Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИП Цицин А.И., ИНН: 5001903391505, ОГРН: 310501912700017) - Мягкова Е.В., представитель по доверенности N 50АА2208807 от 03.07.2012,
от заявителя (ИП Ковалев А.О., ИНН: 501900698993, ОГРН: 310501911600032) - Мягкова Е.В., представитель по доверенности N 50АА2208806 от 03.07.2012,
от заинтересованного лица (Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) - Полежаева О.И., представитель по доверенности N 378-Д от 20.12.2012,
от заинтересованного лица (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ") - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании делу N А41-31792/12 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции,
по заявлению ИП Цицина А.И., ИП Ковалева А.О. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, об оспаривании действий и обязании устранить нарушения прав,
установил:
индивидуальный предприниматель Цицин А.И. (далее - ИП Цицин А.И.), индивидуальный предприниматель Ковалев А.О. (далее - ИП Ковалев А.О.) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" с требованиями о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп.; о признании недостоверным удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 0:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 782 руб. 33 коп., как исчисленного на основании недостоверных значений факторов стоимости, подставленных в уравнение; о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп., как определенной на основании недостоверно рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости; об обязании Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 произведена замена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" на его правопреемника ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
Как следует из материалов дела, предметом первоначально заявленных требований ИП Цицина А.И. и ИП Ковалева А.О. являлось оспаривание результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля"; признание незаконным действий Управления Росреестра по Московской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп. из расчета 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр, включая действия по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о государственной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31; а также обязания Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения прав заявителей, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
Как указывалось выше, определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
В судебном заседании 06.12.2012 судом первой инстанции в порядке ст. 46 и ст. 49 АПК РФ приняты уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми заявители просят:
- - признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп.;
- - признать недостоверным удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 0:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 782 руб. 33 коп., как исчисленного на основании недостоверных значений факторов стоимости, подставленных в уравнение;
- - признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп., как определенную на основании недостоверно рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости;
- - обязать Управление Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение.
Таким образом, согласно принятым судом уточнениям, требования индивидуальных предпринимателей заявлены, в том числе, к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Между тем, процессуальное положение третьего лица и ответчика различно.
В данном случае, требование об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области совершить определенные действия не может быть рассмотрено без привлечения указанного лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица (соответчика).
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при подготовке дела к судебному разбирательству судом первой инстанции не в полном объеме выполнены требования части 3 статьи 133 АПК РФ, в связи с чем, неправильно разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле, с определением их процессуального положения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области. Согласие заявителя на привлечение указанного лица в качестве соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ получено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, определением от 19.06.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители ИП Цицина А.И. и ИП Ковалева А.О. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Московской области против удовлетворения заявленных требований возражал.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 26.02.2010 Ковалев А.О и Цицин А.И. приобрели у Каширского муниципального района Московской области в общую долевую собственность (доля в праве по 1/2 у каждого) земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060622:31, общей площадью 56 380 кв. м, разрешенный вид использования - для организации спортивно-оздоровительного досуга, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1. Данный факт подтвержден представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации прав серии 50НД N 565123 и серии 50НД N 565124 от 06.04.2010.
Согласно сведениям из кадастрового паспорта от 26.12.2008, 16.02.2010, кадастровая стоимость земельного участка 50:37:0060622:31 составляет 8 207 800 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости 145 руб. 58 коп.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.03.2012 (исх. РС-1/01-05-793/12) в 2010 году на территории Московской области, в том числе Каширского муниципального района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Московской области проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля" по государственному контракту от 25.12.2009 N 169Д в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007.
Результаты оценки утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ", в соответствии с Приложением N 1 к которому кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 44 107 765 руб. 40 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. включены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N МО-12/ЗВ-71595 от 08.02.2012.
Считая, что указанные действия по изменению кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка незаконны, предприниматели обратились в суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требования предпринимателей об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, о признании недостоверными указанных показателей, а также об обязании Управление Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, действия (бездействия) незаконным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 N 9913, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Московской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ИП Цицину А.И. и ИП Ковалеву А.О., являлось ФГУП "ФКЦ "Земля" (государственный контракт от 25.12.2009 N 169Д), предоставившее, как следует из пояснения Управления Росреестра по Московской области по итогам оценки отчет N 2627-004.
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Между тем, указанный отчет N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в материалы дела представлен не был.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области под протокол указал о невозможности представления указанного отчета, поскольку сведения указанные в данном отчете носят конфиденциальный характер.
В суде апелляционной инстанции заявителями было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет разрешения соответствующих вопросов:
- соответствует ли отчет N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности федеральных стандартов оценки и других актов управомоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности?
- достоверно ли рассчитан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, а также кадастровая стоимость указанного земельного участка?
Заявители обратились с соответствующим заявлением в экспертное учреждение, получили согласие на ее проведение, в связи с чем стоимость судебной экспертизы была перечислена на депозитный счет Десятого арбитражного апелляционного суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 требования, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе в отношении доказывания действительной стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ввиду отсутствия у ответчиков отчета N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы ввиду отсутствия предмета экспертизы.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителей, а именно не представления суду отчета N 2627-004 об определении кадастровой стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером: 50:37:0060622:31, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Управлением Росреестра по Московской области оснований для формирования в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп. Доказательств обратного суду представлено не было.
Установив указанные обстоятельства, учитывая тот факт, что требования о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости, а также об обязании Управления Росреестра по Московской области применить достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение, по существу имеют своим предметом изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости на ранее установленные, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку не представляется возможность проверить правильность их исчисления и определения, одновременно с этим, приходит к выводу о возможности восстановления нарушенных прав предпринимателей путем удовлетворения требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости, поскольку ответчиками не представлено никаких доказательств подтверждающих законность их действий по определению кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя, примененного при ее определении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 рублей 33 копеек, поскольку осуществляющим в период 2010 года полномочий по ведению кадастра недвижимости в нарушение императивных норм части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказан факт проведения кадастровой оценки в установленном законом порядке, решение об установлении кадастровой стоимости в кадастровом деле в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 не имеется. На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителей является удовлетворение требований об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 рублей 33 копеек за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
В связи с оставлением без удовлетворения ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, денежные средства в сумме 60 000 руб., внесенные ИП Цициным А.И. за проведение экспертизы на основании платежного поручения N 32 от 01.07.2013, подлежат возврату с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2013 г. по делу N А41-31792/12 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 рублей 33 копеек. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 рублей 33 копеек за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Перечислить индивидуальному предпринимателю Цицину Александру Ивановичу (ИНН 501903391505) с Депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда на расчетный счет N 40802810063090000187, открытого в Московском РФ ОАО "Россельхозбанк" г. Москва БИК 044599108 сч. 3010181900000000108 отделения N Московского ГТУ Банка России г. Москва БИК 044583001-60 000 руб., перечисленных в счет оплаты расходов на проведение судебной экспертизы по делу N А41-31792/12.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-31792/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А41-31792/12
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИП Цицин А.И., ИНН: 5001903391505, ОГРН: 310501912700017) - Мягкова Е.В., представитель по доверенности N 50АА2208807 от 03.07.2012,
от заявителя (ИП Ковалев А.О., ИНН: 501900698993, ОГРН: 310501911600032) - Мягкова Е.В., представитель по доверенности N 50АА2208806 от 03.07.2012,
от заинтересованного лица (Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) - Полежаева О.И., представитель по доверенности N 378-Д от 20.12.2012,
от заинтересованного лица (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ") - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании делу N А41-31792/12 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции,
по заявлению ИП Цицина А.И., ИП Ковалева А.О. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, об оспаривании действий и обязании устранить нарушения прав,
установил:
индивидуальный предприниматель Цицин А.И. (далее - ИП Цицин А.И.), индивидуальный предприниматель Ковалев А.О. (далее - ИП Ковалев А.О.) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" с требованиями о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп.; о признании недостоверным удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 0:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 782 руб. 33 коп., как исчисленного на основании недостоверных значений факторов стоимости, подставленных в уравнение; о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп., как определенной на основании недостоверно рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости; об обязании Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 произведена замена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" на его правопреемника ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
Как следует из материалов дела, предметом первоначально заявленных требований ИП Цицина А.И. и ИП Ковалева А.О. являлось оспаривание результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля"; признание незаконным действий Управления Росреестра по Московской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп. из расчета 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр, включая действия по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о государственной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31; а также обязания Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения прав заявителей, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
Как указывалось выше, определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
В судебном заседании 06.12.2012 судом первой инстанции в порядке ст. 46 и ст. 49 АПК РФ приняты уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми заявители просят:
- - признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп.;
- - признать недостоверным удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 0:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 782 руб. 33 коп., как исчисленного на основании недостоверных значений факторов стоимости, подставленных в уравнение;
- - признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1, в размере 44 107 765 руб. 40 коп., как определенную на основании недостоверно рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости;
- - обязать Управление Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение.
Таким образом, согласно принятым судом уточнениям, требования индивидуальных предпринимателей заявлены, в том числе, к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Между тем, процессуальное положение третьего лица и ответчика различно.
В данном случае, требование об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области совершить определенные действия не может быть рассмотрено без привлечения указанного лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица (соответчика).
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при подготовке дела к судебному разбирательству судом первой инстанции не в полном объеме выполнены требования части 3 статьи 133 АПК РФ, в связи с чем, неправильно разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле, с определением их процессуального положения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области. Согласие заявителя на привлечение указанного лица в качестве соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ получено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, определением от 19.06.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители ИП Цицина А.И. и ИП Ковалева А.О. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Московской области против удовлетворения заявленных требований возражал.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 26.02.2010 Ковалев А.О и Цицин А.И. приобрели у Каширского муниципального района Московской области в общую долевую собственность (доля в праве по 1/2 у каждого) земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060622:31, общей площадью 56 380 кв. м, разрешенный вид использования - для организации спортивно-оздоровительного досуга, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 1. Данный факт подтвержден представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации прав серии 50НД N 565123 и серии 50НД N 565124 от 06.04.2010.
Согласно сведениям из кадастрового паспорта от 26.12.2008, 16.02.2010, кадастровая стоимость земельного участка 50:37:0060622:31 составляет 8 207 800 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости 145 руб. 58 коп.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.03.2012 (исх. РС-1/01-05-793/12) в 2010 году на территории Московской области, в том числе Каширского муниципального района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Московской области проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля" по государственному контракту от 25.12.2009 N 169Д в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007.
Результаты оценки утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ", в соответствии с Приложением N 1 к которому кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 44 107 765 руб. 40 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. включены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N МО-12/ЗВ-71595 от 08.02.2012.
Считая, что указанные действия по изменению кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка незаконны, предприниматели обратились в суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требования предпринимателей об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, о признании недостоверными указанных показателей, а также об обязании Управление Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения при исчислении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 путем применения достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, действия (бездействия) незаконным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 N 9913, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Московской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ИП Цицину А.И. и ИП Ковалеву А.О., являлось ФГУП "ФКЦ "Земля" (государственный контракт от 25.12.2009 N 169Д), предоставившее, как следует из пояснения Управления Росреестра по Московской области по итогам оценки отчет N 2627-004.
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Между тем, указанный отчет N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в материалы дела представлен не был.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области под протокол указал о невозможности представления указанного отчета, поскольку сведения указанные в данном отчете носят конфиденциальный характер.
В суде апелляционной инстанции заявителями было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет разрешения соответствующих вопросов:
- соответствует ли отчет N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности федеральных стандартов оценки и других актов управомоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности?
- достоверно ли рассчитан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, а также кадастровая стоимость указанного земельного участка?
Заявители обратились с соответствующим заявлением в экспертное учреждение, получили согласие на ее проведение, в связи с чем стоимость судебной экспертизы была перечислена на депозитный счет Десятого арбитражного апелляционного суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 требования, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе в отношении доказывания действительной стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ввиду отсутствия у ответчиков отчета N 2627-004 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2010 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы ввиду отсутствия предмета экспертизы.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителей, а именно не представления суду отчета N 2627-004 об определении кадастровой стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером: 50:37:0060622:31, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Управлением Росреестра по Московской области оснований для формирования в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 руб. 33 коп. Доказательств обратного суду представлено не было.
Установив указанные обстоятельства, учитывая тот факт, что требования о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости, а также об обязании Управления Росреестра по Московской области применить достоверных значений факторов стоимости, подставляемых в уравнение, по существу имеют своим предметом изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости на ранее установленные, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку не представляется возможность проверить правильность их исчисления и определения, одновременно с этим, приходит к выводу о возможности восстановления нарушенных прав предпринимателей путем удовлетворения требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 руб. 33 коп. за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости, поскольку ответчиками не представлено никаких доказательств подтверждающих законность их действий по определению кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя, примененного при ее определении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 рублей 33 копеек, поскольку осуществляющим в период 2010 года полномочий по ведению кадастра недвижимости в нарушение императивных норм части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказан факт проведения кадастровой оценки в установленном законом порядке, решение об установлении кадастровой стоимости в кадастровом деле в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 не имеется. На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителей является удовлетворение требований об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 рублей 33 копеек за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
В связи с оставлением без удовлетворения ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, денежные средства в сумме 60 000 руб., внесенные ИП Цициным А.И. за проведение экспертизы на основании платежного поручения N 32 от 01.07.2013, подлежат возврату с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2013 г. по делу N А41-31792/12 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31, в размере 782 рублей 33 копеек. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060622:31 в размере 44 107 765 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 782 рублей 33 копеек за один квадратный метр с момента внесения указанных показателей в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Перечислить индивидуальному предпринимателю Цицину Александру Ивановичу (ИНН 501903391505) с Депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда на расчетный счет N 40802810063090000187, открытого в Московском РФ ОАО "Россельхозбанк" г. Москва БИК 044599108 сч. 3010181900000000108 отделения N Московского ГТУ Банка России г. Москва БИК 044583001-60 000 руб., перечисленных в счет оплаты расходов на проведение судебной экспертизы по делу N А41-31792/12.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)