Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Пчелинцева А.В. (доверенность от 31.10.2012),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пензенского района, с. Кондоль,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2012 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-2957/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Александра Николаевича, г. Пенза (ОГРНИП <...>) к администрации Пензенского района Пензенской области, Пензенская область, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Рамис", г. Пенза, государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское", г. Пенза (ОГРН 1025800679211) о признании незаконным отказа,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сидоров Александр Николаевич (далее - заявитель, глава КФХ Сидоров А.Н.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:24:0292101:8 площадью 354 974 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0292101:710 площадью 2 216 458 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что обращения других лиц - общества с ограниченной ответственностью "Рамис" от 06.04.2012 и государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское" от 14.06.2012 не может быть квалифицировано как основания для предоставления спорных земельных участков посредством проведения торгов, поскольку заявления от указанных лиц поступили по истечении срока для рассмотрения по существу заявления главы КФХ Сидорова А.Н.
В кассационной жалобе администрация пензенского района г. Кондоль просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что фактически оспариваемого отказа не имеется, поскольку у заявителя было запрошено обоснование необходимости предоставления достаточно большой площади земельного участка и, кроме того, при наличии нескольких заявок земельный участок может быть предоставлен только путем проведения торгов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Сидоров Александр Николаевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись.
Глава КФХ Сидоров А.Н. 21.02.2012 обратился с заявлением в администрацию о предоставлении за плату на праве аренды сроком на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:29:0292101:8 площадью 354 974 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0292101:710 площадью 2 216 458 кв. м в целях использования для сельскохозяйственного производства и размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В заявлении содержалась следующая информация: число членов КФХ - 1, создание рабочих мест - до 500. К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, выкопировка из плана местности.
Администрация письмом от 13.03.2012 N 1000 сообщила заявителю, что он, обращаясь за предоставлением земельных участков достаточно большой площадью, не обосновал каким-либо образом, например, бизнес-проектом испрашиваемую площадь участка, не представил сведения о материально-технической базе фермерского хозяйства, позволяющей надлежащим образом обрабатывать такие участки, просила представить указанную информацию для принятия решения по обращению.
Глава КФХ Сидоров А.Н., считая действия администрации по сути отказом в предоставлении ему земельных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение администрации об отказе в предоставлении главе КФХ Сидорову А.Н. в аренду сроком на пять лет испрашиваемых земельных участков, суд первой инстанции указал, что запрошенные в письме от 13.03.2012 N 1000 документы не входят в перечень, указанный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ) и, кроме того, заявления от иных лиц поступили по истечении срока, установленного для рассмотрения заявления главы КФХ Сидорова А.Н.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд признал доводы суда первой инстанции обоснованными и указал, что действия ответчика в их совокупности следует рассматривать как отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков для целей, связанных с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, суд исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны содействовать осуществлению фермерскими хозяйствами своей экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
По правилам пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 4 названного Закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином, что имеет место в рассматриваемом случае, заключение соглашения не требуется.
Пунктом 3 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду (пункт 4 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Суд установил, что заявитель обратился в полномочный орган за предоставлением ему в аренду земельных участков для осуществления деятельности фермерского хозяйства, с соблюдением требований пункта 1 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, что земельные участки свободны от имущественных прав иных лиц и ограничения для их использования отсутствуют и, следовательно, отказ, выраженный в письме от 13.03.2012 N 1000 не соответствует требованиям статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, заинтересованного в расширении и стабильном функционировании возглавляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод следует признать правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Кроме того, нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Отклоняя довод о необходимости проведения торгов, суд указал, что обращения от других лиц - общества с ограниченной ответственностью "Рамис" от 06.04.2012 и от государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское" от 14.06.2012 не могут быть квалифицированы как основание для предоставления спорных земельных участков с проведением торгов, поскольку заявления от указанных лиц поступили позднее, то есть после получения оспоренного отказа.
При этом следует принять во внимание и то обстоятельство, что указанные лица, подавшие заявку, не относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам и земельные участки запрашивались ими не для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, тогда как статья 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 N ВАС-17192/12 по делу N А32-9641/2011 следует, что по смыслу статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством и, следовательно, имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что площадь участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается и, следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что требование ответчика о представлении бизнес-проекта или сведений о материально-технической базе фермерского хозяйства по истечении срока, установленного для рассмотрения заявки, не соответствует положениям статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и препятствуют функционированию крестьянского хозяйства.
При таких данных коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А49-2957/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А49-2957/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А49-2957/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Пчелинцева А.В. (доверенность от 31.10.2012),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пензенского района, с. Кондоль,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2012 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-2957/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сидорова Александра Николаевича, г. Пенза (ОГРНИП <...>) к администрации Пензенского района Пензенской области, Пензенская область, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Рамис", г. Пенза, государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское", г. Пенза (ОГРН 1025800679211) о признании незаконным отказа,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сидоров Александр Николаевич (далее - заявитель, глава КФХ Сидоров А.Н.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:24:0292101:8 площадью 354 974 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0292101:710 площадью 2 216 458 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что обращения других лиц - общества с ограниченной ответственностью "Рамис" от 06.04.2012 и государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское" от 14.06.2012 не может быть квалифицировано как основания для предоставления спорных земельных участков посредством проведения торгов, поскольку заявления от указанных лиц поступили по истечении срока для рассмотрения по существу заявления главы КФХ Сидорова А.Н.
В кассационной жалобе администрация пензенского района г. Кондоль просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что фактически оспариваемого отказа не имеется, поскольку у заявителя было запрошено обоснование необходимости предоставления достаточно большой площади земельного участка и, кроме того, при наличии нескольких заявок земельный участок может быть предоставлен только путем проведения торгов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Сидоров Александр Николаевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись.
Глава КФХ Сидоров А.Н. 21.02.2012 обратился с заявлением в администрацию о предоставлении за плату на праве аренды сроком на пять лет земельных участков с кадастровым номером 58:29:0292101:8 площадью 354 974 кв. м и с кадастровым номером 58:24:0292101:710 площадью 2 216 458 кв. м в целях использования для сельскохозяйственного производства и размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В заявлении содержалась следующая информация: число членов КФХ - 1, создание рабочих мест - до 500. К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, выкопировка из плана местности.
Администрация письмом от 13.03.2012 N 1000 сообщила заявителю, что он, обращаясь за предоставлением земельных участков достаточно большой площадью, не обосновал каким-либо образом, например, бизнес-проектом испрашиваемую площадь участка, не представил сведения о материально-технической базе фермерского хозяйства, позволяющей надлежащим образом обрабатывать такие участки, просила представить указанную информацию для принятия решения по обращению.
Глава КФХ Сидоров А.Н., считая действия администрации по сути отказом в предоставлении ему земельных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение администрации об отказе в предоставлении главе КФХ Сидорову А.Н. в аренду сроком на пять лет испрашиваемых земельных участков, суд первой инстанции указал, что запрошенные в письме от 13.03.2012 N 1000 документы не входят в перечень, указанный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ) и, кроме того, заявления от иных лиц поступили по истечении срока, установленного для рассмотрения заявления главы КФХ Сидорова А.Н.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд признал доводы суда первой инстанции обоснованными и указал, что действия ответчика в их совокупности следует рассматривать как отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков для целей, связанных с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, суд исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны содействовать осуществлению фермерскими хозяйствами своей экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
По правилам пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 4 названного Закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином, что имеет место в рассматриваемом случае, заключение соглашения не требуется.
Пунктом 3 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду (пункт 4 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Суд установил, что заявитель обратился в полномочный орган за предоставлением ему в аренду земельных участков для осуществления деятельности фермерского хозяйства, с соблюдением требований пункта 1 статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, что земельные участки свободны от имущественных прав иных лиц и ограничения для их использования отсутствуют и, следовательно, отказ, выраженный в письме от 13.03.2012 N 1000 не соответствует требованиям статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, заинтересованного в расширении и стабильном функционировании возглавляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод следует признать правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Кроме того, нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Отклоняя довод о необходимости проведения торгов, суд указал, что обращения от других лиц - общества с ограниченной ответственностью "Рамис" от 06.04.2012 и от государственного унитарного предприятия Пензенской области "Вазерское" от 14.06.2012 не могут быть квалифицированы как основание для предоставления спорных земельных участков с проведением торгов, поскольку заявления от указанных лиц поступили позднее, то есть после получения оспоренного отказа.
При этом следует принять во внимание и то обстоятельство, что указанные лица, подавшие заявку, не относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам и земельные участки запрашивались ими не для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, тогда как статья 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 N ВАС-17192/12 по делу N А32-9641/2011 следует, что по смыслу статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством и, следовательно, имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что площадь участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается и, следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что требование ответчика о представлении бизнес-проекта или сведений о материально-технической базе фермерского хозяйства по истечении срока, установленного для рассмотрения заявки, не соответствует положениям статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и препятствуют функционированию крестьянского хозяйства.
При таких данных коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А49-2957/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)