Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7882/2013) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 (судья Стафеев С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Каибова Нуреддина Джебраиловича (ОГРНИП 304890307700096, ИНН 890305169145)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
3-е лицо: Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени
о признании незаконным решения от 08.02.2013 N 130208001/10-2, об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области заключить договор аренды земельного участка площадью 675 кв. м, сроком на 3 года для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. (по доверенности);
- от индивидуального предпринимателя Каибова Нуреддина Джебраиловича - Ладина С.В. (по доверенности);
- от Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Индивидуальный предприниматель Каибов Нуреддин Джебраилович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова, а также об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области заключить договор аренды земельного участка площадью 675 кв. м, сроком на 3 года для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова с индивидуальным предпринимателем Каибовым Н.Д.
Определением суда от 20.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области в установленный срок заново рассмотреть и принять законное и обоснованное решение по заявлению индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. о предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова.
Этим же решением с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 800 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что решение от 08.02.2013 N 130208001/10-2 нельзя признать законным, так как оно противоречит Правилам землепользования и застройки г. Тюмени, не мотивировано и не содержит указания на фактические и юридические основания его принятия.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение Департамента имущественных отношений Тюменской области является законным, поскольку размещение объекта бытового обслуживания населения в испрашиваемых границах не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени. Считает, что применима часть 2 статьи 12 указанных Правил, поскольку проект планировки в отношении земельного участка не утверждался. Данный земельный участок входит в функциональную зону многоэтажной жилой застройки. Необходимость размещения объекта бытового обслуживания населения по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова не предусмотрена программами развития города Тюмени. Не представлены документы, подтверждающие возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, площадь земельного участка не позволит организовать строительную площадку без занятия земель общего пользования. Для обслуживания объекта потребуется необходимое количество парковочных мест.
Представители Департамента имущественных отношений Тюменской области, индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. участвовали в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Тюменской области.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и принять в указанной части новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На вопрос суда представитель предпринимателя пояснил, что не возражает против проверки решения в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Предприниматель владеет на праве аренды земельным участком площадью 117,1 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 39в, для размещения временной постройки - павильон для торговли пищевыми продуктами (без права капитального строительства).
Как следует из приказа Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 19.06.2012 N 463 соответствующий земельный участок предоставлен заявителю в аренду на срок до 26.10.2014.
Имея намерение, возвести на месте временной постройки - павильона для торговли пищевыми продуктами, объект капитального строительства, предназначенный для бытового обслуживания населения, предприниматель обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.04.2012 N 1099-з "О предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова" было предварительно согласовано место размещения объекта бытового обслуживания населения г. Тюмени, ул. Пермякова в соответствии с актом о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309.
Акт о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309 согласован с Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени, Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, Тюменским филиалом ОАО "СУЭНКО", ОАО "Тюменьэнерго", ОАО Тюмень Водоканал", Тюменские тепловые сети ОАО "УТСК", ОАО "Тюменьмежрайгаз", Тюменский РУС ТФ ОАО "Ростелеком", УГИБДД Тюменской области, Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области.
В соответствии с пунктом 3 указанного решения на заявителя были возложены обязанности: обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет; предоставить в Департамент имущественных отношений Тюменской области межевой план и кадастровый паспорт земельного участка; заключить договор о сносе нежилых строений, расположенных на земельном участке.
Во исполнение решения заявителем были проведены кадастровые работы (изготовлен межевой план).
На основании межевого плана земельный участок площадью 675 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 72:23:0430003:8974.
Исполняя решение от 18.04.2012 N 1099-з, заявитель заключил 12.12.2012 договор подряда с ООО "Монолит-КБ" (подрядчик), в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить на испрашиваемом земельном участке работы по сносу и вывозу демонтируемых конструкций временного сооружения.
27.12.2012 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432003:8974 площадью 675 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, для размещения объекта бытового обслуживания.
Письмом от 08.02.2013 N 130208001/10-2 ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду по следующим причинам:
- - решением совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 22.01.2013 индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова, в связи с тем, что точечное строительство на территории города Тюмени запрещено в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени;
- - размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени;
- - на испрашиваемом земельном участке расположен торговый павильон, земельный участок под которым предоставлен индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду до 26.10.2014.
Предприниматель считает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от 08.02.2013 N 130208001/10-2 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
09.07.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Департаментом имущественных отношений Тюменской области в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и принять в указанной части новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. не высказал возражений против проверки решения в обжалуемой части.
Поскольку возражения относительно проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет его только по доводам апелляционной жалобы, в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в обжалуемой части.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Как следует из части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела имеется Акт от 28.12.2011 N 309 о выборе предпринимателем земельного участка по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, ориентировочной площадью 0,07 га под объект бытового обслуживания. К Акту приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная Департаментом имущественных отношений Тюменской области (т. д. 1 л.д. 15).
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.04.2012 N 1099-з "О предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова" было предварительно согласовано место размещения объекта бытового обслуживания населения г. Тюмени, ул. Пермякова в соответствии с актом о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309.
Более того, во исполнение указанного решения предпринимателем проведены кадастровые работы (изготовлен межевой план). На основании межевого плана земельный участок площадью 675 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 72:23:0430003:8974.
То есть предпринимателем соблюдены как требования Земельного кодекса Российской Федерации, так и условия указанные в решении Департамента имущественных отношений Тюменской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Аналогичные положения содержатся в Постановление Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков".
Так, в силу пункта 8.15 указанного Постановления, Департамент принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок, установленный пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, со дня подачи заявления о предоставлении земельного участка для строительства. В заявлении о предоставлении земельного участка должен быть указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства запрашивается кадастровый паспорт земельного участка (его копия, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не предоставлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
При этом в силу части 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков.
Таким образом, в материалах дела имеется акт о выборе земельного участка и решение о предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания, а также межевой план земельного участка, поставленный на государственный кадастровый учет.
При этом в силу части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на стадии выбора земельного участка предпринимателем были осуществлены все требования, установленные действующим законодательством, Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение о согласовании места для размещения объекта бытового обслуживания, данное решение не отменено и не признано недействительным, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, после предварительного согласования, не имелось.
Податель жалобы утверждает, что не представлены документы, подтверждающие возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что согласование с соответствующими органами (организациями) - с Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, УГИБДД Тюменской области и другими организациями произведено на стадии оформления акта о выборе земельного участка, о чем имеется отметка в самом акте от 28.12.2011 N 309 и приложениях к нему (т. д. 1 л.д. 46-61).
Более того, как указано в абзаце 2 пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
То есть указанная норма, вопреки утверждению подателя жалобы, именно на орган самоуправления возлагает обязанность по направлению соответствующих запросов с целью выяснения информации о земельном участке.
Также апелляционный суд отмечает, что согласование земельного участка в различных инстанциях производится на стадии акта выбора данного земельного участка, в связи с чем доводы подателя жалобы (земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, площадь земельного участка не позволит организовать строительную площадку без занятия земель общего пользования, для обслуживания объекта потребуется необходимое количество парковочных мест), заявленные после выдачи решения о предварительном согласовании апелляционным судом не принимаются. На стадии составления акта выбора земельного участка, его согласования в соответствующих органах и выдачи решения о предварительном согласовании места размещения объекта, таких вопросов у Департамента имущественных отношений Тюменской области не возникало. Предполагаемый объект бытового обслуживания соответствовал всем требуемым нормам.
Податель жалобы утверждает, что размещение объекта бытового обслуживания населения в испрашиваемых границах не соответствует Решению Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (ред. от 30.05.2013) "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" (далее - Правила землепользования и застройки города Тюмени).
Правила землепользования и застройки города Тюмени (действующие на момент принятия Департаментом решения), являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень, а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
В силу части 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, на которую ссылается Департамент, в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно следующих условий:
а) наличие необходимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с программами развития города Тюмени;
б) наличие резервных мощностей объектов инженерной инфраструктуры;
в) обеспеченность планируемого к размещению объекта капитального строительства нормативной социальной инфраструктурой, в том числе объектами детских дошкольных учреждений в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени;
г) наличие свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
В пункте "о" части 1 статьи 1 Правил землепользования и застройки г. Тюмени дано определение понятия точечное строительство - это создание в сформировавшейся градостроительной среде отдельно стоящих и (или) пристроенных объектов капитального строительства, реконструкция ранее созданных объектов с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не планировались при разработке документации по планировке территории, приводят к уплотнению существующей городской застройки, увеличению нагрузки на объекты соцкультбыта (школы, детские сады и др.), а также к увеличению нагрузки на инженерные сети.
Буквальное толкование вышеуказанных положений Правил землепользования и застройки г. Тюмени свидетельствуют о возможности осуществлять размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени (точечное строительство), при условии соблюдения ограничений точечного строительства, установленных в части 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени.
По утверждению подателя жалобы, данный земельный участок входит в функциональную зону многоэтажной жилой застройки. Необходимость размещения объекта бытового обслуживания населения по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова не предусмотрена программами развития города Тюмени.
Как следует из части 1 статьи 16 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) приведены в таблице части 2 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Тюмени. В пункте 4 данной таблицы указано на разрешение использования в зоне застройки Ж-1 объектов социального обслуживания населения.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что содержащийся в решении Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 вывод о запрете осуществлять на территории г. Тюмени точечное строительство, является незаконным, противоречащим Правилам землепользования и застройки г. Тюмени.
Довод подателя жалобы о том, что размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени, не обоснован ссылкой на конкретную статью Правил землепользования и застройки г. Тюмени, которая бы устанавливала подобного рода ограничение. Не указаны фактические обстоятельства, свидетельствующие о невозможности размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке.
Более того, на сегодняшний день статья 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени утратила силу, в связи с чем ссылка на недействующую норму права не может быть положена в основу отказа в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка.
Требования предпринимателя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Тюменской области оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Тюменской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А70-1879/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А70-1879/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7882/2013) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 (судья Стафеев С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Каибова Нуреддина Джебраиловича (ОГРНИП 304890307700096, ИНН 890305169145)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
3-е лицо: Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени
о признании незаконным решения от 08.02.2013 N 130208001/10-2, об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области заключить договор аренды земельного участка площадью 675 кв. м, сроком на 3 года для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. (по доверенности);
- от индивидуального предпринимателя Каибова Нуреддина Джебраиловича - Ладина С.В. (по доверенности);
- от Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Индивидуальный предприниматель Каибов Нуреддин Джебраилович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова, а также об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области заключить договор аренды земельного участка площадью 675 кв. м, сроком на 3 года для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова с индивидуальным предпринимателем Каибовым Н.Д.
Определением суда от 20.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области в установленный срок заново рассмотреть и принять законное и обоснованное решение по заявлению индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. о предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова.
Этим же решением с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 800 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что решение от 08.02.2013 N 130208001/10-2 нельзя признать законным, так как оно противоречит Правилам землепользования и застройки г. Тюмени, не мотивировано и не содержит указания на фактические и юридические основания его принятия.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение Департамента имущественных отношений Тюменской области является законным, поскольку размещение объекта бытового обслуживания населения в испрашиваемых границах не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени. Считает, что применима часть 2 статьи 12 указанных Правил, поскольку проект планировки в отношении земельного участка не утверждался. Данный земельный участок входит в функциональную зону многоэтажной жилой застройки. Необходимость размещения объекта бытового обслуживания населения по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова не предусмотрена программами развития города Тюмени. Не представлены документы, подтверждающие возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, площадь земельного участка не позволит организовать строительную площадку без занятия земель общего пользования. Для обслуживания объекта потребуется необходимое количество парковочных мест.
Представители Департамента имущественных отношений Тюменской области, индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. участвовали в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Тюменской области.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и принять в указанной части новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На вопрос суда представитель предпринимателя пояснил, что не возражает против проверки решения в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Предприниматель владеет на праве аренды земельным участком площадью 117,1 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 39в, для размещения временной постройки - павильон для торговли пищевыми продуктами (без права капитального строительства).
Как следует из приказа Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 19.06.2012 N 463 соответствующий земельный участок предоставлен заявителю в аренду на срок до 26.10.2014.
Имея намерение, возвести на месте временной постройки - павильона для торговли пищевыми продуктами, объект капитального строительства, предназначенный для бытового обслуживания населения, предприниматель обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.04.2012 N 1099-з "О предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова" было предварительно согласовано место размещения объекта бытового обслуживания населения г. Тюмени, ул. Пермякова в соответствии с актом о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309.
Акт о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309 согласован с Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени, Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, Тюменским филиалом ОАО "СУЭНКО", ОАО "Тюменьэнерго", ОАО Тюмень Водоканал", Тюменские тепловые сети ОАО "УТСК", ОАО "Тюменьмежрайгаз", Тюменский РУС ТФ ОАО "Ростелеком", УГИБДД Тюменской области, Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области.
В соответствии с пунктом 3 указанного решения на заявителя были возложены обязанности: обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет; предоставить в Департамент имущественных отношений Тюменской области межевой план и кадастровый паспорт земельного участка; заключить договор о сносе нежилых строений, расположенных на земельном участке.
Во исполнение решения заявителем были проведены кадастровые работы (изготовлен межевой план).
На основании межевого плана земельный участок площадью 675 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 72:23:0430003:8974.
Исполняя решение от 18.04.2012 N 1099-з, заявитель заключил 12.12.2012 договор подряда с ООО "Монолит-КБ" (подрядчик), в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить на испрашиваемом земельном участке работы по сносу и вывозу демонтируемых конструкций временного сооружения.
27.12.2012 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432003:8974 площадью 675 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, для размещения объекта бытового обслуживания.
Письмом от 08.02.2013 N 130208001/10-2 ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду по следующим причинам:
- - решением совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 22.01.2013 индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 675 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова, в связи с тем, что точечное строительство на территории города Тюмени запрещено в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени;
- - размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени;
- - на испрашиваемом земельном участке расположен торговый павильон, земельный участок под которым предоставлен индивидуальному предпринимателю Каибову Н.Д. в аренду до 26.10.2014.
Предприниматель считает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от 08.02.2013 N 130208001/10-2 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
09.07.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Департаментом имущественных отношений Тюменской области в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и принять в указанной части новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Каибова Н.Д. не высказал возражений против проверки решения в обжалуемой части.
Поскольку возражения относительно проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет его только по доводам апелляционной жалобы, в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в обжалуемой части.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Как следует из части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела имеется Акт от 28.12.2011 N 309 о выборе предпринимателем земельного участка по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, ориентировочной площадью 0,07 га под объект бытового обслуживания. К Акту приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная Департаментом имущественных отношений Тюменской области (т. д. 1 л.д. 15).
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.04.2012 N 1099-з "О предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания населения в г. Тюмени, ул. Пермякова" было предварительно согласовано место размещения объекта бытового обслуживания населения г. Тюмени, ул. Пермякова в соответствии с актом о выборе земельного участка от 28.12.2011 N 309.
Более того, во исполнение указанного решения предпринимателем проведены кадастровые работы (изготовлен межевой план). На основании межевого плана земельный участок площадью 675 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 72:23:0430003:8974.
То есть предпринимателем соблюдены как требования Земельного кодекса Российской Федерации, так и условия указанные в решении Департамента имущественных отношений Тюменской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Аналогичные положения содержатся в Постановление Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков".
Так, в силу пункта 8.15 указанного Постановления, Департамент принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок, установленный пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, со дня подачи заявления о предоставлении земельного участка для строительства. В заявлении о предоставлении земельного участка должен быть указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства запрашивается кадастровый паспорт земельного участка (его копия, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не предоставлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
При этом в силу части 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков.
Таким образом, в материалах дела имеется акт о выборе земельного участка и решение о предварительном согласовании места размещения объектов бытового обслуживания, а также межевой план земельного участка, поставленный на государственный кадастровый учет.
При этом в силу части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на стадии выбора земельного участка предпринимателем были осуществлены все требования, установленные действующим законодательством, Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение о согласовании места для размещения объекта бытового обслуживания, данное решение не отменено и не признано недействительным, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, после предварительного согласования, не имелось.
Податель жалобы утверждает, что не представлены документы, подтверждающие возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что согласование с соответствующими органами (организациями) - с Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, УГИБДД Тюменской области и другими организациями произведено на стадии оформления акта о выборе земельного участка, о чем имеется отметка в самом акте от 28.12.2011 N 309 и приложениях к нему (т. д. 1 л.д. 46-61).
Более того, как указано в абзаце 2 пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
То есть указанная норма, вопреки утверждению подателя жалобы, именно на орган самоуправления возлагает обязанность по направлению соответствующих запросов с целью выяснения информации о земельном участке.
Также апелляционный суд отмечает, что согласование земельного участка в различных инстанциях производится на стадии акта выбора данного земельного участка, в связи с чем доводы подателя жалобы (земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, площадь земельного участка не позволит организовать строительную площадку без занятия земель общего пользования, для обслуживания объекта потребуется необходимое количество парковочных мест), заявленные после выдачи решения о предварительном согласовании апелляционным судом не принимаются. На стадии составления акта выбора земельного участка, его согласования в соответствующих органах и выдачи решения о предварительном согласовании места размещения объекта, таких вопросов у Департамента имущественных отношений Тюменской области не возникало. Предполагаемый объект бытового обслуживания соответствовал всем требуемым нормам.
Податель жалобы утверждает, что размещение объекта бытового обслуживания населения в испрашиваемых границах не соответствует Решению Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (ред. от 30.05.2013) "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" (далее - Правила землепользования и застройки города Тюмени).
Правила землепользования и застройки города Тюмени (действующие на момент принятия Департаментом решения), являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень, а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
В силу части 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, на которую ссылается Департамент, в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно следующих условий:
а) наличие необходимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с программами развития города Тюмени;
б) наличие резервных мощностей объектов инженерной инфраструктуры;
в) обеспеченность планируемого к размещению объекта капитального строительства нормативной социальной инфраструктурой, в том числе объектами детских дошкольных учреждений в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени;
г) наличие свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
В пункте "о" части 1 статьи 1 Правил землепользования и застройки г. Тюмени дано определение понятия точечное строительство - это создание в сформировавшейся градостроительной среде отдельно стоящих и (или) пристроенных объектов капитального строительства, реконструкция ранее созданных объектов с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не планировались при разработке документации по планировке территории, приводят к уплотнению существующей городской застройки, увеличению нагрузки на объекты соцкультбыта (школы, детские сады и др.), а также к увеличению нагрузки на инженерные сети.
Буквальное толкование вышеуказанных положений Правил землепользования и застройки г. Тюмени свидетельствуют о возможности осуществлять размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени (точечное строительство), при условии соблюдения ограничений точечного строительства, установленных в части 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени.
По утверждению подателя жалобы, данный земельный участок входит в функциональную зону многоэтажной жилой застройки. Необходимость размещения объекта бытового обслуживания населения по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова не предусмотрена программами развития города Тюмени.
Как следует из части 1 статьи 16 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) приведены в таблице части 2 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Тюмени. В пункте 4 данной таблицы указано на разрешение использования в зоне застройки Ж-1 объектов социального обслуживания населения.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что содержащийся в решении Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08.02.2013 N 130208001/10-2 вывод о запрете осуществлять на территории г. Тюмени точечное строительство, является незаконным, противоречащим Правилам землепользования и застройки г. Тюмени.
Довод подателя жалобы о том, что размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке не соответствует Правилам землепользования и застройки города Тюмени, не обоснован ссылкой на конкретную статью Правил землепользования и застройки г. Тюмени, которая бы устанавливала подобного рода ограничение. Не указаны фактические обстоятельства, свидетельствующие о невозможности размещение объектов бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке.
Более того, на сегодняшний день статья 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени утратила силу, в связи с чем ссылка на недействующую норму права не может быть положена в основу отказа в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка.
Требования предпринимателя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Тюменской области оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Тюменской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2013 по делу N А70-1879/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)