Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2343014732, ОГРН 1022304360418) - Сидельникова В.А. (доверенность от 20.01.2013), в отсутствие представителей истца - администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034, ОГРН 102230436558), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Величко М.Г.) по делу N А32-31699/2011, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (далее - общество) о взыскании 17 847 рублей 34 копеек задолженности по договору аренды и 2005 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятого судом увеличения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, исковые требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы ненадлежащим исполнением арендатором обязанностей по договору, приведшим к возникновению задолженности.
Общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы считает недопустимыми изменение в одностороннем порядке установленной договором арендной платы и применение соответствующего изменения в отсутствие доказательств его государственной регистрации. По мнению общества, нахождение земельного участка в черте сельского поселения обуславливает возможность применения базовой ставки арендной платы равной земельному налогу (0,3% от кадастровой стоимости), установленной постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.12.2003 N 1270.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая произведенный расчет задолженности соответствующим установленным в рассматриваемый период нормативными актами ставкам арендной платы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации от 26.10.2000 N 154 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Кубаньсервис" для сельхозпроизводства" (далее - постановление N 154) обществу предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 23 га пашни для сельхозпроизводства из запаса пахотных земель Прочноокопского сельского округа. Установлена арендная плата 24 рубля за 1 га.
23 апреля 2001 года администрацией Прочноокопского сельского округа и обществом подписан договор N 57 аренды, одним из объектов которого явился земельный участок площадью 7 га с кадастровым номером 23:21:0503029:501, находящийся по левой стороне автодороги по направлению к кладбищу в 350 м юго-восточнее п. Фортштадт (далее - договор аренды, земельный участок)
Земельный участок предоставлен в аренду на 10 лет.
Государственная регистрация договора аренды осуществлена 03 января 2002 года под регистрационным N 23-01.09-3.1.2001-199.1.
Подписанное сторонами дополнительное соглашение от 25.03.2003 N 2 предусматривало изменение номера договора аренды (N 2100000395), а также приведение ранее согласованного сторонами порядка исчисления арендной платы в соответствие Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края".
Приложением к договору аренды на период с 01.04.2007 размер арендной платы согласован равным 5670 рублям в год, исходя из 1% от кадастровой стоимости.
Полагая, что за период с 15.11.2008 по 15.12.2011 у общества образовалась задолженность в сумме 17 847 рублей 34 копеек, в порядке досудебного урегулирования спора администрация направила в адрес общества претензии от 16.09.2008 N 4862 и от 28.09.2010 N 179 с требованиями о погашении задолженности, оставленные адресатом без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения администрации в арбитражный суд.
При принятии обжалуемых судебных актов суды обоснованного руководствовались следующим.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал правовой подход, согласно которому поскольку регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Пунктом 1.5 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края" (в редакции постановления главы администрации Краснодарского края от 01.04.2007 N 194 "О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края"; далее - постановление N 529) утверждена ежегодная арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности на территории Краснодарского края в размере 1% от кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 3 постановления N 529 для сельхозтоваропроизводителей арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного использования, расположенные в границах населенных пунктов, установлена в размере земельного налога за земли населенных пунктов (0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 50) ставки арендной платы для земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, (приложение N 2, 3), установлены равными 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, возражая против удовлетворения требований в заявленном объеме, указывало на то, что постановлением главы администрации от 30.08.2006 N 1775 "Об отнесении земельных участков к категории "земли поселений" земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Посчитав, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земельного участка в категорию земель населенных пунктов не состоялся (в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены изменения о таком переводе), суды признали правомерным расчет задолженности общества, исходя из ставки арендной платы, установленной для земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения (1% от кадастровой стоимости земельного участка).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют соответствующие критериям относимости и допустимости доказательства, свидетельствующие о принадлежности земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылаясь на имеющуюся в деле кадастровую выписку о смежном земельном участке площадью 16 га, также являющемся объектом договора аренды, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, суды не учли имеющиеся в названной кадастровой выписке сведения об относимости земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11).
В отсутствие доказательств относимости земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения произведенный администрацией расчет задолженности исходя из ставки арендной платы, равной 1% от кадастровой стоимости, не может быть признан соответствующим действующему законодательству и условиям договора, а соответствующий вывод судов первой и апелляционной инстанций - установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с необходимой степенью достоверности установить категорию земельного участка, проверить представленный администрацией расчет на предмет его соответствия постановлениям N 529, 50, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу N А32-31699/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А32-31699/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А32-31699/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2343014732, ОГРН 1022304360418) - Сидельникова В.А. (доверенность от 20.01.2013), в отсутствие представителей истца - администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034, ОГРН 102230436558), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Величко М.Г.) по делу N А32-31699/2011, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (далее - общество) о взыскании 17 847 рублей 34 копеек задолженности по договору аренды и 2005 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятого судом увеличения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, исковые требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы ненадлежащим исполнением арендатором обязанностей по договору, приведшим к возникновению задолженности.
Общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы считает недопустимыми изменение в одностороннем порядке установленной договором арендной платы и применение соответствующего изменения в отсутствие доказательств его государственной регистрации. По мнению общества, нахождение земельного участка в черте сельского поселения обуславливает возможность применения базовой ставки арендной платы равной земельному налогу (0,3% от кадастровой стоимости), установленной постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.12.2003 N 1270.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая произведенный расчет задолженности соответствующим установленным в рассматриваемый период нормативными актами ставкам арендной платы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации от 26.10.2000 N 154 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Кубаньсервис" для сельхозпроизводства" (далее - постановление N 154) обществу предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 23 га пашни для сельхозпроизводства из запаса пахотных земель Прочноокопского сельского округа. Установлена арендная плата 24 рубля за 1 га.
23 апреля 2001 года администрацией Прочноокопского сельского округа и обществом подписан договор N 57 аренды, одним из объектов которого явился земельный участок площадью 7 га с кадастровым номером 23:21:0503029:501, находящийся по левой стороне автодороги по направлению к кладбищу в 350 м юго-восточнее п. Фортштадт (далее - договор аренды, земельный участок)
Земельный участок предоставлен в аренду на 10 лет.
Государственная регистрация договора аренды осуществлена 03 января 2002 года под регистрационным N 23-01.09-3.1.2001-199.1.
Подписанное сторонами дополнительное соглашение от 25.03.2003 N 2 предусматривало изменение номера договора аренды (N 2100000395), а также приведение ранее согласованного сторонами порядка исчисления арендной платы в соответствие Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края".
Приложением к договору аренды на период с 01.04.2007 размер арендной платы согласован равным 5670 рублям в год, исходя из 1% от кадастровой стоимости.
Полагая, что за период с 15.11.2008 по 15.12.2011 у общества образовалась задолженность в сумме 17 847 рублей 34 копеек, в порядке досудебного урегулирования спора администрация направила в адрес общества претензии от 16.09.2008 N 4862 и от 28.09.2010 N 179 с требованиями о погашении задолженности, оставленные адресатом без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения администрации в арбитражный суд.
При принятии обжалуемых судебных актов суды обоснованного руководствовались следующим.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал правовой подход, согласно которому поскольку регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Пунктом 1.5 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края" (в редакции постановления главы администрации Краснодарского края от 01.04.2007 N 194 "О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края"; далее - постановление N 529) утверждена ежегодная арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности на территории Краснодарского края в размере 1% от кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 3 постановления N 529 для сельхозтоваропроизводителей арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного использования, расположенные в границах населенных пунктов, установлена в размере земельного налога за земли населенных пунктов (0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 50) ставки арендной платы для земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, (приложение N 2, 3), установлены равными 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, возражая против удовлетворения требований в заявленном объеме, указывало на то, что постановлением главы администрации от 30.08.2006 N 1775 "Об отнесении земельных участков к категории "земли поселений" земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Посчитав, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земельного участка в категорию земель населенных пунктов не состоялся (в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены изменения о таком переводе), суды признали правомерным расчет задолженности общества, исходя из ставки арендной платы, установленной для земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения (1% от кадастровой стоимости земельного участка).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют соответствующие критериям относимости и допустимости доказательства, свидетельствующие о принадлежности земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылаясь на имеющуюся в деле кадастровую выписку о смежном земельном участке площадью 16 га, также являющемся объектом договора аренды, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, суды не учли имеющиеся в названной кадастровой выписке сведения об относимости земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11).
В отсутствие доказательств относимости земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения произведенный администрацией расчет задолженности исходя из ставки арендной платы, равной 1% от кадастровой стоимости, не может быть признан соответствующим действующему законодательству и условиям договора, а соответствующий вывод судов первой и апелляционной инстанций - установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с необходимой степенью достоверности установить категорию земельного участка, проверить представленный администрацией расчет на предмет его соответствия постановлениям N 529, 50, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу N А32-31699/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
И.П.НАЗАРЕНКО
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
И.П.НАЗАРЕНКО
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)