Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N А68-5893/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А68-5893/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феоктистовой Д.О., при участии от заявителя - дачного некоммерческого партнерства "ОКА ЛЕСНАЯ" (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1117154006298, ИНН 7111503517) - Филипповой Г.Е. (доверенность от 15.01.2013), в отсутствие представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования Алексинский район (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1027103676269 ИНН 7111006850) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Стройземинвест" (ОГРН 1103535000700, ИНН 35160039670), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Алексинский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 по делу N А68-5893/2013 (судья Андреева Е.В.),

установил:

следующее.
Дачное некоммерческое партнерство "ОКА ЛЕСНАЯ" (далее - заявитель, партнерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования Алексинский район (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево", обязании администрации предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево, а также о взыскании с администрации судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое постановление не содержит ссылок на основания, обосновывающие принятое решение, что лишает суд возможности достоверно установить основания для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 25.12.2012 между ООО "Стройземинвест" (арендодатель) и ДНП "ОКА ЛЕСНАЯ" (арендатор) был заключен договор аренды земельных участков N 1, согласно которому арендодатель сдает, арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286 и 71:01:010401:1290, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 498 600 кв. м, расположенные по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Буныревское, южнее с. Бунырево.
Заявитель 28.12.2012 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
По данному обращению 11.04.2013 состоялись публичные слушания, и 24.04.2013 опубликовано положительное заключение по результатам публичных слушаний, согласно которому было рекомендовано предоставить испрашиваемое разрешение.
Между тем 21.05.2013 собранием представителей МО Алексинский район Тульской области принято решение N 5 (55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
В связи с этим 24.05.2013 администрацией принято постановление N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево". Основания для принятия данного постановления в нем не указаны.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, партнерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал действия администрации незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требования технических регламентов (пункт 3 статьи 37 ГрК РФ).
В силу пункта 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 ГрК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 39 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 указанной статьи).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 статьи 39 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 ГрК РФ).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (пункт 7 той же статьи ГрК РФ).
Согласно части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 24, 28, 30, 31, 32, 39, 40, 46 ГрК РФ, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 устава муниципального образования Алексинский район и в целях развития градостроительной деятельности муниципального образования Алексинский район Собранием представителей муниципального образования Алексинский район принято решение от 26.06.2008 N 6 (40).22 "Об утверждении Положения "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район", которым утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район.
Согласно пункту 6.2 Положения "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район" (далее - Положение) организацию и проведение публичных слушаний осуществляет комиссия муниципального образования, состав и порядок деятельности которой определяются главой администрации муниципального образования.
По пункту 6.5 Положения участники публичных слушаний вправе представить в комиссию свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. По результатам публичных слушаний комиссия составляет заключение, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
В случае положительного заключения о результатах публичных слушаний Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций и направляет их для согласования в Собрание представителей муниципального образования Алексинский район.
При этом названное положение не содержит оснований, по которым подготовленные комиссией рекомендации могут быть не согласованы Собранием представителей муниципального образования Алексинский район.
Пунктом 6.6 Положения предусмотрено, что в течение трех дней со дня поступления согласованных собранием представителей муниципального образования Алексинский район рекомендаций глава администрации муниципального образования принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства или на изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
Указанные решения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, оформляемые комиссией на основании публичных слушаний.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2013 состоялись публичные слушания по обращению заявителя, по итогам которых 24.04.2013 было опубликовано положительное заключение по результатам публичных слушаний и было рекомендовано предоставить заявителю испрашиваемое разрешение.
Между тем 21.05.2013 собранием представителей МО Алексинский район Тульской области принято немотивированное решение N 5 (55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
В связи с этим необходимо отметить, что по смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на главе местной администрации. Решение главы местной администрации по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.
Оспариваемое постановление N 1296 от 24.05.2013 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево" вынесено администрацией в отсутствие оснований, обосновывающих принятое решение.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что спорное постановление было принято ввиду неполучения согласования рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования собранием представителей МО Алексинский район Тульской области не может быть принята во внимание, поскольку федеральным законодательством на указанный орган не возложена обязанность такого согласования.
Кроме того, в любом случае решение главы местной администрации по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ, поскольку закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями, что следует из части 12 статьи 39 ГрК РФ, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В данном же случае администрацией принято во внимание решение собрания представителей МО Алексинский район Тульской области об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования, не содержащее какой-либо мотивации.
Однако, как усматривается из протокола и заключения (рекомендаций) публичных слушаний от 11.04.2013, в адрес комиссии Алексинского района по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности письменных заявлений, замечаний и предложений по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" спорных земельных участков не поступило (т. 1, л. 102-105).
Тот факт, что представитель истца на публичных слушаниях не смог дать пояснения на заданные ему вопросы, не может являться основанием к отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево".
Более того, неполучение ответов на поставленные вопросы позволило комиссии принять решение рекомендовать предоставить партнерству разрешение на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства".
Поскольку администрация не предоставила доказательств законности принятого постановления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушении им прав и законных интересов партнерства.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 по делу N А68-5893/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)