Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А49-2958/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А49-2958/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 28 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Левочкин А.А., доверенность от 21.01.2013 г., Пчелинцев А.В., доверенность от 31.10.2012 г.,
от третьих лиц:
от ГУП ПО "Вазерское" - извещен, не явился,
от Администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области - извещен, не явился,
от Правительства Пензенской области - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 ноября 2012 г. по делу N А49-2958/2012 (судья Табаченков М.В.),
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Макара Александровича (ИНН 583605673202, ОГРНИП 311583630400034), г. Пенза,
к Администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль, Пензенская обл.,
третьи лица:
ГУП ПО "Вазерское", с. Вазерки, Бессоновский район, Пензенская обл.,
Администрация Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области, с. Засечное, Пензенская обл.,
Правительство Пензенской области, г. Пенза,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области, г. Пенза,
о признании незаконным решения,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сидоров Макар Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пензенского района Пензенской области (далее - ответчик) об отказе в предоставлении в аренду на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:24:0375104:40 площадью 150 000 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0375106:25 площадью 1 310 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, а также с требованием обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19 ноября 2012 г. по делу N А49-2958/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда о переводе земель сельхозназначения в земли промышленности не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель - Сидоров М.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись.
02.03.2012 г. Сидоровым М.А. подано в администрацию Пензенского района Пензенской области заявление о предоставлении за плату на праве аренды сроком на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:29:0375104:40 площадью 150 000 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0375106:25 площадью 1 310 000 кв. м в целях использования для сельскохозяйственного производства и размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В заявлении содержалась следующая информация: число членов КФХ - 1, создание рабочих мест - 8, виды деятельности растениеводство, в том числе многолетние насаждения (садовые и декоративные культуры).
К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации КФХ, кадастровые паспорта, выкопировка плана местности.
Администрация Пензенского района Пензенской области письмом N 1023 от 13.03.2012 сообщила заявителю, что по испрашиваемому земельному участку площадью 150 000 кв. м, расположенному в границах Засечного сельсовета, поступило второе заявление. Право аренды на данный участок будет реализовано путем проведения аукциона. Земельный участок площадью 1 310 000 кв. м находится в арендном пользовании у третьих лиц и не может быть предоставлен в аренду.
Сидоров М.А., полагая, что он, как глава КФХ, обладает исключительным правом на получение в аренду земельных участков для целей ведения КФХ, считает действия администрации Пензенского района Пензенской области по сути отказом в предоставлении ему земельных участков, поскольку он обратился в орган местного самоуправления в установленном законом порядке, представил все необходимые документы и сведения. Сидоров М.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа незаконным, а также просит устранить нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) органы местного самоуправления содействуют осуществлению фермерскими хозяйствами своей деятельности, оказывают им поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
В силу положений статей 1, 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля, как природный объект и природный ресурс, является объектом земельных отношений. Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
По правилам пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года.
Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 4 названного Закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином, что имеет место в рассматриваемом случае, заключение соглашения не требуется.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду (часть 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Лицо, чье право нарушено, самостоятельно выбирает способ защиты нарушенного права.
Суд при разрешении споров суд обязан соблюдать принцип диспозитивности, который означает свободу участвующих в деле лиц в распоряжении своими правами и выражается в субъективной возможности заинтересованного лица самостоятельно определять формы и способы защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса, определении ответчика и объема исковых требований.
При этом судопроизводство должно быть эффективным, имеет своей целью защиту и восстановление нарушенного права.
Заявитель считает, что ответчик фактически отказал ему в предоставлении земельного участка.
Ответчик указывает, что в его действиях не содержится отказа в предоставлении заявителю земельного участка, им лишь было предложено представить недостающие документы.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в полномочный орган за предоставлением ему в аренду земельных участков для осуществления деятельности фермерского хозяйства, с соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов территории видно, что на момент обращения Заявителя к Ответчику испрашиваемые заявителем земли имели статус земель сельскохозяйственного назначения, были свободны от имущественных прав иных лиц. Отсутствовали какие-либо законные ограничения для использования земельных участков в соответствии с их целевых назначением.
Материалами дела не доказано нахождение какого-либо из испрашиваемых земельных участков в границах других земельных участков, у которых имеются законные правообладатели.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ответчик должен был в течение 14 дней со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, принять решение об их предоставлении в аренду.
Как указано выше, в нарушение действующего законодательства такое решение в указанный срок ответчиком не принято.
В силу этого обращение другого лица - ГУП ПО "Вазерское" - 14.06.2012 г. не может быть квалифицировано как основание для предоставления спорных земельных участков с проведением торгов, поскольку заявление от указанного лица поступило по истечении срока для рассмотрения по существу заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова М.А.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод заявителя о том, что действия ответчика в их совокупности следует рассматривать как отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, связанных с деятельностью КФХ.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемых земельных участков.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской федерации входит перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, в другую категорию (пункт 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса).
В пределах своей компетенции Правительство Пензенской области издало распоряжение N 518-рП от 16 октября 2012 года (представлено заверенное печатью протокольной части распоряжение - том 2 л.д. 76) "Об утверждении Плана мероприятий по модернизации и развитию Аэропорта города Пензы". Пунктом 1 Плана на Департамент государственного имущества Пензенской области совместно с администрацией Пензенского района возложено осуществить действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 58:24:03751106:25 и 58:24:0375104:40, расположенных на территории Засечного сельсовета и попадающих в границы строительства транспортной инфраструктуры, в земли промышленности.
Следовательно, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию - земли промышленности. Это обстоятельство является препятствием для использования испрашиваемых заявителем земельных участков в целях сельскохозяйственного производства. Соответственно, изложенное обстоятельство является препятствием для предоставлением земельных участков с целью их использования для сельскохозяйственного производства, поскольку полномочным органом принято решение о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, что также подтверждено кадастровыми выписками о спорных земельных участках в которых указана категория земельных участков - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, что подтверждает фактический перевод этих земель из категории земель сельхозназначения в другую категорию - земли промышленности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение Администрации Пензенского района Пензенской области об отказе в предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков противоречит приведенным нормам Федерального закона N 74-ФЗ, но в настоящее время не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку имеется препятствие для предоставления Заявителю земельных участков.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 ноября 2012 г. по делу N А49-2958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)