Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Хайруллина А.Ф. (доверенность от 01.03.2013 N РБ-02/2095),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-24369/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием заинтересованных лиц - муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Хуснуллина Нияза Гапбасовича,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Антимонопольный орган) от 01.08.2012 по делу N 06-89/2012.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами: постановление Исполкома является внутренним распорядительным актом, необходимость его принятия не установлена, отмена постановления не влечет прекращения права аренды, государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, извещение о предполагаемом к предоставлению в аренду земельном участке подлежит опубликованию в средстве массовой информации органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, извещение о предоставлении земельного участка в аренду было опубликовано в установленном средстве массовой информации.
Антимонопольный орган в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку уполномоченным органом субъекта федерации установлены средства массовой информации, в которых подлежат опубликованию обязательные сообщения о предоставлении земельных участков в аренду, Исполкомом извещение опубликовано только в татароязычном средстве массовой информации, действия Исполкома приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Определением от 01.11.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Хуснуллин Н.Г.
Хуснуллин Н.Г. в отзыве на заявление просил удовлетворить требования Исполкома.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: уполномоченным органом Республики Татарстан определены средства массовой информации, в которых подлежат обязательному опубликованию сообщения по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения, официальными печатными изданиями муниципального района являются газетные издания "Ленинская правда" и "Туган Як", публикация сообщения осуществлялась Исполкомом только в газетном издании "Туган Як", что является нарушением процедуры предоставления земельных участков, действия Исполкома привели к нарушению законодательства о защите конкуренции, договор аренды заключен на основании и во исполнение постановления Исполкома, решение Антимонопольного органа соответствует закону.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 решение суда первой инстанции от 04.12.2012 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Исполком обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявление.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Исполком ссылается на необоснованность и незаконность судебных актов. Судебными инстанциями не учтено следующее: федеральным законодательством источник официального опубликования указан в единственном экземпляре, в муниципальном образовании в качестве официального печатного издания определены два газетных издания, являющихся самостоятельными источниками официального опубликования нормативных актов, сообщение было опубликовано в газетном издании "Туган Як", требования закона об официальном опубликовании соответствующего сообщения Исполкомом соблюдены.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей Исполкома и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Антимонопольного органа просил оставить судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно установлено нарушение Исполкомом законодательства о конкуренции в связи с размещением сообщения только в татароязычном газетном издании.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Исполкома, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
Антимонопольным органом на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр проведена плановая проверка в Исполкоме, по результатам которой 30.09.2011 составлен акт N 43/06, в соответствии с которым в действиях Исполкома выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в принятии Исполкомом 27.12.2010 постановления N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г." с нарушением процедуры предоставления земельных участков, поскольку извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Исполкомом публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
По результатам рассмотрения дела Антимонопольным органом 01.08.2012 вынесено решение по делу N А06-89/2012, в соответствии с которым действия Исполкома признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды, с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 Исполкому выдано предписание по делу N А06-89/2012, о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отмене постановления Исполкома от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.".
Несогласие с указанными решением и предписанием Антимонопольного органа послужило основанием для обращения Исполкома в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон о сельхоз землях) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Антимонопольным органом в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газетного издания, чем, по мнению Антимонопольного органа нарушаются положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебными инстанциями в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением Исполкома в арендное пользование, не разграничена. Данное обстоятельство не оспаривается.
К предоставлению спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона о сельхоз землях о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Ленинская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Судебные инстанции правомерно указали на возможность применения положений указанного Закона по аналогии.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование, как указано выше, было опубликовано 27.08.2010 только в газете "Туган як".
Признавая оспариваемые акты Антимонопольного органа соответствующими требованиям закона, судебные инстанции исходили из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Туган як" от 27.08.2010, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения Исполкомом процедуры предоставления земельных участков, судебные инстанции пришли к выводу о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с чем судебные инстанции поддержали вывод Антимонопольного органа о нарушении Исполкомом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Данные выводы судебных инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правомерными.
Доводы Исполкома о соблюдении процедуры предоставления в пользование земельного участка, а именно достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий, является ошибочным.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона о сельхозземлях средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сообщение о предоставление в арендное пользование земельного участка подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как указано выше, в качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Ленинская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Как указано выше, официальными печатными изданиями муниципального образования определены газетные издания на русском и татарском языках.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на татарском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих татарским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая наличие двух официальных средств массовой информации в муниципальном образовании, в целях соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о законности установления Антимонопольным органом нарушения со стороны Исполкома положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций соответствуют норма права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А65-24369/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24369/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А65-24369/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Хайруллина А.Ф. (доверенность от 01.03.2013 N РБ-02/2095),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-24369/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием заинтересованных лиц - муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Хуснуллина Нияза Гапбасовича,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Антимонопольный орган) от 01.08.2012 по делу N 06-89/2012.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами: постановление Исполкома является внутренним распорядительным актом, необходимость его принятия не установлена, отмена постановления не влечет прекращения права аренды, государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, извещение о предполагаемом к предоставлению в аренду земельном участке подлежит опубликованию в средстве массовой информации органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, извещение о предоставлении земельного участка в аренду было опубликовано в установленном средстве массовой информации.
Антимонопольный орган в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку уполномоченным органом субъекта федерации установлены средства массовой информации, в которых подлежат опубликованию обязательные сообщения о предоставлении земельных участков в аренду, Исполкомом извещение опубликовано только в татароязычном средстве массовой информации, действия Исполкома приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Определением от 01.11.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Хуснуллин Н.Г.
Хуснуллин Н.Г. в отзыве на заявление просил удовлетворить требования Исполкома.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: уполномоченным органом Республики Татарстан определены средства массовой информации, в которых подлежат обязательному опубликованию сообщения по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения, официальными печатными изданиями муниципального района являются газетные издания "Ленинская правда" и "Туган Як", публикация сообщения осуществлялась Исполкомом только в газетном издании "Туган Як", что является нарушением процедуры предоставления земельных участков, действия Исполкома привели к нарушению законодательства о защите конкуренции, договор аренды заключен на основании и во исполнение постановления Исполкома, решение Антимонопольного органа соответствует закону.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 решение суда первой инстанции от 04.12.2012 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Исполком обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявление.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Исполком ссылается на необоснованность и незаконность судебных актов. Судебными инстанциями не учтено следующее: федеральным законодательством источник официального опубликования указан в единственном экземпляре, в муниципальном образовании в качестве официального печатного издания определены два газетных издания, являющихся самостоятельными источниками официального опубликования нормативных актов, сообщение было опубликовано в газетном издании "Туган Як", требования закона об официальном опубликовании соответствующего сообщения Исполкомом соблюдены.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей Исполкома и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Антимонопольного органа просил оставить судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно установлено нарушение Исполкомом законодательства о конкуренции в связи с размещением сообщения только в татароязычном газетном издании.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Исполкома, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
Антимонопольным органом на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр проведена плановая проверка в Исполкоме, по результатам которой 30.09.2011 составлен акт N 43/06, в соответствии с которым в действиях Исполкома выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в принятии Исполкомом 27.12.2010 постановления N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г." с нарушением процедуры предоставления земельных участков, поскольку извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Исполкомом публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
По результатам рассмотрения дела Антимонопольным органом 01.08.2012 вынесено решение по делу N А06-89/2012, в соответствии с которым действия Исполкома признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды, с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 Исполкому выдано предписание по делу N А06-89/2012, о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отмене постановления Исполкома от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.".
Несогласие с указанными решением и предписанием Антимонопольного органа послужило основанием для обращения Исполкома в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон о сельхоз землях) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Антимонопольным органом в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газетного издания, чем, по мнению Антимонопольного органа нарушаются положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебными инстанциями в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением Исполкома в арендное пользование, не разграничена. Данное обстоятельство не оспаривается.
К предоставлению спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона о сельхоз землях о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Ленинская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Судебные инстанции правомерно указали на возможность применения положений указанного Закона по аналогии.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование, как указано выше, было опубликовано 27.08.2010 только в газете "Туган як".
Признавая оспариваемые акты Антимонопольного органа соответствующими требованиям закона, судебные инстанции исходили из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Туган як" от 27.08.2010, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения Исполкомом процедуры предоставления земельных участков, судебные инстанции пришли к выводу о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с чем судебные инстанции поддержали вывод Антимонопольного органа о нарушении Исполкомом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Данные выводы судебных инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правомерными.
Доводы Исполкома о соблюдении процедуры предоставления в пользование земельного участка, а именно достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий, является ошибочным.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона о сельхозземлях средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сообщение о предоставление в арендное пользование земельного участка подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как указано выше, в качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Ленинская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Как указано выше, официальными печатными изданиями муниципального образования определены газетные издания на русском и татарском языках.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на татарском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих татарским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая наличие двух официальных средств массовой информации в муниципальном образовании, в целях соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о законности установления Антимонопольным органом нарушения со стороны Исполкома положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций соответствуют норма права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А65-24369/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)