Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.05.2013 ПО ДЕЛУ N 44Г-51/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу N 44Г-51/2013


Президиум Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Войтенко В.П.,
членов президиума: Струженкова А.Ф., Сухарева Г.П., Вислогузовой Г.Н., Перова А.Е., Петровского А.М.,
по докладу судьи Мареенковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений, поступившую 09.04.2013 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 22 января 2013 года и дело по иску Р., М. к Департаменту имущественных и земельных отношений о понуждении к предоставлению в собственность земельных участков, по искам А.Л., П. к Департаменту имущественных и земельных отношений о признании действий незаконными, понуждении к разрешению формирования земельных участков, переданные для рассмотрения в суд кассационной инстанции по определению судьи Смоленского областного суда от 17 мая 2013 года,

установил:

М. и Р. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений о понуждении к предоставлению в собственность, как ветеранам труда, земельных участков по ... площадью по ... кв. м для индивидуального жилищного строительства согласно представленным схемам, ссылаясь на то, что Департамент незаконно отказал им в предоставлении земельных участков.
А.Л. и П. просили обязать Департамент разрешить им формирование земельных участков в соответствии с представленными схемами площадью ... кв. м по ....
Определениями Заднепровского районного суда г. Смоленска от 25.11.2011 года и 20.09.2012 года дела объединены в одно производство.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений иски не признал, указав, что испрашиваемые земельные участки находятся ... лесничества, относятся к лесному фонду, принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица Департамента по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира в среде их обитания возражал против удовлетворения иска, пояснив, что право собственности Российской Федерации, в том числе на земли ... лесничества было зарегистрировано в установленном порядке на основании материалов лесоустройства (дата). Испрашиваемые земельные участки находятся в границах указанного квартала, ..., на этой территории произрастают сосны, возраст ... год. Участки находятся в федеральной собственности и не могут быть предоставлены истцам.
Представитель Администрации пояснил, что в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки испрашиваемые земельные участки относятся к землям населенных пунктов, зоне Ж1. Ранее на данной территории предоставлялись земельные участки под жилые дома. Границы земель лесного фонда не определены.
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в письменном отзыве указал, что в случае наложения испрашиваемых земельных участков на земли лесного фонда они не могут быть предоставлены истцам.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 октября 2012 года в удовлетворении требований Р., М., А.Л. и П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 22 января 2013 года решение отменено и принято новое, согласно которого Департамент имущественных и земельных отношений обязан разрешить П., А.Л., Р. формирование земельных участков по ... площадью от ... кв. м, согласно представленным схемам.
В остальной части указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
17 апреля 2013 года дело истребовано в Смоленский областной суд, поступило 24 апреля 2013 года.
Определением судьи Смоленского областного суда от 17 мая 2013 года кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений и дело переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Смоленского областного суда.
Заслушав доклад судьи Мареенковой Н.А., объяснения представителя Департамента по охране, контролю, регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания А.Е., проверив материалы дела, президиум находит апелляционное определение подлежащим отмене.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Суд установил, что истцы являются ветеранами труда, имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Смоленской области от 10 июня 2003 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" и Закона Смоленской области от 28 сентября 2012 года N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области".
02.06.2011 года М. и Р., а 30.05.2012 года П. и А.Л. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительство по ..., обозначив их место расположения на схеме.
В предоставлении участков было отказано по причине их принадлежности к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
Согласно схемам территориального зонирования земельных участков, изготовленным ООО и представленным суду истцами, испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне Ж1 - строительство индивидуальных жилых домов коттеджного типа, жилых домов блокированного типа.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что испрашиваемые истцами земельные участки расположены ... лесничества, являются собственностью Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на лесной фонд в Смоленской области, куда включено и ... лесничество, зарегистрировано в установленном порядке (дата) по документам, представленным лесхозом (карта-схема лесонасаждений лесхоза о распределении площади лесхоза по категориям и группам лесов, справка о площади участковых лесничеств, планшет N лесоустройства (дата)), выдано свидетельство о государственной регистрации, участкам лесного фонда присвоены условные номера.
При этом суд сослался на заключение экспертизы, согласно которой на карте-схеме лесоустройства (дата), представленной на государственную регистрацию права собственности, границы ... лесничества для земель населенных пунктов с точностью определить невозможно ввиду отсутствия координат углов поворотных точек и координатной сетки. Однако визуально по условным знакам можно определить, что ... и испрашиваемые земельные участки попадают в ... лесничества, в контур под цифрой .... На испрашиваемых М. и Р. земельных участках расположены деревья высотой более 20 метров.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку лесоустройство проводится и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и нахождение спорных земельных участков в границах ... лесничества не свидетельствует о их расположении на землях лесного фонда. В соответствии с нормами Лесного и Земельного кодексов РФ решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года N 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска, определен правовой режим земель на территории г. Смоленска, спорные земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Границы земель лесного фонда не определены, в Государственном земельном кадастре отсутствуют сведения о местоположении, границах, собственнике указанного участка лесного фонда. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что испрашиваемые П., А.Л., Р. земельные участки не находятся на землях государственного лесного фонда.
Между тем, в силу п. 1 ст. 4.2, ст. 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, такие участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, и для государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового паспорта или кадастрового плана предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании данной нормы и было зарегистрировано право Российской Федерации на лесные участки, т.е. без проведения кадастровых работ, по картам-схемам лесонасаждений, планшету лесоустройства, сведениям о площадях лесных массивов.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что правовой режим земель на ... определен решением Смоленского городского Совета, испрашиваемые участки относятся к зоне Ж1, основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 4.3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (введен с 01 января 2007 года), признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В силу п. 3 ст. 84, п. 5 ст. 19 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса.
Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) ввиду жизненно важной многофункциональной роли и значимости лесного фонда для общества в целом подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 09.01.1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение собственника лесного фонда на отчуждение спорного земельного участка в деле отсутствует, и суд не установил, что такое решение собственником было принято.
Суд апелляционной инстанции не дал иной оценки заключению экспертизы, как того требует ст. 327.1 ГПК РФ, согласившись с выводом суда первой инстанции о том, что, в том числе и по заключению эксперта испрашиваемые истцами земельные участки находятся в границах лесничества.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции правильно установил, что спорные земельные участки расположены в лесном фонде, являются федеральной собственностью, в установленном порядке в муниципальную собственность переданы не были, а законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена, и сделал правильный вывод о том, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены истцам в соответствии с вышеуказанными законами Смоленской области, а Департамент имущественных и земельных отношений не уполномочен распоряжаться землями федеральной собственности.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, что привело к судебной ошибке, апелляционное определение нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 22 января 2013 года отменить, а решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 октября 2012 года оставить без изменения.

Председательствующий президиума
Смоленского областного суда
В.П.ВОЙТЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)