Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ИП Эльханана О.М.: Ильхананов М.И., по доверенности от 10.11.2012; от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Эльханана О.М. на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению ИП Эльханана О.М. к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
- Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан Омар Маркович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями: признать незаконным бездействие Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенное в письме от 25 марта 2013 г. N 1.2.6-86/731 содержащее отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;
- - обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка, а именно: ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186 (согласно схеме);
- - ЗУ/2 (многоконтурный) с приблизительной площадью около 4.9 га, находящегося в кадастровом кварталах 50:11:0050535, 50:11:0050410, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:18,50:11:0050535:4,50:11:0050535:27,50:11:0050535:66, 50:11:0050535:51, 50:11:0050535:42, 50:110050535:63 (согласно схеме);
- - ЗУ/3 с приблизительной площадью около 11 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:158, 50:11:0050301:71, 50:11:0050301:141, 50:11:0050301:349, 50:11:0050301:350, 50:11Ю050301:354, 50:11:0050301:170, 50:11:0050301:167, 50:11:0050301:351, (согласно схеме);
- - ЗУ/4 с приблизительной площадью около 2.1 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050208:49, (согласно схеме);
- - ЗУ/5 с приблизительной площадью около 3.8 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050301:556, 50:11:0050301:186, (согласно схеме);
- - ЗУ/6 с приблизительной площадью около 18.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050102:557, 50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90, (согласно схеме);
- в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта вышеуказанных испрашиваемых земельных участков, ЗУ/1-ЗУ/6, принять решение о предоставлении их в аренду сроком на 49 лет, для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и выслать в адрес заявителя проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Эльханана Омара Марковича отказано. Не согласившись с указанным определением суда первой инстанции, Эльханана О.М. обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
ИП - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), 27.02.2013 обратился с заявлением вход. N 1.2.6-86/731 в Администрацию муниципального района Красногорского района Московской области (далее - Администрация), с просьбой предоставить в аренду сроком на 49 лет, из земель государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности незастроенных, свободных от прав третьих лиц, необходимое для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, а именно: для создания фруктового сада, смешанного сельского хозяйства (животноводства, выращивание овощей, фруктов и т.д.) строительства птичников, крольчатников, теплиц, строений сооружений необходимых для предпринимательской деятельностью, на земельных участков, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское.
Испрашиваемые земельные участки для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства:
- - ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186;
- - ЗУ/2 (многоконтурный) с приблизительной площадью около 4.9 га находящегося в кадастровом кварталах 50:11:0050535, 50:11:0050410 граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:18, 50:11:0050535:4, 50:11:0050535:27, 50:11:0050535:66, 50:11:0050535:51, 50:11:0050535:42, 50:11:0050535:63;
- - ЗУ/3 с приблизительной площадью около 11 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:158, 50:11:0050301:71, 50:11:0050301:141, 50:11:0050301:349, 50:11:0050301:350, 50:11:0050301:354, 50:11:0050301:170, 50:11:0050301:167, 50:11:0050301:351;
- - ЗУ/4 с приблизительной площадью около 2.1 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050208:49;
- - ЗУ/5 с приблизительной площадью около 3.8 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050301:556, 50:11:0050301:186;
- - ЗУ/6 с приблизительной площадью около 18.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050102:557, 50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90.
В письме от 25.03.2013 г. N 1.2.6-86/731 Администрация Красногорского муниципального района Московской области сообщила ИП О.М. Эльханану, что не считает возможным рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Красногорском муниципальном районе, так как в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденным решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 г. N 483/28 земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке очередности с постановкой на очередь с предоставлением в администрацию необходимых документов.
Посчитав, что Администрация Красногорского муниципального района Московской области превысила свои полномочия и этим нарушила права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Вместе с тем, решение N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" было оспорено заявителем в рамках дела N А41-8886/13.
Судебным актом Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8886/13 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 2 статьи 19, пункту 1 статьи 34 и ст. 36 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11, пунктам 1, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, отказ администрации, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденного решением Совета депутатов Красногорского района от 29.10.2009 N 483/28 является незаконным.
Вместе с тем, в предмет спора по настоящему делу входит требование заявителя обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка, а именно: ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на осуществление деятельности фермерского хозяйства.
Апелляционный суд полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 7,4 га.
Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, что заявитель действительно намерен осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данная правовая позиция соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.04.2012 N ВАС-3599/12.
Из материалов дела следует, что заявитель просит обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Вместе с тем, заявитель в обращении к администрации прямо не указывает о намерении осуществить выбор земельных участков под строительство конкретного объекта, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Учитывая вышеизложенное, признание незаконным отказа обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13 отменить в части.
Признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 25.03.2013 N 1.2.6-86/731, в предоставлении земельного участка в аренду в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-16285/13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А41-16285/13
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ИП Эльханана О.М.: Ильхананов М.И., по доверенности от 10.11.2012; от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Эльханана О.М. на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению ИП Эльханана О.М. к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
- Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан Омар Маркович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями: признать незаконным бездействие Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенное в письме от 25 марта 2013 г. N 1.2.6-86/731 содержащее отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;
- - обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка, а именно: ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186 (согласно схеме);
- - ЗУ/2 (многоконтурный) с приблизительной площадью около 4.9 га, находящегося в кадастровом кварталах 50:11:0050535, 50:11:0050410, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:18,50:11:0050535:4,50:11:0050535:27,50:11:0050535:66, 50:11:0050535:51, 50:11:0050535:42, 50:110050535:63 (согласно схеме);
- - ЗУ/3 с приблизительной площадью около 11 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:158, 50:11:0050301:71, 50:11:0050301:141, 50:11:0050301:349, 50:11:0050301:350, 50:11Ю050301:354, 50:11:0050301:170, 50:11:0050301:167, 50:11:0050301:351, (согласно схеме);
- - ЗУ/4 с приблизительной площадью около 2.1 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050208:49, (согласно схеме);
- - ЗУ/5 с приблизительной площадью около 3.8 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050301:556, 50:11:0050301:186, (согласно схеме);
- - ЗУ/6 с приблизительной площадью около 18.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050102:557, 50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90, (согласно схеме);
- в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта вышеуказанных испрашиваемых земельных участков, ЗУ/1-ЗУ/6, принять решение о предоставлении их в аренду сроком на 49 лет, для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и выслать в адрес заявителя проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Эльханана Омара Марковича отказано. Не согласившись с указанным определением суда первой инстанции, Эльханана О.М. обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
ИП - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), 27.02.2013 обратился с заявлением вход. N 1.2.6-86/731 в Администрацию муниципального района Красногорского района Московской области (далее - Администрация), с просьбой предоставить в аренду сроком на 49 лет, из земель государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности незастроенных, свободных от прав третьих лиц, необходимое для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, а именно: для создания фруктового сада, смешанного сельского хозяйства (животноводства, выращивание овощей, фруктов и т.д.) строительства птичников, крольчатников, теплиц, строений сооружений необходимых для предпринимательской деятельностью, на земельных участков, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское.
Испрашиваемые земельные участки для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства:
- - ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186;
- - ЗУ/2 (многоконтурный) с приблизительной площадью около 4.9 га находящегося в кадастровом кварталах 50:11:0050535, 50:11:0050410 граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:18, 50:11:0050535:4, 50:11:0050535:27, 50:11:0050535:66, 50:11:0050535:51, 50:11:0050535:42, 50:11:0050535:63;
- - ЗУ/3 с приблизительной площадью около 11 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:158, 50:11:0050301:71, 50:11:0050301:141, 50:11:0050301:349, 50:11:0050301:350, 50:11:0050301:354, 50:11:0050301:170, 50:11:0050301:167, 50:11:0050301:351;
- - ЗУ/4 с приблизительной площадью около 2.1 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050208:49;
- - ЗУ/5 с приблизительной площадью около 3.8 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащего с земельным участком, с кадастровым номером: 50:11:0050301:556, 50:11:0050301:186;
- - ЗУ/6 с приблизительной площадью около 18.7 га находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050102:557, 50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90.
В письме от 25.03.2013 г. N 1.2.6-86/731 Администрация Красногорского муниципального района Московской области сообщила ИП О.М. Эльханану, что не считает возможным рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Красногорском муниципальном районе, так как в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденным решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 г. N 483/28 земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке очередности с постановкой на очередь с предоставлением в администрацию необходимых документов.
Посчитав, что Администрация Красногорского муниципального района Московской области превысила свои полномочия и этим нарушила права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Вместе с тем, решение N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" было оспорено заявителем в рамках дела N А41-8886/13.
Судебным актом Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8886/13 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 2 статьи 19, пункту 1 статьи 34 и ст. 36 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11, пунктам 1, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, отказ администрации, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденного решением Совета депутатов Красногорского района от 29.10.2009 N 483/28 является незаконным.
Вместе с тем, в предмет спора по настоящему делу входит требование заявителя обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка, а именно: ЗУ/1 с приблизительной площадью около 13.7 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, с кадастровыми номерами: 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на осуществление деятельности фермерского хозяйства.
Апелляционный суд полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 7,4 га.
Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, что заявитель действительно намерен осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данная правовая позиция соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.04.2012 N ВАС-3599/12.
Из материалов дела следует, что заявитель просит обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Вместе с тем, заявитель в обращении к администрации прямо не указывает о намерении осуществить выбор земельных участков под строительство конкретного объекта, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Учитывая вышеизложенное, признание незаконным отказа обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ИП Эльханану О.М. (ОГРНИП 309774625000731) (ИНН 773607063811), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах Московской области, Красногорского района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, земельного участка.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-16285/13 отменить в части.
Признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 25.03.2013 N 1.2.6-86/731, в предоставлении земельного участка в аренду в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)