Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А67-5765/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А67-5765/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 19.11.2012 (судья Якимович Т.Ю.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 (судьи Кудряшева Е.В., Усенко Н.А., Фролова Н.Н.) по делу N А67-5765/2012
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (634003, г. Томск, ул. Больничная, 11а, стр. 3, ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 51, ИНН 7017242314, ОГРН 1097017011409)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка.
В заседании приняли участие представители:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Потылицын А.Е. по доверенности от 17.01.2012 сроком действия до 31.12.2014.
Суд

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - Управление Росимущества) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 70:16:0100002:325, путем изложения:
- - пункта 3.1 договора аренды в редакции: "Арендная плата определяется в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в размере 1,5% кадастровой стоимости участка. Расчет арендной платы указан в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора";
- - абзаца 1 пункта 3.2 договора в редакции: "Размер арендной платы изменяется в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка. Размер арендной платы изменятся при изменении нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, или принятия нормативно-правовых актов, определяющих иной порядок исчисления размера арендной платы". Приложение N 1 "Расчет арендной платы" принять в редакции протокола разногласий от 18.07.2012.
Управление Росимущества возразило против предъявленных требований, считая, что арендная плата по спорному договору должна определяться в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Правил определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы), поскольку предприятие не представило доказательств принадлежности земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Томской области от 19.11.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суд от 20.02.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение закона, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По утверждению Управления Росимущества, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также как и подпункт "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы подлежат применению лишь при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. Управление Росимущества указывает на то, что законодательство не содержит условий определения размера арендной платы в зависимости от статуса арендатора как субъекта естественных монополий, полагая неправомерным применение судами при разрешении спора правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
ФГУП "РТРС" в представленном отзыве отклонило доводы кассационной жалобы как необоснованные, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ФГУП "РТРС" высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления Росимущества, извещенного надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Управление Росимущества на основании распоряжения от 30.05.2012 N 175 предоставило ФГУП "РТРС" в арендное пользование сроком на 25 лет находящийся в федеральной собственности земельный участок площадью 193 кв. м с кадастровым номером 70:16:0100002:325, расположенный по адресу: Томская область, Шегарский район, с. Вороновка, ул. Гагарина, 26а.
Управление Росимущества направило в адрес ФГУП "РТРС" проект договора аренды земельного участка от 30.05.2012 N 12/085.
Поскольку при заключении договора аренды между сторонами не было достигнуто согласие относительно пунктов 3.1 и 3.2 договора, определяющих размер и условия внесения арендной платы, ФГУП "РТРС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Арбитражный суд принял спорные пункты договора в редакции арендатора ФГУП "РТРС", придя к выводу, что в данном случае, размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера арендной платы.
При этом арбитражный суд, руководствуясь пунктом 5 статьи 27, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, исходил из того, что земельный участок используется под объектами связи и является ограниченным в обороте, арендатор относится к субъекту естественных монополий.
Выводы суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, следует признать правильными.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса спорные условия договора определяются решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1, 2 статьи 2 данного Федерального закона.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов.
Таким образом, установленный абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более полутора процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается: 1,5 процента в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Основанием для применения льготного режима арендной платы является сам факт предоставления земельного участка для эксплуатации на нем объектов организации систем связи, а не сам факт переоформления прав.
Суды установили, что предоставляемый в аренду земельный участок ограничен в обороте, ФГУП "РТРС" в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2007 N 140 относится к субъектам естественных монополий.
В рассматриваемом деле положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком являются обязательными для сторон.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования ФГУП "РТРС", изложив спорные пункты договора аренды земельного участка в редакции предприятия.
Доводы Управления Росимущества в кассационной жалобе о применении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лишь при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, о неправомерной ссылке судов на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают правильность выводов судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм законодательства.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томкой области от 19.11.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А67-5765/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)