Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3541/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N 33-3541/2013


Судья: Трухин А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего: Лазорина Б.П.,
судей: Ионовой А.Н., Козлова О.А.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Городецкого района Нижегородской области на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2012 года по *** к Администрации Городецкого района Нижегородской области об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в оформлении прав на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ионовой А.Н., объяснения ***, судебная коллегия

установила:

***обратился в суд с иском к Администрации Городецкого района о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***.
В ходе рассмотрения дела, истец ***исковые требования изменил, просил признать отказ Комитета администрации Городецкого района по управлению муниципальным имуществом в оформлении прав на земельный участок площадью 1959 кв. м по вышеуказанному адресу незаконным и возложить на КУМИ обязанность заключить с истцом договор купли-продажи указанного земельного участка.
В обоснование иска указано, что *** владеет указанным земельным участком на основании заключенного 12.05.2008 года с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Городецкого района договора аренды земель не сельскохозяйственного назначения N*** на срок до 26.02.2057 года. Земельный участок был предоставлен для индивидуального дачного строительства, использован по назначению: за счет собственных средств построена дача общей площадью 198 кв. м отказ Администрации Городецкого района передать в собственность земельный участок ***. считает нарушающим его права, установленные ст. 36 ЗК РФ.
Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2012 года постановлено: исковые требования *** к Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Городецкого муниципального района в оформлении прав на земельный участок, расположенный по адресу: *** для индивидуального дачного строительства с кадастровым номером *** площадью 1959 кв. м, незаконным.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Городецкого муниципального района заключить с ***договор купли-продажи земельного участка по адресу: *** 1 для индивидуального дачного строительства с кадастровым номером *** площадью 1959 кв. м.
Не согласившись с решением, Администрация Городецкого района Нижегородской области подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Автор апелляционной жалобы указывает, что арендная плата по договору уже включена в расчет доходной части бюджета, в связи с чем, считает нецелесообразным досрочное расторжение договора; поскольку спорный земельный участок находится в рекреационной зоне, на него распространяются все ограничения, предусмотренные законодательством.
В силу п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, *** является собственником объекта недвижимости - дачного дома общей площадью 198 кв. м.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 1959 кв. м, кадастровый номер N ***, по указанному адресу, который передан заявителю в аренду на основании постановления главы местного самоуправления Городецкого района Нижегородской области N ***от 26 февраля 2008 года. Разрешенное использование - индивидуальное дачное строительство.
12 мая 2008 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Городецкого района и ***. сроком до 26.02.2057 года заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения N 8-91 земельного участка, расположенного по адресу: *** с кадастровым номером *** площадью 1959 кв. м земельный участок был предоставлен для индивидуального дачного строительства.
02 июля 2012 года в КУМИ поступило заявление истца об оформлении права собственности на спорный земельный участок, однако письмом от 08 ноября 2012 года N 3652 ***было отказано, поскольку данный земельный участок относится к лесным участкам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 9, 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, отраженным в кадастровом паспорте спорного земельного участка - он относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, а не земель лесного фонда, как это указано в обжалуемом отказе.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду возможен только в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан или юридических лиц, осуществляется за плату.
На основании ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (ч. 1 ст. 98 ЗК РФ).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ч. 2 ст. 98 ЗК РФ).
Особый правовой режим ограничивает или запрещает виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель, но законом не утверждена исключительно публичная (государственная или муниципальная) форма собственности на земли особо охраняемых территорий и объектов.
По смыслу ст. 94 ЗК РФ исключительно в собственности Российской Федерации находятся особо охраняемые территории и объекты, изъятые из оборота. К ним отнесены государственные природные заповедники и национальные парки, они могут находиться лишь в федеральной собственности. Исключительно в собственности субъектов РФ и муниципальных образований находятся иные особо охраняемые природные территории, помимо государственных природных заповедников и национальных парков, если иное не установлено федеральными законами, а также занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Оставшиеся виды земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли) не изъяты и не ограничены в обороте. Следовательно, они могут находиться в частной собственности.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Системное толкование статей 35 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность или в аренду земельный участок с целью эксплуатации таких объектов.
Аналогичный вывод содержится и в 3 абзаце II раздела Положения "Об использовании земельных участков, расположенных в границах рекреационной зоны на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области", утвержденного Решением Земского собрания Городецкого района от 23.08.2012 года N 136.
При рассмотрении дела обстоятельств, препятствующих к реализации истцом права на приобретения земельного участка в собственность, и подтверждающих такие обстоятельства доказательств ответчиком не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах судом обоснованно постановлено решение об удовлетворении заявления ***.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают правильность выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)