Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2013 N 18АП-1554/2013 ПО ДЕЛУ N А76-4994/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. N 18АП-1554/2013

Дело N А76-4994/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пертия Гонели Доментовича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2012 по делу N А76-4994/2012 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- индивидуального предпринимателя Пертия Гонели Доментовича - Захаров А.Ю. (доверенность б/н от 27.02.2013);
- Администрации города Челябинска - Марочкина Е.И. (доверенность N 05-905 от 22.06.2012);
- Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска - Секерина Э.А. (доверенность б/н от 29.10.2012).
Индивидуальный предприниматель Пертия Гонели Доментович (далее - ИП Пертия, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация), к Управлению по торговле и услугам Администрации г. Челябинска (далее - Управление по торговле), к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска, Комитет по имуществу), к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ г. Челябинска, Управление архитектуры), содержащим следующие требования:
- 1) о признании незаконным изложенного в письме от 12.10.2011 N 011-397 отказа Администрации в удовлетворении заявлений предпринимателя от 09.08.2011, 29.08.2011, 12.09.2011 и 16.09.2011 о предоставлении земель в аренду, а также о включении объектов в утвержденную Схему расположения нестационарных торговых объектов г. Челябинска;
- 2) о возложении на Администрацию обязанности включить поименованные ниже земельные участки (14 объектов) в утвержденную Схему расположения нестационарных торговых объектов г. Челябинска:
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, остановка общественного транспорта "Областная Больница" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Плеханова, 31;
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 90;
- - земельный участок площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, остановка общественного транспорта "Завод АМЗ" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 124,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал в сторону ТК "Синегорье" ("Мегафон");
- - земельный участок площадью 124,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал в сторону ТК "Синегорье" ("Цветы");
- - земельный участок площадью 168,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону центра города ("МТС");
- - земельный участок площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, ул. Ст. Разина, остановка трамваев "Вокзал" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 80 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, пересечение ул. Ст. Разина и ул. Овчинникова;
- - земельный участок площадью 95 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, около памятника "Сказ об Урале";
- - земельный участок площадью 27 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск";
- - земельный участок, площадью 20 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, остановка общественного транспорта "Гостиница Виктория", в сторону от центра города;
- - земельный участок площадью 20 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск", возле киоска "Роспечать";
- - земельный участок площадью 240 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону центра города.
- 3) о возложении на Управление по торговле обязанности передать в КУИиЗО г. Челябинска документы, приложенные предпринимателем к ранее поданным в Администрацию заявлениям от 09.08.2011, 29.08.2011, 12.09.2011, 16.09.2011;
- 4) о возложении на КУИиЗО г. Челябинска обязанности "опубликовать информацию" о нижеследующих земельных участках "на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории":
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, остановка общественного транспорта "Областная Больница" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Плеханова, 31;
- - земельный участок площадью 30 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 90;
- - земельный участок площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, остановка общественного транспорта "Завод АМЗ" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 124,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал в сторону ТК "Синегорье" ("Мегафон");
- - земельный участок площадью 124,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал в сторону ТК "Синегорье" ("Цветы");
- - земельный участок площадью 168,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону центра города ("МТС");
- - земельный участок площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, ул. Ст. Разина, остановка трамваев "Вокзал" в сторону центра города;
- - земельный участок площадью 80 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, пересечение ул. Ст. Разина и ул. Овчинникова;
- - земельный участок площадью 95 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, около памятника "Сказ об Урале";
- - земельный участок площадью 27 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск";
- - земельный участок, площадью 20 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, остановка общественного транспорта "Гостиница Виктория", в сторону от центра города;
- - земельный участок площадью 20 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск", возле киоска "Роспечать";
- - земельный участок площадью 240 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону центра города.
- 5) о возложении на Администрацию обязанности направить копии заявлений предпринимателя от 09.08.2011, 29.08.2011, 12.09.2011, 16.09.2011 и приложенных к ним документов в ГУАиГ г. Челябинска для подготовки схемы расположения вышеуказанных земельных участков (14 объектов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- 6) о возложении на ГУАиГ г. Челябинска обязанности подготовить и направить в Администрацию для утверждения схемы расположения вышеуказанных земельных участков (14 объектов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Требования в данной редакции были заявлены индивидуальным предпринимателем Пертия Г.Д. в результате неоднократного их уточнения на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 2-5, 85-94, 103-113).
Определениями от 20.08.2012 и от 23.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражный суд первой инстанции привлек МАУ "Привокзальная площадь" и Управление дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска (т. 1, л.д. 84, 148).
Решением от 24.12.2012 (резолютивная часть оглашена 17.12.2012) в удовлетворении требований предпринимателя отказано в полном объеме (т. 2, л.д. 50-57).
В апелляционной жалобе Пертия Г.Д. просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование указанных требований предприниматель приводит следующие доводы.
В оспариваемом отказе отсутствует указание на основание вывода Администрации о нецелесообразности включения испрашиваемых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска. Также в письме от 12.10.2011 N 011-397 не содержится указания на невыполнение заявителем требований Порядка оформления документов, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, в том числе, на непредставление предпринимателем согласованных с Управлением архитектуры эскизных проектов временных нестационарных объектов. В связи с этим, податель жалобы полагает, что судом были нарушены и неправильно применены нормы материального права.
Обеспеченность населения площадью торговых объектов не является основанием для отказа в удовлетворении заявлений ИП Пертия. Исчерпывающий перечень оснований, по которым орган местного самоуправления может отказать во включении испрашиваемых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов, приведен в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772. Превышение утвержденного минимального норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов не поименовано в тексте пункта 8 указанного правового акта. На этом основании заявитель полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности отказа во включении испрашиваемых объектов в Схему размещения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Управление по торговле, Комитет по имуществу, а также третьи лица, явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Управления по торговле, Комитета по имуществу и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, 09.08.2011 ИП Пертия обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для размещения "стационарных некапитальных объектов" (т. 1, л.д. 6-7):
1) земельного участка площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера в Советском районе; 2) земельного участка площадью 27 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского; 3) земельного участка площадью 40 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, Привокзальная площадь; 4) земельного участка площадью 124 кв. м на Привокзальной площади; 5) земельного участка площадью 80 кв. м по адресу: г. Челябинск, на пересечении ул. Овчинникова и ул. Степана Разина; 6) земельного участка площадью 70 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь; 7) земельного участка площадью 20 кв. м по адресу: г. Челябинск, Комсомольский пр.; 8) земельного участка площадью 27 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина; 9) земельного участка площадью 34 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского; 10) земельного участка площадью 10 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Овчинникова; 11) земельного участка площадью 124,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь (остановка троллейбусов "Вокзал"); 12) земельного участка площадью 12 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 90; 13) земельного участка площадью 168 кв. м по адресу: г. Челябинск, Привокзальная площадь (остановка общественного транспорта "Вокзал").
29.08.2011 индивидуальный предприниматель Пертия Г.Д. обратился в Администрацию с заявлением о включении 13-ти земельных участков в "схему размещения земельных участков для размещения стационарных некапитальных объектов мелкорозничной сети":
1) земельный участок площадью 30 кв. м, без учета площади навеса 18 кв. м для торгово-остановочного комплекса по адресу: ул. Воровского, остановка общественного транспорта "Областная больница"; 2) земельный участок площадью 30 кв. м для павильона "Овощи-фрукты", по адресу: ул. Плеханова, 31; 3) земельный участок площадью 25 кв. м для павильона "Овощи-фрукты" по адресу: ул. Цвиллинга, 90; 4) земельный участок площадью 40 кв. м без учета площади навеса 32 кв. м для торгово-остановочного комплекса по ул. Блюхера, остановка общественного транспорта "завод АМЗ"; 5) земельный участок площадью 124,8 кв. м без учета площади навеса 28,8 кв. м для торгово-остановочного комплекса, по адресу: Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону ТК "Синегорье"; 6) земельный участок площадью 124,8 кв. м без учета площади навеса 28,8 кв. м для торгово-остановочного комплекса по адресу: Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал" в сторону ТК "Синегорье"; 7) земельный участок площадью 168 кв. м без учета площади навеса 72 кв. м для торгово-остановочного комплекса по адресу: Привокзальная площадь, остановка общественного транспорта "Вокзал в сторону центра города ("МТС"); 8) земельный участок площадью 40 кв. м без учета площади навеса 41,2 кв. м для торгово-остановочного комплекса и киоска-трейлера "Горячее питание" по адресу: Привокзальная площадь, ул. Степана Разина, остановка трамваев "Вокзал"; 9) земельный участок площадью 80 кв. м для торгового павильона по адресу: Привокзальная площадь, пересечение ул. Степана Разина и ул. Овчинникова; 10) земельный участок площадью 95 кв. м для торгового павильона "Горячее питание" по адресу: Привокзальная площадь, около памятника "Сказ об Урале"; 11) земельный участок площадью 27 кв. м для торгово-остановочного комплекса по адресу: ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск; 12) земельный участок площадью 20 кв. м для торгового киоска-трейлера по ул. Молодогвардейцев, остановка общественного транспорта "Гостиница "Виктория"; 13) земельный участок площадью 20 кв. м для торгового киоска-трейлера по адресу: ул. Степана Разина, остановка общественного транспорта "Вокзал", около гостиницы "Челябинск" возле киоска "Роспечать" (т. 1, л.д. 8-9).
12.09.2011 ИП Пертия обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду и включении в схему расположения двух земельных участков: 1) площадью 240 кв. м для размещения торгово-остановочного комплекса на Привокзальной площади; 2) площадью 95 кв. м для торгового павильона "Горячее питание" по адресу: Привокзальная площадь, около памятника "Сказ об Урале" (т. 1, л.д. 10).
16.09.2011 ИП Пертия обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду для размещения некапитального объекта мелкорозничной сети (для размещения торгового павильона) земельного участка площадью 36 кв. м по адресу: г. Челябинск ул. Воровского, ост. "Областная больница" (т. 1, л.д. 11).
12.10.2011 в письме N 011-397 заместитель главы Администрации г. Челябинска по экономике и финансам в ответ на заявления предпринимателя о включении мест размещений объектов в утвержденную Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска сообщил, что по итогам заседания соответствующей Комиссией принято решение о нецелесообразности включения испрашиваемых мест в утвержденную Схему размещение нестационарных торговых объектов (т. 1, л.д. 18-19).
Полагая, что отказ в удовлетворении заявлений о предоставлении земельных участков в аренду, о включении объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Пертия Гонели Доментович обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности действий органа местного самоуправления. Суд указал, что предпринимателем при обращении с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду не были соблюдены требования, изложенные в решении Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 и регламентирующие порядок предоставления земельных участков для размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов. Суд признал обоснованным отказ во включении торговых мест в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска, поскольку установил, что обеспеченность населения площадью торговых объектов в целом по городу превышает утвержденный норматив минимальной обеспеченности на 18,8%.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Согласно статьям 197 - 200 АПК РФ, пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу положений Главы 24 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса РФ, разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ основанием для удовлетворения требований заявителя является наличие одновременно двух установленных в ходе судебного разбирательства и подтвержденных надлежащими доказательствами обстоятельств: несоответствие действий заинтересованных лиц (Администрации и ее структурных подразделений) требованиям закона, а также нарушение фактом отказа в удовлетворении заявлений предпринимателя прав последнего в сфере экономической деятельности.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений ст. 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу пункта 1 статьи 2, части 1 статьи 4, пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенного права, которая, в первую очередь, осуществляется путем восстановления этого права.
Изучив обстоятельства дела, оценив собранные доказательства в соответствии со статьями 64, 65, 66, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о недоказанности нарушения оспариваемыми действиями органа местного самоуправления, отказом в удовлетворении заявлений ИП Пертия Гонели Доментовича субъективных прав последнего.
Из текста поступивших в Администрацию г. Челябинска заявлений от 09.08.2011, 29.08.2011, 12.09.2011 и 16.09.2011 следует, что действия индивидуального предпринимателя были направлены на приобретение прав аренды на ряд земельных участков, расположенных в черте города Челябинска для целей размещения временных, то есть некапитальных торговых объектов.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован нормой статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 4, 5 статьи 34 ЗК РФ).
При этом пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено право органов государственной власти и местного самоуправления, обязанных обеспечивать управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, принимать правовые акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков по статье 34 названного Кодекса, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На территории муниципального образования "город Челябинск" таким нормативным правовым актом является Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (далее - Порядок оформления документов N 3/10).
Настоящий Порядок регулирует предоставление земельных участков для размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов, в том числе, нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети и объектов оказания услуг населению: павильонов и магазинов модульного типа, торговых киосков, торгово-остановочных комплексов, киосков бытового обслуживания, кафе (закусочных), летних залов, ярмарок, рынков, торгово-выставочных площадок, аттракционов, пунктов проката, приема вторичного сырья (пункт 4 Порядка оформления документов N 3/10).
Размещение (установка) и эксплуатация временных нестационарных объектов допускается после оформления правоустанавливающих документов на земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в соответствии с настоящим Порядком (пункт 7 Порядка оформления документов N 3/10).
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов (пункт 19 Порядка оформления документов N 3/10).
Заявление о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта либо о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта подается на имя Главы Администрации города Челябинска и регистрируется в установленном порядке. В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право на земельный участок (пункт 21 Порядка оформления документов N 3/10).
К заявлению прилагаются (в двух экземплярах): 1) анкета претендента; 2) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); 3) свидетельство о постановке на налоговый учет (для юридических лиц); 4) информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него (для юридических лиц); 5) документы, подтверждающие полномочия заявителя (заказчика и (или) его представителя), - для юридических лиц; 6) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт, временное удостоверение личности), - для физических лиц; 7) типовой эскизный проект временного нестационарного объекта и элементов благоустройства, разработанный и утвержденный Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (ГУАиГ); 8) в случаях, установленных подпунктом 7 пункта 23 - рабочий проект временного нестационарного объекта, предполагаемого к размещению; 9) при подаче заявления о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта - копия ранее заключенного договора аренды земельного участка и акт сверки платежей по данному договору; 10) в случаях размещения временного объекта на трассах инженерных сетей или в их охранных зонах - согласование размещения временного объекта с владельцами или балансодержателями таких сетей (пункт 23 Порядка оформления документов N 3/10).
Комиссия при Администрации города рассматривает все заявления на размещение временных нестационарных объектов с приложением документов, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, в том числе заявления с приложением отказа соответствующих должностных лиц в согласовании эскизного или рабочего проекта (пункт 24 Порядка оформления документов N 3/10).
Из представленных ИП Пертия документов не следует, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земель в аренду предприниматель приложил все поименованные в решении Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 документы.
Суд первой инстанции обоснованно указал на непредставление заявителем согласованных с Управлением архитектуры города Челябинска эскизных проектов предполагаемых к размещению временных торговых объектов.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку действующим и действовавшим ранее, на момент обращения предпринимателя в Администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков (август - сентябрь 2011 года) нормативным правовым актом, изданным законодательным (представительным) органом власти местного уровня в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, были предусмотрены определенный порядок подачи заявлений и процедура их рассмотрения, суд в силу части 4 статьи 200 АПК РФ должен осуществить проверку оспариваемых действий на предмет соответствия установленному порядку предоставления земли.
По смыслу пункта 24 Порядка оформления документов N 3/10 специально сформированная комиссия при Администрации города Челябинска рассматривает обращения физических и юридических лиц в случае приложения ими всех необходимых согласно пункту 23 названного Порядка документов.
При обращении в августе - сентябре 2011 года в Администрацию г. Челябинска индивидуальным предпринимателем Пертия Г.Д. не были представлены (приложены) согласованные с Управлением архитектуры (ГУАиГ г. Челябинска) эскизные проекты предполагаемых к размещению на испрашиваемых земельных участках временных нестационарных торговых объектов. Что свидетельствует о несоблюдении заявителем установленных требований и препятствует рассмотрению заявлений по существу.
Тем самым, у органа местного самоуправления отсутствовали установленные законом основания для предоставления земельных участков, а также для утверждения схемы расположения последних на кадастровой карте соответствующей территории.
Невыполнение требований Порядка оформления документов N 3/10 в силу его подпункта 4 пункта 38 является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законе обязанности органа местного самоуправления публиковать информацию об испрашиваемых земельных участках "на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении требований ИП Пертия к Администрации г. Челябинска, Управлению по торговле, Комитету по имуществу и Управлению архитектуры в части возложения на последних обязанностей подготовить и утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Изучив обстоятельства дела, коллегия судей находит верными выводы суда первой инстанции в части рассмотрения требований заявителя об оспаривании отказа во включении предполагаемых мест размещения торговых объектов в утвержденную Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска (далее - Схема РНТО).
Нормой статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ были приняты следующие правовые акты:
- - Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772);
- - Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П;
- - Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утверждена постановлением Администрации города Челябинска от 13.01.2012 N 2-п.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения (пункт 3 Правил N 772).
Схемы разрабатываются органами местного самоуправления Челябинской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 5 Порядка оформления документов N 3/10).
Системный анализ правовых норм, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации (статьи 11, 29, 34), Законе N 381-ФЗ (части 1, 4 статьи 10), Правилах N 772 (пункт 3), постановлении Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П (пункт 2 утвержденного Порядка), а также в решении Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (пункт 5 Порядка оформления документов N 3/10), позволяет придти к выводу о том, что в процессе рассмотрения обращений физических и юридических лиц о предоставлении земель в аренду для целей размещения временных нестационарных объектов орган власти должен учитывать внесенные в Схему РНТО соответствующего муниципального образования сведения. Это необходимо для целей обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то есть обусловлено интересами общества, неопределенного круга лиц, проживающих в границах соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, включение предполагаемого к размещению временного нестационарного торгового объекта в Схему РНТО в силу требований земельного законодательства Российской Федерации не является безусловным основанием для предоставления земельного участка тому лицу, в интересах которого (по заявлению которого) торговый объект был внесен в Схему РНТО.
Кроме того, не включение торгового объекта в Схему РНТО само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В связи с этим, апелляционный суд приходит к выводу о том, что включение либо отказ во включении предполагаемых к размещению временных нестационарных торговых объектов в Схему РНТО не затрагивают прав и охраняемых законом интересов лица, претендующего на предоставление земельного участка (участков) в аренду.
При рассмотрении требований ИП Пертия по существу, а также доводов апелляционной жалобы, приведенных со ссылкой на Правила N 772, коллегия судей также исходит из следующего.
Поскольку оснований для отнесения земельных участков, на которых предположительно должны быть расположены будущие временные нестационарные торговые объекты предпринимателя Пертия, к муниципальной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации не имеется, для регулирования спорных отношений следует применять Правила N 772.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил N 772).
В тексте письма от 12.10.2011 N 011-397 в качестве основания для отказа во включении мест размещения торговых объектов в Схему РНТО указано на нецелесообразность данного действия.
Нецелесообразность включения мест размещения в Схему РНТО, как обоснованно отмечает податель жалобы, не поименована в п. 8 Правил N 772.
Вместе с тем, указанное не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Одним из приведенных в тексте пункта 8 Правил N 772 оснований для отказа является отсутствие неиспользуемых земельных участков.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Определение границ земельного участка, его формирование осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом доказательством формирования земельного участка как самостоятельного объекта гражданского права, в отношении которого может быть заключен договор аренды, является его постановка на государственный кадастровый учет (ГКУ) с присвоением ему не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного номера (кадастрового номера).
В деле отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что в пределах испрашиваемых предпринимателем Пертия Г.Д. территорий расположены сформированные, прошедшие государственный кадастровый учет и не переданные иным лицам по договорам аренды земельные участки.
В силу этого отсутствуют правовые основания для включения предполагаемых к размещению только самим заявителем временных нестационарных торговых объектов, индивидуальные параметры и характеристики которых с органом местного самоуправления согласованы не были, земельные участки под размещение которых не сформированы, в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска.
Таким образом, поскольку требования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ заявителем не выполнены, факт нарушения субъективного материального права не доказан, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ИП Пертия следует признать правильным.
С учетом изложенного выше, решение отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя (податель жалобы).
Оплата предпринимателем госпошлины в сумме 100 руб. подтверждается чеком-ордером СБ8597/0240 от 24.01.2013, операция N 0010 (т. 2, л.д. 63).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2012 по делу N А76-4994/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пертия Гонели Доментовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
И.А.МАЛЫШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)