянного (бессрочного) пользования землей заявителя с заявлением о заключении договора купли-продажи или переоформления прав на земельные участки в исполком не представлены, не представлены такие документы заявителем и в суд.
Из имеющихся в материалах дела государственных актов на вечное пользование землей 1941, 1951 годов, на которые ссылается заявитель в качестве документов на право постоянного (бессрочного) пользования землей, следует, что они (акты) выданы сельскохозяйственным артелям имени Калинина (два из них) и сельскохозяйственной артели "Авангард".
Довод заявителя о том, что указанные в государственных актах земли в дальнейшем перешли на праве постоянного пользования к заявителю, поскольку указанные артели по постановлению бюро обкома КПСС и Совета Министров ТАССР от 20.02.1960 N 101 были объединены во вновь образуемый совхоз "Юдинский" в Зеленодольском районе, из которого в дальнейшем (согласно распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.11.1965 N 4365-р, протокола заседания бюро Совета Министров ТАССР N 38 от 22.10.1965, приказа Министерства сельского хозяйства ТАССР N 282 от 13.11.1965) был организован совхоз "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га., является несостоятельным.
Действительно, из представленных заявителем в материалы дела документов, имеется возможность проследить хронологию образования совхоза "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га. по состоянию на ноябрь 1965 года.
Однако, при этом заявителем не представлено ни одного документа соответствующей формы, однозначно свидетельствовавшего о наличии у совхоза "Овощевод" земель на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что любая передача земель из одного хозяйства в другое будь то в целях их укрупнения или разукрупнения в силу действующих в тот период норм законодательства должна была в обязательном порядке сопровождаться оформлением соответствующих документов (государственных актов), свидетельствующих о принадлежности земельных участков тем или иным хозяйствам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Документ, свидетельствующий о владении землями на праве постоянного (бессрочного) пользования именно совхозом "Овощевод", заявителем в материалы дела не представлен.
Ссылка заявителя на постановление Главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска N 453 от 24.03.1994 "О государственной регистрации коллективного предприятия "Овощевод", приказ по совхозу "Овощевод" от 25.03.1994 и Акт приема-передачи товарно-материальных ценностей, зерновых, земельных ресурсов от совхоза "Овощевод" к коллективному предприятию "Овощевод" от 02.04.1994, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии у КП "Овощевод" земель на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 5 626 га, является несостоятельной, поскольку факт преобразования совхоза "Овощевод" в коллективное предприятие "Овощевод" сам по себе не подтверждает возникновение у последнего права постоянного пользования земельными участками при отсутствии документального подтверждения наличия такого права у первого, из содержания акта приема-передачи товарно-материальных ценностей, зерновых, земельных ресурсов от совхоза "Овощевод" к коллективному предприятию "Овощевод" от 02.04.1994, подписанного одним и тем же лицом, следует, что в качестве документа, свидетельствующего о наличии передаваемых земельных ресурсов, назван приказ Министерства сельского хозяйства ТАССР от 13.11.1965 N 282 "Об организации новых совхозов в Татарской АССР за счет разукрупнения части хозяйств Министерства сельского хозяйства РСФСР".
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что приказ государственного органа об образовании совхоза с передачей ему земель сам по себе не является документом, подтверждающим документальное оформление того или иного права на указанные земли.
Более того, преобразование совхоза "Овощевод" в коллективное предприятие, как это и следует из постановления Главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска N 453 от 24.03.1994 "О государственной регистрации коллективного предприятия "Овощевод", осуществлено во исполнение Указа Президента Республики Татарстан "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан".
Из пункта 1 Положения "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан", утвержденного одноименным Указом Президента Республики Татарстан N УП-244 от 10.05.1993, предусмотрено, что при принятии собраниями трудовых коллективов колхозов и совхозов решений об их преобразовании производится их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством, с обязательным определением каждому члену коллектива имущественного пая и земельной доли.
Из указанного следует, что земельные участки, принадлежащие колхозам и совхозам, подлежали перераспределению на доли и предоставлению их членам трудовых коллективов, что в свою очередь влекло утрату колхозами и совхозами права постоянного (бессрочного) пользования землей, подлежащей переоформлению на право собственности.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением Администрации Зеленодольского района N 1208 от 15.09.1998 "Об утверждении проекта разграничения земель различных форм собственности реорганизованных с/х предприятий Зеленодольского района", из приложения к которому видно, что у КП "Овощевод" владеет землями сельхозугодий, находящихся в государственной собственности площадью всего 10 га, и землями, находящимися в собственности граждан - 3781 га. Однако, факт владения и пользования землями, находящимися в собственности граждан, не порождают права заявителя на переоформление на указанные земли права собственности.
В качестве еще одного довода, подтверждающего наличие у КП "Овощевод", земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежащего переоформлению на праве собственности за ним, заявитель ссылается на землеустроительное дело по инвентаризации земель хозяйства КП "Овощевод", оформленное в 2000 году кадастровым бюро Зеленодольского районного комитета по земельным ресурсам и Акт согласования земель сельскохозяйственного назначения, используемых КП "Овощевод" по окончании посевного сезона" от 01.06.2009 года.
При этом заявитель ссылается, что по состоянию на 17.07.2000 года в результате инвентаризации установлено наличие у КП "Овощевод" земель общей площадью 6 294,21 га., а по состоянию на 01.06.2009 года в результате проведенной земельной реформы у него осталось земель общей площадью 1 803 га., то есть в пределах испрашиваемой им для переоформления на праве собственности.
В представленном заявителем землеустроительном деле действительно указано, что по состоянию на 17.07.2000 г. в хозяйстве проведена инвентаризация земель на общей площади 6 294,21 га.
Однако, при анализе разделов 1 и 2 землеустроительного дела можно сделать вывод о наличии итого земель с/х предприятий площадью 4 543,65 га., из которых площадь земель паевого фонда составляет 3 781 га. Таким образом, площадь земель у КП "Овощевод" в 2000 году, не отнесенных к паевому фонду, составляла всего 761 га.
Из Акта согласования от 01.06.2009 г. следует, что земельными участками общей площадью 1 803 га. в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:00000:236 КП "Овощевод" всего лишь владеет и пользуется, что не тождественно понятию и содержанию права постоянного (бессрочного) пользования, подлежащего переоформлению на право собственности.
Следовательно, указанные документы также не могут быть признаны документами, свидетельствующими о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставляющими ему право требования по переоформлению права собственности на испрашиваемые земельные участки.
Также обоснованно судом первой инстанции отклонен довод заявителя о том, что принадлежность испрашиваемых земельных участков ему на праве постоянного (бессрочного) вечного пользования землей установлена постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. по делу N 23518/2010. Из указанного постановления следует лишь констатация факта о подтверждении государственными актами закрепления земель на вечное пользование за такими колхозами, как "Авангард", "Дружба", имени Калинина, имени Ленина, имени Карла Маркса.
Таким образом, заявитель к заявлению в исполком о заключении договора купли-продажи земельных участков и предоставлении их в собственность от 19.12.2011 г. не приложил документы, предусмотренные перечнем как необходимые для приобретения прав на земельный участок.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое бездействие ответчика не противоречит нормам Земельного кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2013 ПО ДЕЛУ N А65-10841/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. по делу N А65-10841/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2013 г
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Кулагин Д.В., доверенность от 01.01.2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент" - Гареева Н.Р., доверенность от 17.07.2012 г. N 36/12,
от Логинова Анатолия Степановича - извещен, не явился,
от Колчина Николая Петровича - извещен, не явился,
от Жилина Владимира Николаевича - извещен, не явился,
от Лаврова Алексея Александровича - извещен, не явился,
от Абдуллина Фидаиля Фанисовича - извещен, не явился,
от Ивановой Раисы Егоровны - извещен, не явился,
от Соловьева Геннадия Яковлевича - извещен, не явился,
от Соловьевой Алевтины Яковлевны - извещен, не явился,
от Рябкова Николая Андреевича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (ИНН 1620000732, ОГРН 1021606761439), с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "АС Менеджмент" (ИНН 7722557280), г. Казань,
Логинов Анатолий Степанович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Колчин Николай Петрович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Жилин Владимир Николаевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Лавров Алексей Александрович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Абдуллин Фидаиль Фанисович, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Иванова Раиса Егоровна, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Соловьев Геннадий Яковлевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Соловьева Алевтина Яковлевна, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Рябков Николай Андреевич, с. Айша, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Коллективное предприятие "Овощевод" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о заключении договора купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:20:000000:186 площадью 818,6 га (включающего в себя 500 земельных участков) и 16:20:000000:236 площадью 856,4 га (включающего в себя 177 земельных участков) и о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, входящие в состав единого землепользования, соответствующие материалам межевания и поставленные на кадастровый учет общей площадью 1 707 га. с кадастровой стоимостью 10 754 100 руб. (далее - испрашиваемые земельные участки), по цене 1 075 410 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо - ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент" считает апелляционную жалобу необоснованной и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица - ЗАО "Управляющая компания "АС Менеджмент", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Коллективное предприятие "Овощевод" заявило ходатайство о замене заявителя его правопреемником обществом с ограниченной ответственностью "Овощевод" в связи с реорганизацией коллективного предприятия "Овощевод" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Овощевод".
Ходатайство обоснованно, представлено решение общего собрания участников Общества, копия Устава Общества, выписка из ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 48 АПК РФ заменил выбывшего из спорного правоотношения заявителя коллективное предприятие "Овощевод" его правопреемником обществом с ограниченной ответственностью "Овощевод".
Заявитель, обосновывая заявленные требования, указывает на то, что коллективное предприятие "Овощевод" было создано путем преобразования совхоза "Овощевод" на основании постановления Главы города Зеленодольска и Зеленодольского района N 453 от 24.03.1994 г., а также на то, что совхоз "Овощевод" был основан приказом Министерства сельского хозяйства ТАССР N 282 от 13.11.1965 г., согласно пункту 9 которого Зеленодольскому районному производственному управлению сельского хозяйства дано указание организовать совхоз "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га. за счет разукрупнения совхоза "Юдинский". Совхоз "Юдинский" организован с присоединением земель колхозов "Авангард", "Дружба", имени Калинина, имени Ленина, имени Карла Маркса. Спорные земельные участки были закреплены за вышеперечисленными колхозами на основании государственных актов на вечное пользование земель колхозами на праве бесплатного вечного пользования землей.
Кроме того, заявитель ссылается на акт инвентаризационной комиссии, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 356 от 13.06.2001 г. "Об утверждении отчетов о наличии земель в Республике Татарстан и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности на 01.01.2001 г." с общей площадью земли 6 294,91 га. и акт согласования земель сельскохозяйственного назначения, используемых КП "Овощевод" по окончании посевного сезона от 01.06.2009 г., в котором содержатся сведения о владении и пользовании КП "Овощевод" землями сельскохозяйственного назначения в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:236 общей площадью 1 803 га.
Из материалов дела следует, что коллективное предприятие "Овощевод" 19.12.2011 г. обратилось к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи и предоставлении на праве собственности (выкупе) земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 491,04 га., находящихся у него в пользовании и расположенных на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Заявитель указал, что является землепользователем, и фактически обрабатывает и использует по назначению следующие участки сельхозугодий, расположенных в границах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с кадастровым номером 16:20:000000:236 и с кадастровым номером 16:20:000000:186 общей площадью 1 440,02 га. с указанием кадастровых номеров семидесяти земельных участков, расположенных в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:236 и с указанием пятисот земельных участков, расположенных в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:000000:186. Кроме этого, в заявлении указано, что КП "Овощевод" является собственником объектов недвижимости (контора, гараж, склад, ГСМ, тепличный комбинат, животноводческий комплекс, картофелехранилище, телятники и т.д.), расположенных на пяти земельных участках общей площадью 510 261,03 кв. м.
К указанному заявлению в числе множества копий документов заявителем не были приложены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемые земельные участки; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения или сооружения, находящихся на испрашиваемых земельных участках; кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки; документы, подтверждающие право приобретения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование КП "Овощевод", о необходимости предоставления которых в оригиналах было сообщено заявителю в письме исполкома от 11 января 2012 года N 2/18. Кроме того, в указанном письме указано, что копии представленных (представляемых) документов о регистрации юридического лица, землеустроительной документации, а также правоустанавливающих документов на земельные участки должны быть надлежащим образом заверены.
Во исполнение указанного письма исполкома заявителем 19.01.2012 г. в исполком представлены: расписка о запросе сведений на запрашиваемые земельные участки; заверенные копии свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости; заверенная копия протокола о назначении директора КП "Овощевод; заверенные копии Устава и правоустанавливающих документов на КП "Овощевод"; заверенные копии кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 16:20:000000:186; 16:20:000000:236; заверенная копия землеустроительного дела земель КП "Овощевод"; заверенные копии трех государственных актов на землю.
Заявителем 27.01.2012 г. дополнительно представлены в исполком сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 16:20:000000:186 и 16:20:000000:236 из ФБУ "Кадастровая палата".
Исполком письмом от 02.03.2012 г. за N 2/737 повторно сообщил заявителю о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, необходимо представить: кадастровый паспорт на каждый испрашиваемый земельный участок (не кадастровая выписка о земельном участке), план (чертеж, схема) земельного участка в кадастровом паспорте должен быть исполнен в масштабе пригодном для его использования в работе, т.е. границы земельных участков и сами земельные участки должны быть читаемы и видны на плане; копии землеустроительных документов должны быть заверены органом, осуществляющим учет, хранение выдачу документов государственного фонда данных землеустроительной документации, документы, бесспорно подтверждающие право приобретения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование КП "Овощевод".
Заявитель, считая, что его заявление о заключении договора купли-продажи земельных участков от 19.12.2011 г. исполкомом по существу не рассмотрено, обратился в суд с заявлением о признании такого бездействия незаконным и об обязании его принять постановление о предоставлении в собственность земельных участков и заключить договор купли-продажи земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, согласно нормам земельного законодательства возможность получения права собственности на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц в порядке переоформления имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками либо в порядке приватизации земельного участка у собственников зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из смысла пункта 5 статьи 36 ЗК РФ следует, что месячный срок для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность начинает исчисляться со дня поступления заявления и полного пакета документов, предусмотренных перечнем.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" утвержден такой Перечень документов (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 указанного Перечня при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке должна быть предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здание, строение, сооружение и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Из материалов дела следует, что заявитель вместе с заявлением о заключении договора купли-продажи земельных участков от 19.12.2011 г. и с письмом от 19.01.2012 г. ни выписку из ЕГРП, ни уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений в отношении зданий, строений, сооружений не приложил. Из перечня документов, представленных им дополнительно 19.01.2012 г., следует, что им представлены копии свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости. В таком случае, представление выписки из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение является обязательной.
Из пункта 5 Перечня следует, что необходимым документом для приобретения прав на земельный участок является выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует и не опровергнуто заявителем, что документы, подтверждающие права постоянного (бессрочного) пользования землей заявителя с заявлением о заключении договора купли-продажи или переоформления прав на земельные участки в исполком не представлены, не представлены такие документы заявителем и в суд.
Из имеющихся в материалах дела государственных актов на вечное пользование землей 1941, 1951 годов, на которые ссылается заявитель в качестве документов на право постоянного (бессрочного) пользования землей, следует, что они (акты) выданы сельскохозяйственным артелям имени Калинина (два из них) и сельскохозяйственной артели "Авангард".
Довод заявителя о том, что указанные в государственных актах земли в дальнейшем перешли на праве постоянного пользования к заявителю, поскольку указанные артели по постановлению бюро обкома КПСС и Совета Министров ТАССР от 20.02.1960 N 101 были объединены во вновь образуемый совхоз "Юдинский" в Зеленодольском районе, из которого в дальнейшем (согласно распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.11.1965 N 4365-р, протокола заседания бюро Совета Министров ТАССР N 38 от 22.10.1965, приказа Министерства сельского хозяйства ТАССР N 282 от 13.11.1965) был организован совхоз "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га., является несостоятельным.
Действительно, из представленных заявителем в материалы дела документов, имеется возможность проследить хронологию образования совхоза "Овощевод" с общей земельной площадью 5 626 га. по состоянию на ноябрь 1965 года.
Однако, при этом заявителем не представлено ни одного документа соответствующей формы, однозначно свидетельствовавшего о наличии у совхоза "Овощевод" земель на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что любая передача земель из одного хозяйства в другое будь то в целях их укрупнения или разукрупнения в силу действующих в тот период норм законодательства должна была в обязательном порядке сопровождаться оформлением соответствующих документов (государственных актов), свидетельствующих о принадлежности земельных участков тем или иным хозяйствам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Документ, свидетельствующий о владении землями на праве постоянного (бессрочного) пользования именно совхозом "Овощевод", заявителем в материалы дела не представлен.
Ссылка заявителя на постановление Главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска N 453 от 24.03.1994 "О государственной регистрации коллективного предприятия "Овощевод", приказ по совхозу "Овощевод" от 25.03.1994 и Акт приема-передачи товарно-материальных ценностей, зерновых, земельных ресурсов от совхоза "Овощевод" к коллективному предприятию "Овощевод" от 02.04.1994, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии у КП "Овощевод" земель на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 5 626 га, является несостоятельной, поскольку факт преобразования совхоза "Овощевод" в коллективное предприятие "Овощевод" сам по себе не подтверждает возникновение у последнего права постоянного пользования земельными участками при отсутствии документального подтверждения наличия такого права у первого, из содержания акта приема-передачи товарно-материальных ценностей, зерновых, земельных ресурсов от совхоза "Овощевод" к коллективному предприятию "Овощевод" от 02.04.1994, подписанного одним и тем же лицом, следует, что в качестве документа, свидетельствующего о наличии передаваемых земельных ресурсов, назван приказ Министерства сельского хозяйства ТАССР от 13.11.1965 N 282 "Об организации новых совхозов в Татарской АССР за счет разукрупнения части хозяйств Министерства сельского хозяйства РСФСР".
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что приказ государственного органа об образовании совхоза с передачей ему земель сам по себе не является документом, подтверждающим документальное оформление того или иного права на указанные земли.
Более того, преобразование совхоза "Овощевод" в коллективное предприятие, как это и следует из постановления Главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска N 453 от 24.03.1994 "О государственной регистрации коллективного предприятия "Овощевод", осуществлено во исполнение Указа Президента Республики Татарстан "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан".
Из пункта 1 Положения "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан", утвержденного одноименным Указом Президента Республики Татарстан N УП-244 от 10.05.1993, предусмотрено, что при принятии собраниями трудовых коллективов колхозов и совхозов решений об их преобразовании производится их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством, с обязательным определением каждому члену коллектива имущественного пая и земельной доли.
Из указанного следует, что земельные участки, принадлежащие колхозам и совхозам, подлежали перераспределению на доли и предоставлению их членам трудовых коллективов, что в свою очередь влекло утрату колхозами и совхозами права постоянного (бессрочного) пользования землей, подлежащей переоформлению на право собственности.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением Администрации Зеленодольского района N 1208 от 15.09.1998 "Об утверждении проекта разграничения земель различных форм собственности реорганизованных с/х предприятий Зеленодольского района", из приложения к которому видно, что у КП "Овощевод" владеет землями сельхозугодий, находящихся в государственной собственности площадью всего 10 га, и землями, находящимися в собственности граждан - 3781 га. Однако, факт владения и пользования землями, находящимися в собственности граждан, не порождают права заявителя на переоформление на указанные земли права собственности.
В качестве еще одного довода, подтверждающего наличие у КП "Овощевод", земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежащего переоформлению на праве собственности за ним, заявитель ссылается на землеустроительное дело по инвентаризации земель хозяйства КП "Овощевод", оформленное в 2000 году кадастровым бюро Зеленодольского районного комитета по земельным ресурсам и Акт согласования земель сельскохозяйственного назначения, используемых КП "Овощевод" по окончании посевного сезона" от 01.06.2009 года.
При этом заявитель ссылается, что по состоянию на 17.07.2000 года в результате инвентаризации установлено наличие у КП "Овощевод" земель общей площадью 6 294,21 га., а по состоянию на 01.06.2009 года в результате проведенной земельной реформы у него осталось земель общей площадью 1 803 га., то есть в пределах испрашиваемой им для переоформления на праве собственности.
В представленном заявителем землеустроительном деле действительно указано, что по состоянию на 17.07.2000 г. в хозяйстве проведена инвентаризация земель на общей площади 6 294,21 га.
Однако, при анализе разделов 1 и 2 землеустроительного дела можно сделать вывод о наличии итого земель с/х предприятий площадью 4 543,65 га., из которых площадь земель паевого фонда составляет 3 781 га. Таким образом, площадь земель у КП "Овощевод" в 2000 году, не отнесенных к паевому фонду, составляла всего 761 га.
Из Акта согласования от 01.06.2009 г. следует, что земельными участками общей площадью 1 803 га. в нулевом квартале с кадастровым номером 16:20:00000:236 КП "Овощевод" всего лишь владеет и пользуется, что не тождественно понятию и содержанию права постоянного (бессрочного) пользования, подлежащего переоформлению на право собственности.
Следовательно, указанные документы также не могут быть признаны документами, свидетельствующими о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставляющими ему право требования по переоформлению права собственности на испрашиваемые земельные участки.
Также обоснованно судом первой инстанции отклонен довод заявителя о том, что принадлежность испрашиваемых земельных участков ему на праве постоянного (бессрочного) вечного пользования землей установлена постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. по делу N 23518/2010. Из указанного постановления следует лишь констатация факта о подтверждении государственными актами закрепления земель на вечное пользование за такими колхозами, как "Авангард", "Дружба", имени Калинина, имени Ленина, имени Карла Маркса.
Таким образом, заявитель к заявлению в исполком о заключении договора купли-продажи земельных участков и предоставлении их в собственность от 19.12.2011 г. не приложил документы, предусмотренные перечнем как необходимые для приобретения прав на земельный участок.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое бездействие ответчика не противоречит нормам Земельного кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2012 г. по делу N А65-10841/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)