Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителя:
ответчика - Царевой Н.В. (доверенность от 29.12.2012),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-24373/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск, Гимадиева Дамира Кадирзановича, г. Нижнекамск, об оспаривании решения и предписания,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 01.08.2012 по делу N 06-90/2012.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Гимадиев Дамир Кадирзанович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Исполком обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр проведена плановая проверка в Исполкоме, по результатам которой 30.09.2011 составлен акт N 43/06, в соответствии с которым в действиях Исполкома выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в принятии Исполкомом 22.02.2011 постановления N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К." с нарушением процедуры предоставления земельных участков, поскольку извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Исполкомом публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01.08.2012 вынесено решение по делу N А06-90/2012, в соответствии с которым действия Исполкома признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды, с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 Исполкому выдано предписание по делу N А06-90/2012, о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отмене постановления Исполкома от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.".
Несогласие с указанными решением и предписанием антимонопольного органа послужило основанием для обращения Исполкома в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон о сельхоз землях) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Управлением в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в русскоязычном экземпляре газетного издания ("Нижнекамская правда"), чем, по мнению антимонопольного органа нарушаются положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебными инстанциями в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением Исполкома в арендное пользование, не разграничена. Данное обстоятельство не оспаривается.
К предоставлению спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона о сельхоз землях о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Нижнекамская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Судебные инстанции правомерно указали на возможность применения положений указанного Закона по аналогии.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование, как указано выше, было опубликовано 11.12.2010 только в газете "Нижнекамская правда".
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа соответствующими требованиям закона, судебные инстанции исходили из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Нижнекамская правда" от 11.12.2010, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Нижнекамская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения Исполкомом процедуры предоставления земельных участков, судебные инстанции пришли к выводу о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с чем судебные инстанции поддержали вывод Управления о нарушении Исполкомом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Данные выводы судебных инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правомерными.
Доводы Исполкома о соблюдении процедуры предоставления в пользование земельного участка, а именно достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий, признаны ошибочными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона о сельхоз землях средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Нижнекамская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
Пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на русском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих русским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А65-24373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24373/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А65-24373/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителя:
ответчика - Царевой Н.В. (доверенность от 29.12.2012),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-24373/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск, Гимадиева Дамира Кадирзановича, г. Нижнекамск, об оспаривании решения и предписания,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 01.08.2012 по делу N 06-90/2012.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Гимадиев Дамир Кадирзанович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Исполком обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр проведена плановая проверка в Исполкоме, по результатам которой 30.09.2011 составлен акт N 43/06, в соответствии с которым в действиях Исполкома выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в принятии Исполкомом 22.02.2011 постановления N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К." с нарушением процедуры предоставления земельных участков, поскольку извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Исполкомом публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01.08.2012 вынесено решение по делу N А06-90/2012, в соответствии с которым действия Исполкома признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды, с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 Исполкому выдано предписание по делу N А06-90/2012, о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отмене постановления Исполкома от 22.02.2011 N 170 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Гимадиеву Д.К.".
Несогласие с указанными решением и предписанием антимонопольного органа послужило основанием для обращения Исполкома в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон о сельхоз землях) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Управлением в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в русскоязычном экземпляре газетного издания ("Нижнекамская правда"), чем, по мнению антимонопольного органа нарушаются положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебными инстанциями в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением Исполкома в арендное пользование, не разграничена. Данное обстоятельство не оспаривается.
К предоставлению спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона о сельхоз землях о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Нижнекамская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Судебные инстанции правомерно указали на возможность применения положений указанного Закона по аналогии.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование, как указано выше, было опубликовано 11.12.2010 только в газете "Нижнекамская правда".
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа соответствующими требованиям закона, судебные инстанции исходили из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Нижнекамская правда" от 11.12.2010, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Нижнекамская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения Исполкомом процедуры предоставления земельных участков, судебные инстанции пришли к выводу о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с чем судебные инстанции поддержали вывод Управления о нарушении Исполкомом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Данные выводы судебных инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правомерными.
Доводы Исполкома о соблюдении процедуры предоставления в пользование земельного участка, а именно достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий, признаны ошибочными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона о сельхоз землях средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Нижнекамская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
Пунктом 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на русском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих русским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А65-24373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)