Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Падучих С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Орловой О.П. и Спесивцевой С.Ю.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе И. на решение Псковского городского суда от 12 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований И. - отказать.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения И. и его представителя - Н., судебная коллегия
установила:
И. обратился с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет) об обязании предоставить в упрощенном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями ч. 3 ст. 28 Земельного Кодекса РФ и Закона Псковской области от 11.07.2011 N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области".
В обоснование заявленных требований И. указывалось, что 23 января 2013 года он, действуя в интересах своей многодетной семьи, подал в Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области заявление о предоставлении земельного участка в районе <адрес> в соответствии с порядком, утвержденном Постановлением Администрации Псковской области от 24.10.2011 N 420 "О мерах по реализации Закона области от 11 июля 2011 г. N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области" (далее по тексту - Постановление N 420). Однако в дальнейшем он от ответчика получил письмо, датированное 29 марта 2013 года, в котором ему сообщалось о невозможности предоставления испрашиваемого участка на основании того, что этот участок в связи с отказом граждан от его предоставления подлежит включению в Перечень земельных участков, сформированных в границах муниципального образования "Город Псков". Между тем, п. 15 Порядка однократного бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановления Администрации Псковской области N 420, содержит закрытый перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка, и указанное ответчиком основание в этот перечень не входит. Кроме того, в соответствии с п. 17 Порядка при отзыве заявления о предоставлении конкретного земельного участка Комитет обеспечивает формирование и предоставление такого участка заинтересованным лицам; к числу этих лиц он (истец) и относится.
Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, И. с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным утверждение ответчика о невозможности предоставления ему земельного участка с кадастровым номером N с местоположением у дома <адрес>, содержащееся в письме Комитета N от 29 марта 2013 года, обязать Комитет обеспечить подготовку проекта распоряжения Администрации Псковской области о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и внести данный проект распоряжения в Администрацию Псковской области.
В судебном заседании истец и его представитель - Н. заявленные требования поддержали. Кроме того, представитель истца пояснил, что его семья также является многодетной, и именно им изначально было подано заявление о предоставлении данного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с подачей его заявления начались работы по формированию участка. В дальнейшем он от спорного участка отказался, а желание получить этот участок выразил И. Поскольку на тот момент земельный участок еще не был сформирован, то законных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца не имелось.
Представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям - И.Д.А., а также представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрации г. Пскова - Л. и Е. с исковыми требованиями не согласились, полагая, что предоставление спорного участка истцу противоречит сути нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и влечет за собой нарушение прав иных многодетных семей, состоящих на соответствующей очереди и подавших заявление о предоставлении земельного участка ранее И.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос в апелляционной жалобе И.
В обоснование своей позиции апеллятор приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и в судебном заседании суда первой инстанции. В частности, И. указывает, что пункт 15 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 24.10.2011 N 420, не содержит такого основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, как отказ иных граждан от его предоставления, а положения пункта 17 обязывают Комитет обеспечить формирование и предоставление такого участка заинтересованным лицам, к числу которых он относится.
Поскольку на момент первоначального обращения И. спорный участок не только не был включен в Перечень земельных участков, но и не был сформирован, апеллятор полагает, что выводы суда о злоупотреблении правом с его стороны не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции И. и его представитель - Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как установлено по делу, И. имеет трех несовершеннолетних детей, в связи с чем на него распространяется действие Закона Псковской области от 11.07.2011 N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", закрепляющего право лиц, относящихся к соответствующей категории, на приобретение в целях индивидуального жилищного строительства земельного участка.
В целях реализации указанного выше Закона Администрацией Псковской области 24.10.2011 года принято Постановление N 420 "О мерах по реализации Закона области от 11 июля 2011 года N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", которым утвержден Порядок однократного бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный Порядок предусматривает принятие гражданина, имеющего право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на учет путем включения в соответствующий Реестр.
Предоставление же земельных участков указанной категории граждан производится двумя способами: путем самостоятельного выбора земельного участка гражданином либо путем предоставления из Перечней земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена, что урегулировано положениями разделов 2 и 3 Порядка соответственно.
При этом в первом случае после приема заявления гражданина о предоставлении земельного участка предусматривается проведение работ по формированию испрашиваемого земельного участка, а также процедуры согласования расположения земельного участка и возможности осуществления на нем индивидуального жилищного строительства с соответствующими государственными органами, организациями, осуществление кадастрового учета (п. п. 13, 14, 16).
Во втором случае предоставление в собственность земельных участков, включенных в Перечни, осуществляется по мере формирования Перечней и внесения в них изменений; земельные участки, указанные в Перечнях, предлагаются для ознакомления гражданам в порядке очередности их включения в Реестр (п. 23).
Установлено, что 23 января 2013 года И. обратился в Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в районе дома <адрес>.
При этом из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о предоставлении этого земельного участка обращался Н., в связи с чем были начаты работы по формированию указанного участка, в рамках проведения которых 03 сентября 2012 года Администрацией г. Пскова была утверждена схема расположения участка на кадастровой карте г. Пскова.
В ноябре 2012 года, до постановки участка на кадастровый учет, Н. отозвал свое заявление о предоставлении указанного земельного участка.
Положениями абз. 4 п. 17 Порядка предусмотрено, что при отзыве заявления о предоставлении конкретного земельного участка Комитет обеспечивает формирование такого земельного участка, и данный земельный участок подлежит включению в соответствующий Перечень.
Таким образом, установленная вышеназванным Порядком процедура предоставления земельных участков предусматривает в случае отзыва гражданином своего заявления продолжение работ по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет с последующим включением в Перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам в порядке очередности включения их в Реестр в соответствии с разделом 3 Порядка.
Возможности переуступки прав в рамках начатой процедуры по формированию испрашиваемого земельного участка, что фактически имеет место в рассматриваемом случае, действующим Порядком не предусматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности позиции Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, который уведомил И. о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка, формирование которого началось по заявлению Н. в соответствии с процедурой, установленной разделом 2 Порядка, и от которого он в дальнейшем отказался.
В противном случае имело бы место не только нарушение установленного порядка предоставления земельных участков, но и нарушение потенциальных прав тех граждан, которые выразили намерение на обеспечение земельными участками, включенными в Перечни, в соответствии с разделом 3 приведенного Порядка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы И. о незаконности оспариваемого решения не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Судьи
С.Ю.СПЕСИВЦЕВА
О.П.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1939
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. по делу N 33-1939
Судья: Падучих С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Орловой О.П. и Спесивцевой С.Ю.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе И. на решение Псковского городского суда от 12 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований И. - отказать.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения И. и его представителя - Н., судебная коллегия
установила:
И. обратился с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет) об обязании предоставить в упрощенном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями ч. 3 ст. 28 Земельного Кодекса РФ и Закона Псковской области от 11.07.2011 N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области".
В обоснование заявленных требований И. указывалось, что 23 января 2013 года он, действуя в интересах своей многодетной семьи, подал в Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области заявление о предоставлении земельного участка в районе <адрес> в соответствии с порядком, утвержденном Постановлением Администрации Псковской области от 24.10.2011 N 420 "О мерах по реализации Закона области от 11 июля 2011 г. N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области" (далее по тексту - Постановление N 420). Однако в дальнейшем он от ответчика получил письмо, датированное 29 марта 2013 года, в котором ему сообщалось о невозможности предоставления испрашиваемого участка на основании того, что этот участок в связи с отказом граждан от его предоставления подлежит включению в Перечень земельных участков, сформированных в границах муниципального образования "Город Псков". Между тем, п. 15 Порядка однократного бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановления Администрации Псковской области N 420, содержит закрытый перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка, и указанное ответчиком основание в этот перечень не входит. Кроме того, в соответствии с п. 17 Порядка при отзыве заявления о предоставлении конкретного земельного участка Комитет обеспечивает формирование и предоставление такого участка заинтересованным лицам; к числу этих лиц он (истец) и относится.
Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, И. с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным утверждение ответчика о невозможности предоставления ему земельного участка с кадастровым номером N с местоположением у дома <адрес>, содержащееся в письме Комитета N от 29 марта 2013 года, обязать Комитет обеспечить подготовку проекта распоряжения Администрации Псковской области о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и внести данный проект распоряжения в Администрацию Псковской области.
В судебном заседании истец и его представитель - Н. заявленные требования поддержали. Кроме того, представитель истца пояснил, что его семья также является многодетной, и именно им изначально было подано заявление о предоставлении данного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с подачей его заявления начались работы по формированию участка. В дальнейшем он от спорного участка отказался, а желание получить этот участок выразил И. Поскольку на тот момент земельный участок еще не был сформирован, то законных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца не имелось.
Представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям - И.Д.А., а также представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрации г. Пскова - Л. и Е. с исковыми требованиями не согласились, полагая, что предоставление спорного участка истцу противоречит сути нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и влечет за собой нарушение прав иных многодетных семей, состоящих на соответствующей очереди и подавших заявление о предоставлении земельного участка ранее И.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос в апелляционной жалобе И.
В обоснование своей позиции апеллятор приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и в судебном заседании суда первой инстанции. В частности, И. указывает, что пункт 15 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 24.10.2011 N 420, не содержит такого основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, как отказ иных граждан от его предоставления, а положения пункта 17 обязывают Комитет обеспечить формирование и предоставление такого участка заинтересованным лицам, к числу которых он относится.
Поскольку на момент первоначального обращения И. спорный участок не только не был включен в Перечень земельных участков, но и не был сформирован, апеллятор полагает, что выводы суда о злоупотреблении правом с его стороны не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции И. и его представитель - Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как установлено по делу, И. имеет трех несовершеннолетних детей, в связи с чем на него распространяется действие Закона Псковской области от 11.07.2011 N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", закрепляющего право лиц, относящихся к соответствующей категории, на приобретение в целях индивидуального жилищного строительства земельного участка.
В целях реализации указанного выше Закона Администрацией Псковской области 24.10.2011 года принято Постановление N 420 "О мерах по реализации Закона области от 11 июля 2011 года N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", которым утвержден Порядок однократного бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный Порядок предусматривает принятие гражданина, имеющего право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на учет путем включения в соответствующий Реестр.
Предоставление же земельных участков указанной категории граждан производится двумя способами: путем самостоятельного выбора земельного участка гражданином либо путем предоставления из Перечней земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков в границах муниципального образования "Город Псков", государственная собственность на которые не разграничена, что урегулировано положениями разделов 2 и 3 Порядка соответственно.
При этом в первом случае после приема заявления гражданина о предоставлении земельного участка предусматривается проведение работ по формированию испрашиваемого земельного участка, а также процедуры согласования расположения земельного участка и возможности осуществления на нем индивидуального жилищного строительства с соответствующими государственными органами, организациями, осуществление кадастрового учета (п. п. 13, 14, 16).
Во втором случае предоставление в собственность земельных участков, включенных в Перечни, осуществляется по мере формирования Перечней и внесения в них изменений; земельные участки, указанные в Перечнях, предлагаются для ознакомления гражданам в порядке очередности их включения в Реестр (п. 23).
Установлено, что 23 января 2013 года И. обратился в Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в районе дома <адрес>.
При этом из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о предоставлении этого земельного участка обращался Н., в связи с чем были начаты работы по формированию указанного участка, в рамках проведения которых 03 сентября 2012 года Администрацией г. Пскова была утверждена схема расположения участка на кадастровой карте г. Пскова.
В ноябре 2012 года, до постановки участка на кадастровый учет, Н. отозвал свое заявление о предоставлении указанного земельного участка.
Положениями абз. 4 п. 17 Порядка предусмотрено, что при отзыве заявления о предоставлении конкретного земельного участка Комитет обеспечивает формирование такого земельного участка, и данный земельный участок подлежит включению в соответствующий Перечень.
Таким образом, установленная вышеназванным Порядком процедура предоставления земельных участков предусматривает в случае отзыва гражданином своего заявления продолжение работ по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет с последующим включением в Перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам в порядке очередности включения их в Реестр в соответствии с разделом 3 Порядка.
Возможности переуступки прав в рамках начатой процедуры по формированию испрашиваемого земельного участка, что фактически имеет место в рассматриваемом случае, действующим Порядком не предусматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности позиции Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, который уведомил И. о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка, формирование которого началось по заявлению Н. в соответствии с процедурой, установленной разделом 2 Порядка, и от которого он в дальнейшем отказался.
В противном случае имело бы место не только нарушение установленного порядка предоставления земельных участков, но и нарушение потенциальных прав тех граждан, которые выразили намерение на обеспечение земельными участками, включенными в Перечни, в соответствии с разделом 3 приведенного Порядка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы И. о незаконности оспариваемого решения не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Судьи
С.Ю.СПЕСИВЦЕВА
О.П.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)