Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А14-4317/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А14-4317/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Шелудяева В.Н., Ивановой Н.Н.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Гридяева С.А., г. Воронеж, ОГРН 310366807700162 Полянских Н.Н. - дов. от 22.07.13 в порядке передоверия
от заинтересованного лица - Правительства Воронежской области, г. Воронеж, ОГРН 1043600176168
от прокуратуры Воронежской области Зражевского А.Д.-дов. от 21.02.2013 N 19-17/147 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2013 (судьи Данилов Г.Ю., Домарева В.В., Кочетков А.В.) по делу N А14-4317/2013,

установил:

индивидуальный предприниматель Гридяев Сергей Александрович обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействующим абз. 2 п. 2.2 "Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Воронежской области от 14.01.2013 N 18).
В соответствии с ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дело рассматривалось с участием Прокуратуры Воронежской области.
Решением суда от 13.06.2013 требование Гридяева С.А. удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство Воронежской области (далее - Правительство) просит решение суда отменить, в удовлетворении требования предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах на жалобу Гридяев С.А. и Прокуратура Воронежской области просят оставить состоявшееся судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Гридяева С.А. - доводы отзыва на жалобу.
Прокуратура Воронежской области надлежаще уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, но ее представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя прокуратуры в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01.04.2013 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и Гридяевым С.А. (арендатор) заключен договор аренды N 2490-13/13 земельного участка площадью 4302 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 45ц, кадастровый номер 36:34:0208079:4179, для проектирования и строительства производственной базы III класса вредности.
01.04.2013 между теми же лицами заключен договор аренды N 2492-13/13 земельного участка площадью 2624 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 45д, кадастровый номер 36:34:0208079:4180, для проектирования и строительства производственной базы III класса вредности.
Пунктом 2.5 договоров аренды предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом постановления Администрации Воронежской области (далее - Администрация) от 25.04.2008 N 349 и отчета независимой оценки от 01.03.2013 N В-130303/Н, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. При расчете использовались формула и показатели, приведенные в пункте 2 оспариваемого Положения.
Постановлением Администрации от 25.04.2008 N 349 утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", абзацем 2 пункта 2.2. которого (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 14.01.2013 N 18) установлено, что в случае заключения договоров аренды земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), для строительства, в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, а также для целей, не связанных со строительством, годовой размер арендной платы рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, по формуле: Аг = С x Р x К инф x К1 x К2, где
- Аг - величина годовой арендной платы;
- С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
- Р - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка;
- Кинф - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, предусмотренным в федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением года, в который был заключен договор аренды земельного участка. В год заключения договора аренды земельного участка применяется К, равный 1;
- К1 - корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный п. 2.11 настоящего Положения;
- К2 - корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный п. 2.12 настоящего Положения.
Указанное постановление опубликовано 06.05.2008 в официальном источнике информации - газете "Молодой коммунар" N 47.
Изменения, внесенные постановлением Правительства от 14.01.2013 N 18, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликовано в газете "Молодой коммунар" 17.01.2013).
Полагая, что применение указанной формулы при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для строительства, без проведения торгов, с предварительным согласованием места размещения объекта, не соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), и нарушает его права и законные интересы как предпринимателя, Гридяев С.А. обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и направлено на урегулирование отношений, связанных с государственным регулированием платы (цены) за пользование землей и затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582. К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, данным Постановлением отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В Постановлении от 17.04.2012 по делу N 15837/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации высказал свою позицию по вопросу установления представительными органами публичных образований ставок арендной платы и указал, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 582, арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2-х процентов в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном ЗК РФ.
Судом установлено, что размер арендной платы, рассчитанный на основании формулы, утвержденной оспариваемым постановлением Администрации, значительно выше размера арендной платы, рассчитанного по методике, изложенной в пп. "д" п. 3 указанных Правил.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что установление Администрацией после введения в действие Постановления N 582 ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для целей строительства, в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, с применением формулы, увеличивающей размер арендной платы по сравнению с размером арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, не соответствует требованиям ЗК РФ, Закона N 137-ФЗ, принципам и правилам, изложенным в Постановлении N 582.
Частью 2 статьи 195 АПК РФ предусмотрено, что суд, установив противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части.
Принимая во внимание, что абзац 2 пункта 2.2 "Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Администрации от 25.04.2008 N 349, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
Оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2013 по делу N А14-4317/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
С.И.СМОЛКО

Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Н.Н.ИВАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)