Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 07 июня 2013 года по делу N А27-20703/2012 (судья Фуртуна Н.К.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1054205194317), г. Кемерово,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, г. Кемерово) (ОГРН 1027700485757), г. Москва,
третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, г. Кемерово,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, с разрешенным использованием: базы и склады, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1, в размере равном его рыночной стоимости в размере 51 206 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2013 года требование истца удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- согласно Методике определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Кемерово, утвержденной Постановлением Администрации г. Кемерово 06.12.2004 г. N 111, размер арендной платы не зависит от стоимости земельного участка (кадастровой или рыночной), следовательно, права истца не нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости.
Подробно доводы Комитета изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, предоставленного под размещение базы и складов, находящегося по адресу: г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1 (кадастровый квартал N 04:01:055), на основании договора аренды земельного участка N 11-035, заключенного 28.12.2011 г.
Из кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 26.09.2012 г., представленной истцом в материалы дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 +/- 88 кв. м, местоположение: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1, поставлен на кадастровый учет 08.08.2011 г., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: базы и склады; кадастровая стоимость земельного участка составляет 399 186 645 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости названного участка составляет 6 245 руб. за кв. м.
Согласно отчета N ОН/236-20-08-2012-4 независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт "Ресурсы Развития" (г. Кемерово) об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, разрешенное использование: базы и склады, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, пр-кт Шахтеров, д. 1, составленному 24.08.2012 г., рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 22.08.2012 г. в размере 51 206 000 руб.
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение заявителем рыночной стоимости земельного участка является основанием для установления равной ей кадастровой стоимости этого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 г. N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, разъяснения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово не оспаривает.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводами арбитражного суда по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции на принимаются во внимание доводы жалобы о том, что согласно Методике определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Кемерово, размер арендной платы не зависит от стоимости земельного участка (кадастровой или рыночной), следовательно, права истца не нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивают права и законные интересы лица, которому принадлежит право пользования земельным участком.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. В методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, учтены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренные вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно протоколу определения величины арендной платы к заключенному договору (приложение N 1) расчет арендных платежей производится в соответствии с указанной Методикой и в его основе лежит кадастровая стоимость земельного участка. В связи с чем установление завышенных размеров кадастровой стоимости является нарушением прав истца как землепользователя и плательщика арендной платы.
Таким образом, при том обстоятельстве, что данные о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости существенно разнятся, суд сделал правильный вывод о том, что права истца как лица, имеющего право пользования земельным участком, и соответственно несущим обязанность по оплате данного пользования, нарушены таким несоответствием, так как влекут за собой дополнительные расходы для истца.
При этом, оценив представленный в материалы дела отчет на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, суд правильно указал, что отчет N ОН/236-20-08-2012-4 независимого оценщика отвечает требованиям, предъявляемым к отчетам об оценке, и содержит необходимые реквизиты.
Отчет об оценке N ОН/236-20-08-2012-4 и определенная независимым оценщиком рыночная стоимость спорного земельного участка ответчиком и третьими лицами не оспорены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав истца несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем они подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2013 года по делу N А27-20703/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А27-20703/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А27-20703/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 07 июня 2013 года по делу N А27-20703/2012 (судья Фуртуна Н.К.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1054205194317), г. Кемерово,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, г. Кемерово) (ОГРН 1027700485757), г. Москва,
третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, г. Кемерово,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, с разрешенным использованием: базы и склады, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1, в размере равном его рыночной стоимости в размере 51 206 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2013 года требование истца удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- согласно Методике определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Кемерово, утвержденной Постановлением Администрации г. Кемерово 06.12.2004 г. N 111, размер арендной платы не зависит от стоимости земельного участка (кадастровой или рыночной), следовательно, права истца не нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости.
Подробно доводы Комитета изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, предоставленного под размещение базы и складов, находящегося по адресу: г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1 (кадастровый квартал N 04:01:055), на основании договора аренды земельного участка N 11-035, заключенного 28.12.2011 г.
Из кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 26.09.2012 г., представленной истцом в материалы дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 +/- 88 кв. м, местоположение: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Шахтеров, 1, поставлен на кадастровый учет 08.08.2011 г., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: базы и склады; кадастровая стоимость земельного участка составляет 399 186 645 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости названного участка составляет 6 245 руб. за кв. м.
Согласно отчета N ОН/236-20-08-2012-4 независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт "Ресурсы Развития" (г. Кемерово) об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:24:0401055:11623, площадью 63921 кв. м, разрешенное использование: базы и склады, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, пр-кт Шахтеров, д. 1, составленному 24.08.2012 г., рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 22.08.2012 г. в размере 51 206 000 руб.
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение заявителем рыночной стоимости земельного участка является основанием для установления равной ей кадастровой стоимости этого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 г. N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, разъяснения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово не оспаривает.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводами арбитражного суда по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции на принимаются во внимание доводы жалобы о том, что согласно Методике определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Кемерово, размер арендной платы не зависит от стоимости земельного участка (кадастровой или рыночной), следовательно, права истца не нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивают права и законные интересы лица, которому принадлежит право пользования земельным участком.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. В методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, учтены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренные вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно протоколу определения величины арендной платы к заключенному договору (приложение N 1) расчет арендных платежей производится в соответствии с указанной Методикой и в его основе лежит кадастровая стоимость земельного участка. В связи с чем установление завышенных размеров кадастровой стоимости является нарушением прав истца как землепользователя и плательщика арендной платы.
Таким образом, при том обстоятельстве, что данные о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости существенно разнятся, суд сделал правильный вывод о том, что права истца как лица, имеющего право пользования земельным участком, и соответственно несущим обязанность по оплате данного пользования, нарушены таким несоответствием, так как влекут за собой дополнительные расходы для истца.
При этом, оценив представленный в материалы дела отчет на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, суд правильно указал, что отчет N ОН/236-20-08-2012-4 независимого оценщика отвечает требованиям, предъявляемым к отчетам об оценке, и содержит необходимые реквизиты.
Отчет об оценке N ОН/236-20-08-2012-4 и определенная независимым оценщиком рыночная стоимость спорного земельного участка ответчиком и третьими лицами не оспорены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав истца несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем они подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2013 года по делу N А27-20703/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)