Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7887/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N 33-7887/2013


Судья: Анищенко И.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
судей Пасынковой О.М., Хоролич Н.М.,
при секретаре У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации <...> района Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 05 августа 2013 года по делу по заявлению С. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <...> района Алтайского края, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***; возложении обязанности на администрацию <...> района Алтайского края предоставить в аренду указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что в ДД.ММ.ГГ он обратился в администрацию <...> района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в районе малого долгого мыса (<...> сельсовет) ориентировочной площадью <...> га. После чего, за собственный счет произвел кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером ***, затратил <...> руб. В ДД.ММ.ГГ заявитель предоставил в администрацию района кадастровый паспорт на названный земельный участок, однако, представитель администрации района устно проинформировал его о том, что ему будет отказано в заключении договора в связи с превышением испрашиваемым земельным участком площади <...> га в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", затем ему был дан письменный ответ, в котором указано аналогичное содержание. Вместе с тем заявитель полагает, что договор аренды должен быть с ним заключен в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который никаких ограничений по площади земельных участков не содержит. Кроме того указал, что ДД.ММ.ГГ с ним уже был заключен договор аренды в отношении названного земельного участка для сельскохозяйственного производства. С ответ органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГ заявитель не согласен, поскольку он просит предоставить земельный участок в аренду для сельскохозяйственного производства, а не для ведения личного подсобного хозяйства, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельного участка гражданину для сельскохозяйственного производства. Полагает, что отказ существенным образом нарушает его права как гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, а именно, он не имеет возможности осуществлять заготовку кормов для принадлежащих ему домашних животных (крупный рогатый скот).
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по земельным и имущественным отношениям администрации <...> района Алтайского края.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 05 августа 2013 года заявление С. о признании незаконным бездействия администрации <...> района Алтайского края в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** удовлетворено. На администрацию <...> района Алтайского края возложена обязанность предоставить С. в аренду данный земельный участок.
В апелляционной жалобе администрация <...> района Алтайского края просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что причиной отказа в предоставлении запрашиваемого заявителем земельного участка послужило превышение максимальных размеров общей площади спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве". Тот факт, что заявитель просил предоставить земельный участок в соответствии с названным законом подтверждается его повторным заявлением от ДД.ММ.ГГ, в котором С. ссылается на то, что "как гражданин Российской Федерации, ведущий личное подсобное хозяйство, он имеет право на заключение договора аренды"; намерение заключить договор аренды спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства также подтверждено заявителем в ходе судебного заседания. Ссылаясь на положения ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 4 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", Закон Алтайского края "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство", считает, что отказ в предоставлении земельного участка является законным и обоснованным. Поскольку заявитель намерен был заключить договор аренды земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства, то суд необоснованно применил положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Кроме того считает необоснованной ссылку суда на заявление С. на л.д. 8, в котором указано на предоставление земельного участка для осуществления заготовки кормов принадлежащих ему домашних животных, поскольку такое заявление было подано в отношении другого земельного участка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению в части возложения на администрацию <...> района обязанности предоставить в аренду С. земельный участок с кадастровым номером ***, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, в остальной части данное решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п. 4 ст. 81 ЗК РФ условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
При этом площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается (п. 6 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Исходя из п. 5 ст. 10 вышеназванного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
На территории <...> района действует Положении о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки в границах муниципального образования <...> район Алтайского края, утвержденного решением <...> районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Положение).
Согласно п. 1 главы VIII Положения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в районной газете "Заря". При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные сообщения.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ (п. 2 главы VIII Положения).
В соответствии с порядком, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу п. п. 4 - 6 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между администрацией <...> района и С. был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому С. во владении и пользование на возмездной основе предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в границах муниципального образования <...> сельсовет <...> района ориентировочной площадью <...> квадратных метров в районе малого долгого мыса в <...> районе Алтайского края.
Согласно п. п. 1.3 и 1.5 данного договора земельный участок предоставлен в соответствии с планом границ земельного участка для сенокошения. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Срок действия договора установлен до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ С. обратился в администрацию <...> района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью <...> квадратных метров, расположенного в районе малого долгого мыса с. <...> <...> района Алтайского края, для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет.
Из пояснений заявителя усматривается, что им за свой счет произведены кадастровые работы, в результате которых был образован земельный участок с кадастровым номером ***. В ДД.ММ.ГГ кадастровый паспорт земельного участка сдан в администрацию района.
Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не оспариваются.
ДД.ММ.ГГ администрацией <...> района С. дан ответ, из которого следует, что запрашиваемый земельный участок по площади превышает предельные размеры, установленные законом Алтайского края "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" в связи с чем, заявителю предложено оформить участок на всех членов семьи для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, из смысла заявления С. от ДД.ММ.ГГ в администрацию района следует, что земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По делу установлено, что с С. ранее заключался договор аренды спорного земельного участка для сенокошения, заявитель обратился в администрацию района за месяц до истечения срока действия договора, что свидетельствует о его намерениях получить земельный участок на праве аренды для указанных целей.
Таким образом, поскольку судом установлено, что С. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (для сенокошения), имеется незаконное бездействие администрации <...> района в части непредоставления С. истребуемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к указанным правоотношениям подлежит применению Федеральный законом "О личном подсобном хозяйстве" не принимаются во внимание, поскольку доказательств того, что С. обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для личного подсобного хозяйства администрацией района не представлено.
Ссылка в жалобе на повторное заявление С. от ДД.ММ.ГГ, в котором заявитель указывает на то, что он как гражданин Российской Федерации, ведущий личное подсобное хозяйство, имеет право на заключение договора аренды, не свидетельствует о том, что земельный участок необходим ему для ведения личного подсобного хозяйства.
Указание в жалобе на то, что заявитель в судебном заседании подтвердил необходимость предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует обратное.
В судебном заседании С. указал, что земельный участок ему необходим, чтобы прокормить 10 голов крупного рогатого скота (л.д. 86).
Довод жалобы о том, что в решении суда имеется ссылка на заявление С. (л.д. 8), в котором он просит предоставить другой земельный участок для осуществления заготовки кормов для принадлежащих ему домашних животных КРС, на законность вынесенного решения не влияет, поскольку фактически на л.д. 8 дела имеется заявление от ДД.ММ.ГГ с иным содержанием, которое являлось предметом рассмотрения по настоящему делу.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суда на администрацию <...> района Алтайского края возложена обязанность предоставить С. в аренду земельный участок с кадастровым номером ***.
С учетом того, что предоставление в аренду земельного участка относится, согласно ст. 34 ЗК РФ, к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае таковым органом является администрация <...> района Алтайского края, фактически решения об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка либо решения о его предоставлении в установленном ст. 34 ЗК РФ порядке не принималось, решение суда необходимо изменить в части возложения на администрацию <...> района Алтайского края обязанности предоставить С. в аренду земельный участок с кадастровым номером ***, и изложить данную часть в следующей редакции: возложить на администрацию <...> района обязанность рассмотреть заявление С. от ДД.ММ.ГГ в установленном законом порядке.
Возложение указанной обязанности на администрацию <...> района соответствует положениям ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и является способом восстановления нарушенного права С.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 05 августа 2013 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Возложить обязанность на администрацию <...> района Алтайского края рассмотреть заявление С. от ДД.ММ.ГГ в установленном законом порядке".
В остальной части решение Смоленского районного суда Алтайского края от 05 августа 2013 года оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)