Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-686/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N 33-686/2013


Судья: Иргит Н.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Баутдинова М.Т., Куулар Л.Д.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по заявлению О. о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в части непредоставления земельного участка в аренду по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 апреля 2013 года,

установила:

О. обратилась в суд к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ) с заявлением о признании незаконным бездействия Минземимущества РТ по непредоставлению земельного участка в аренду, указывая на то, что 19 декабря 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет для индивидуального жилищного строительства по адресным ориентирам: N (далее - спорный земельный участок), однако по истечении месяца ее заявление не рассмотрено. Просила признать незаконным бездействие Минземимущества РТ в форме неиздания распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и не заключения договора аренды спорного земельного участка, обязать Минземимущество РТ устранить нарушение федерального законодательства путем издания распорядительного акта о предоставлении спорного земельного участка, и заключить с ней договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет.
Решением суда заявление О. удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие Минземимущества РТ в части неисполнения требований ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ при рассмотрении заявления О. от 19 декабря 2012 года о предоставлении ей в аренду земельного участка. Также суд обязал Минземимущество РТ принять меры к рассмотрению заявления О. от 19 декабря 2012 года о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Заинтересованное лицо Минземимущество РТ с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, указывая на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица об отложении судебного заседания, назначенного на 29 апреля 2013 года, тогда как подавалось ходатайство об отложении судебного заседания в связи с участием представителя в Арбитражном суде Республики Тыва. Нормы ст. 30.1. ЗК РФ не подлежат применению вне связи со ст. 30 ЗК РФ, которая регламентирует порядок предоставления земельного участка. Согласно п. 2.1.1. Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и Положения о ней", утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в Минземимущество РТ с соответствующим заявлением. В заявлении или письме должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка и испрашиваемое право.
В заявлении, поданном в Минземимущество РТ, О. не указала цели испрашиваемого земельного участка, не приложила схему или иной документ с указанием места его расположения. Следовательно, заявителем не соблюден досудебный порядок, установленный земельным законодательством.
Представитель Минземимущество РТ Ч. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель О. в суд не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признает ее неявку неуважительной и рассматривает дело в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных законом, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает решение вопроса о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30.1 ЗК РФ предписывает порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в силу ч. 1 указанной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 ст. 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления таких земельных участков гражданам установлен ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в силу которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта.
Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу ч. 1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 года N 165 утвержден Временный порядок организации работ по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва.
Согласно п. 1.2 указанного Временного порядка распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В соответствии с п. 2.1.1 указанного Временного порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в министерство с соответствующим заявлением. В заявлении или письме должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка и испрашиваемое право.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, О. 19 декабря 2012 года обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресным ориентирам: ** сроком на 5 лет под индивидуальное жилищное строительство (входящий в Минземимуществе РТ N).
Из материалов дела видно, что Минземимуществом РТ соответствующий ответ по результатам рассмотрения заявления О. от 19 декабря 2012 года не дан.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Минземимуществом РТ не предоставлено доказательств, подтверждающих рассмотрение заявления О. и направление заявителю какого-либо ответа, а также не представлено доказательств избранного способа предоставления спорного земельного участка, в том числе путем публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении его в аренду, либо о проведении аукциона.
Удовлетворяя частично требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно усмотрел наличие признаков незаконного бездействия со стороны Минземимущества РТ в форме нерассмотрения заявления О. о предоставлении земельного участка в аренду. Судебная коллегия считает, что такое бездействие нарушает право заявителя на равный доступ к приобретению испрашиваемого земельного участка в аренду.
Выводы суда соответствуют изложенным нормам материального права и фактическим обстоятельствам, установленным по делу, которые в судебном заседании не оспаривались.
Дело судом было рассмотрено в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в связи с чем, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Минземимущество РТ доказательств того, что оспариваемые заявителем бездействия, связанные с непредоставлением земельного участка в аренду, соответствуют положениям Земельного кодекса РФ, в том числе порядку, предусмотренному ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, не представил.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, получивших надлежащую оценку с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был удовлетворить ходатайство заинтересованного лица об отложении рассмотрения дела, является несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
По смыслу указанной нормы суду предоставлено право, а не возложена обязанность отложить судебное заседание при неявке представителя по уважительной причине. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин неявки представителя юридического лица такие обстоятельства, как участие юриста организации в другом судебном заседании, поскольку учреждение в случае отсутствия одного представителя вправе выдать доверенность на представление его интересов в суде другому представителю.
Из материалов дела следует, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва было извещено о времени и месте судебного заседания, однако представитель министерства в судебное заседание не явился, заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с участием представителя в Арбитражном суде Республики Тыва.
Невозможность явки представителя юридического лица не является безусловным основанием для отложения судебного разбирательства. Доводы апелляционной жалобы в данной части также подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2013 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)