Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3845/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N А55-3845/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 24 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Корсун Р.В., доверенность от 13.02.2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2013 г. по делу N А55-3845/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БезенчукТорг" (ИНН 6330042578, ОГРН 1106330002580), п.г.т. Безенчук, Самарская обл.,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

ООО "БезенчукТорг" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области по рассмотрению заявления о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:578, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, в районе дома N 45 и обязании Министерства принять решение по указанному заявлению.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2013 г. по делу N А55-3845/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "БезенчукТорг" и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор аренды земельного участка от 13.11.2010 г. N 1701а-2008/2013 с кадастровым номером 63:01:0704004:578 на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области 2153 от 27.08.2010 г.
18.12.2012 г. ООО "БезенчукТорг" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для использования под временный павильон "Автомастерская".
К указанному заявлению Обществом были приложены следующие документы: Устав, кадастровый паспорт участка, выписка из ЕГРЮЛ, Свидетельство, паспорт заявителя, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, сведения Ростехинвентаризации, Решение N 6 от 14.12.2012 года, копии Договора аренды участка и Приказа Министерства.
До настоящего времени Министерством имущественных отношений Самарской области решения по заявлению ООО "БезенчукТорг" принято не было.
Полагая, что Министерство допускает незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года.
Согласно пункту 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, (далее - Порядок), Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
На основании указанных полномочий, предоставленных пунктом 2.4 Порядка, в нарушение сроков направления, министерством были направлены запросы в ФГУБУ "ФКП Росреестра" от 01.03.2013 года, в Управление Росреестра по Самарской области от 01.03.2013 года (то есть спустя свыше 2 месяцев после обращения Общества в Министерство).
Суду не представлено доказательств принятия каких-либо мер Министерством по своевременному направлению запросов и получению ответов и принятию соответствующего решения по заявлению Общества в установленном законом порядке и сроки.
Как указывалось выше, испрашиваемый участок сформирован, заявителем при подаче заявления 18.12.2012 года также представлялся кадастровый паспорт участка от 10.12.2012 года, что отражено в расписке в получении документов.
В силу пункта 3.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74, в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
В случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих своевременному рассмотрению заявления ООО "БезенчукТорг" в установленном статьей 34 ЗК РФ и Постановлением Правительства Самарской области N 74, ответчик не привел. Доводы ответчика не подтверждены соответствующими доказательствами.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 года N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности бездействия Министерства, которое не соответствует положениям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе на своевременное рассмотрение заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
Более того, в силу положений статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, материалами дела установлено, что по обращению ООО "БезенчукТорг" от 18.12.2012 г. до настоящего времени соответствующие решения не приняты в нарушение положений статьи 34 ЗК РФ, статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", положений Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, то есть Министерством допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы ООО "БезенчукТорг" и свидетельствует об обоснованности требования заявителя в части признания бездействия Министерства незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2013 г. по делу N А55-3845/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)