Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А11-3801/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А11-3801/2012


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ": Попцова И.В. (доверенность от 04.05.2012 N 43/105)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Киржачского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 5.09.2012,
принятое судьей Батраковой Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А11-3801/2012
по заявлению администрации Киржачского района Владимирской области
(ИНН: 3316300581, ОГРН: 1033301001216)
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Владимирской области
(ИНН: 3328102841, ОГРН: 1033302000291),
третье лицо - открытое акционерное общество "МЕТРОВАГОНМАШ",
и
установил:

администрация Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра), филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области), выразившихся в отказе удовлетворения требования Администрации об отмене решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области от 02.12.2011 N 02/11-744 "О необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН"; об обязании Управления Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости посредством отнесения земельного участка площадью 14 916 932 квадратных метра с кадастровым номером 33:02:021257:431, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, муниципальное образование Филипповское (сельское поселение), деревня Крутец, улица Новокрутецкая, дом 1, к пятой группе разрешенного использования земель с установлением кадастровой стоимости в размере 3 179 842 394 рублей 44 копеек.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "МЕТРОВАГОНМАШ" (далее - Общество).
Решением от 05.09.2012 Арбитражный суд Владимирской области отказал Администрации в удовлетворении требований.
Постановлением апелляционного суда от 18.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1, 66, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, заявитель считает, что доказательства того, что спорный участок предоставлен Обществу в установленном порядке для обороны и безопасности, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суды пришли к необоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость этого участка должна быть рассчитана исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по шестой группе видов разрешенного использования земель.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области в отзыве на кассационную жалобу свою позицию поддержало, представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Администрация и Управление Росреестра, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.03.2012 Администрация обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области и Управление Росреестра с заявлениями об отмене решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области от 02.12.2011 N 02/11-744 "О необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН", указав, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 не может быть отнесен к шестой группе разрешенного использования земель, поскольку все объекты недвижимости, расположенные на нем, были отчуждены из государственной собственности в пользу Общества по договору купли-продажи от 05.11.1992 N 150 и являются федеральной собственностью, а дороги полигона не являются оборонными объектами; применение измененной кадастровой стоимости земельного участка повлечет причинение ущерба консолидированному бюджету муниципального образования Киржачский район.
В письме от 27.04.2012 N 01-3853 Управление Росреестра указало на отсутствие оснований для отмены решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области о необходимости исправления кадастровой ошибки от 02.12.2011 N 02/11-744.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области письмом от 28.04.2012 N 2665 сообщило органу местного самоуправления, что в компетенцию филиала не входит отмена результатов кадастровой оценки, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 03.02.2012 N 98 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 03.10.2011 N 1061 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области".
Посчитав действия Управления Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 4, 7, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых действий уполномоченных органов и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона N 221-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 Закона N 221-ФЗ).
На основании части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии со статьей 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости и дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
В статье 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
На основании части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2008.
Пунктом 1 постановления Губернатора Владимирской области от 03.10.2011 N 1061 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области по состоянию на 01.01.2009.
Из материалов дела видно, что в ходе государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431, разрешенное использование - "производственная база - испытательный полигон", принадлежащий Обществу на основании свидетельства от 26.11.1992 N ВЛ-06-079-4 на праве постоянного (бессрочного) пользования, был оценен подрядной организацией в разрезе пятой оценочной группы, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 3 179 842 394 рублей 44 копеек.
Общество 29.11.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением N 86/2-745 с приложением документов, в котором просило исправить кадастровую ошибку.
Проанализировав отчетные материалы, составленные по результатам проведения государственной кадастровой оценки, Управление Росреестра установило, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 был оценен неверно.
Порядок исправления кадастровой ошибки установлен письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка".
Письмом от 01.12.2011 N 11-14252 Управление Росреестра обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области в связи с обнаружением допущенной ранее ошибки и необходимости ее исправления.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области принято решение от 02.12.2011 N 02/11-744 о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, которое в установленном законодательством порядке оспорено не было.
В рамках гарантийных обязательств по договору субподряда от 30.04.2010 N 04/2 обществом с ограниченной ответственностью "Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования" (далее - субподрядчик) произведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431.
При этом для пересчета кадастровой стоимости была использована Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденная приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 8.2 данной Методики удельные показатели кадастровой стоимости земель, отнесенных к шестой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из минимального значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории и (или) вида использования наиболее близких по функциональному назначению к оцениваемым земельным участкам в пределах того же административного района.
С учетом указанного пункта субподрядчиком при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 использовано минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по 13 виду разрешенного использования земель (земельные участки объектов военной безопасности и прочих объектов обороны), утвержденное постановлением Губернатора от 21.11.2008 N 808 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области", а именно 17,05 руб. /кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка в этом случае составила 254 333 690 рублей 60 копеек.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что спорный участок относится к шестой группе - "земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов)".
Управлением Росреестра подготовлен проект постановления Губернатора Владимирской области "О внесении изменений в постановление Губернатора от 03.10.2011 N 1061 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области".
Соответствующие изменения в постановление от 03.10.2011 N 1061 внесены постановлением Губернатора Владимирской области от 03.02.2012 N 98, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 составила 254 333 690 рублей 60 копеек (строка 1856 приложения N 1 к постановлению N 1061).
Постановление от 03.02.2012 N 98 явилось основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Указанные постановления в установленном законом порядке не оспорены.
Исследовав представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Управления Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Администрации, в связи с чем обоснованно отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Довод органа местного самоуправления о том, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают использование спорного участка для нужд обороны, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно справке Минобороны военное представительство 3738 от 30.07.2012 N 59 Обществу в постоянное бессрочное пользование выделен земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431, предназначенный для строительства испытательного полигона. Единственное назначение испытательного полигона - проведение испытаний военной техники (гусеничные машины различных модификаций военного назначения). Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по исполнению государственного оборонного заказа силами и средствами Обществом проведены работы по прокладке и поддержанию в надлежащем состоянии испытательной трассы полигона общей протяженностью 20 километров. В настоящее время функции испытательной базы выполняет полигон Общества. Для выполнения государственного оборонного заказа и в целях надлежащего исполнения договорных обязательств под строгим контролем военное представительство 3738 Минобороны на полигоне проходит испытания военная техника - гусеничные машины для зенитно-ракетных комплексов ПВО, общий годовой пробег которых на полигоне составляет около 20 тысяч километров.
В письме от 05.06.2012 N 7-28-201 прокуратура Владимирской области также сообщила, что земельный участок используется в соответствии с разрешенным использованием, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация не представила доказательств, свидетельствующих о том, что спорный участок не используется Обществом в качестве полигона для проведения испытаний и не может быть отнесен к шестой группе видов функционального использования.
С учетом изложенного кассационная жалоба органа местного самоуправления удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 5.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А11-3801/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)