Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А45-6515/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А45-6515/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение от 27.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 10.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-6515/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (630009, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, д. 16, ОГРН 1055405058312, ИНН 5405293996) к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18, ОГРН 1035402457848, ИНН 5406214965) о признании незаконным решения департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, изложенного в письме от 25.01.2013 N 515/1-14/38.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" Привалова Т.Ю. по доверенности от 01.04.2013.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Карбовская И.В.) в заседании участвовал представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Горячева Н.В. по доверенности от 14.02.2013.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (далее -ООО "Ремтехстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 25.01.2013 N 515/1-14/38 решения департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) об отказе в заключении с ООО "Ремтехстрой" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, адрес (местоположение): участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый), площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса, и обязании департамента совершить действия, предусмотренные статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по предоставлению в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, адрес (местоположение): участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый), площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса (далее - спорный земельный участок).
Решением от 27.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суд признал указанное выше решение незаконным, обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания департамента совершить действия, предусмотренные статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по предоставлению в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" спорного земельного участка.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению кассатора, срок действия решения о предварительном согласовании размещения объекта истек, и, являясь пресекательным, не может быть восстановлен, в связи с чем общество утратило право на предоставление ему земельного участка в аренду; до изменения категории земельного участка предоставление его в аренду для строительства торгово-развлекательного комплекса невозможно; обязанность по переводу земельного участка в иную категорию несет именно заявитель; не соответствует закону вывод суда об изменении категории земельного участка; права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены.
Заявитель также ссылается на судебные акты по делу N А45-6511/2013, которыми установлен факт прекращения срока решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Ремтехстрой" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель департамента доводы кассационной жалобы поддержал, представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в них установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа департамента от 01.11.2007 N 1593 ООО "Ремтехстрой" утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предварительно согласовано место размещения объекта ООО "Ремтехстрой": земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 54:19:112001:0742, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый, общей площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
20.10.2010 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
17.11.2010 департамент письмом сообщил, что вопрос о предоставлении земельного участка будет решен после изменения категории земельного участка и для предоставления земельного участка в аренду необходимо перевести указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, либо в категорию земель населенных пунктов.
14.12.2012 решением 29-ой сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 6 утвержден генеральный план Станционного сельсовета Новосибирского района, которым испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселок Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройки.
15.01.2013 ООО "Ремтехстрой" обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:0742.
25.01.2013 ответом N 515/1-14/38 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду.
В мотивировочной части ответа указано на то, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:0742 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду данного земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса возможна после принятия Правительством Новосибирской области решения о переводе указанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в установленном законом порядке.
Считая данное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 10, пунктом 1 статьи 28, статьей 29, статьями 30, 31, 32 ЗК РФ, учитывая обстоятельства спора, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности Новосибирской области, а департамент является уполномоченным исполнительным органом в сфере управления и распоряжения земельными участками, пришел к выводу, что обществу земельный участок был выбран для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, возможность принятия в дальнейшем решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства действующим законодательством не предусмотрена.
Полагая, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, сформирован, принимая во внимание обязанность именно заинтересованного лица доказать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, суд указал, что ЗК РФ на этапе выбора и предварительного согласования земельного участка не устанавливает перечень оснований, по которым в предоставлении земельных участков может быть отказано, этот перечень является открытым, и основание для отказа с учетом множества факторов принимается органом местного самоуправления с учетом конкретной градостроительной ситуации. При принятии решения о предварительном согласовании земельного участка под строительство того или иного объекта орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления оценивает рациональность строительства объекта и использования в связи с этим земельного участка, в том числе определяя срок его предоставления.
Поскольку на этапе предварительного согласования принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения для строительства торгово-развлекательного комплекса не явилась препятствием для отказа в выборе и согласовании земельного участка, в приказе от 01.11.2007 N 1593 не было указано на необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую, установив, что генеральным планом Станционного сельсовета Новосибирской района испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселок Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройки, проведены публичные слушания по данному вопросу, а также по вопросу об изменении вида разрешенного использования на "строительство торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой", на основании пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, пункта 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), судом сделан вывод, что общество не могло самостоятельно изменить или инициировать процедуру изменения категории земельного участка, с момента утверждения генерального плана Станционного сельсовета земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не препятствует заявителю в использовании его в целях строительства, планируемое использование земельного участка соответствует его категории и разрешенному использованию.
В отношении истечения срока действия приказа о предварительном согласовании места размещения объекта суд указал, что данное основание само по себе не лишает заявителя права требовать от уполномоченного органа совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, указав, что ссылка департамента в письме от 25.01.2013 N 515/1-14/38 на невозможность предоставления земельного участка, в совокупности с представленными документами не может являться основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка, а истечение срока действия акта выбора земельного участка само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов по существу спора и отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- - обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса);
- - информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса);
- - оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса);
- - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса);
- - в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса).
При рассмотрении данного дела судами установлено и лицами, участвующими в деле, подтверждается, что ООО "Ремтехстрой" утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта.
Из пункта 2 статьи 31 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка для строительства осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом, в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрен перечень документов, на основании которых осуществляется выбор земельного участка для строительства и информация, необходимая для рассмотрения вопроса о возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения на этапе предварительного согласования не явилась препятствием для отказа в выборе и согласовании земельного участка. Заявителю в приказе от 01.11.2007 N 1593 не было указано на необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую.
Решением от 17.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6511/2013, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ департамента в продлении срока действия приказа департамента от 01.11.2007 N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", выраженный в письме от 05.04.2013 N 2682/1-14/38. Суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ремтехстрой" путем обязания департамента продлить срок действия приказа департамента от 01.11.2007 N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", на срок, необходимый для завершения процедуры перевода в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, адрес (местоположение): участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый), площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Ссылаясь на подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд по названному делу указал, что решение вопрос планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель данной категории в другие категории земель относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства спора, в том числе утвержденный 14.12.2012 генеральный план Станционного сельсовета Новосибирской района, которым испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселок Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройки, вывод суда по делу N А45-6511/2013 об отсутствии неправомерного бездействия общества относительно решения вопроса о переводе спорного земельного участка в соответствующую категорию, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов по существу спора, поскольку в данном конкретном случае решение вопроса о переводе земельного участка в иную категорию не зависело от действий общества, а департаментом не приведено оснований, по которым осуществление перевода невозможно, а также не указано, в связи с чем департаментом был выбран и согласован и для строительства спорный земельный участок несмотря на невозможность использования земель сельскохозяйственного назначения для строительства без их перевода из одной категории в другую.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6515/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)