Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А82-12047/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А82-12047/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Кобелевой О.П., Дьяконовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комарицыной О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Сидельниковой И.Л., действующего на основании доверенности от 04.10.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-12047/2012, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по иску индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны (ОГРНИП: 312761008100082, Ярославская область, г. Рыбинск)
к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск
о признании незаконными действий Администрации городского округа город Рыбинск по непредоставлению индивидуальному предпринимателю Лазаревой Антонине Анатольевне в аренду земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Лазарева Антонина Анатольевна (предприниматель Лазарева А.А., истец) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрация городского округа город Рыбинск, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск (Администрация, Департамент имущественных и земельных отношений, Департамент архитектуры, ответчики) о признании действий Администрации по замене земельного участка по адресу: г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81а для проектирования и строительства предпринимателю Лазаревой А.А. на другой и непредставлении первого в аренду незаконными.
Решением суда от 24.04.2013 бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в части проведения мероприятий по выбору земельного участка по ул. Радищева, д. 81 а г. Рыбинска Ярославской области для строительства здания общественного назначения по заявлению индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны, а именно: непроведение публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка и объекта капитального строительства признано незаконным. Суд обязал Администрацию городского округа город Рыбинск устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны путем проведения публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Радищева, д. 81а г. Рыбинска Ярославской области для строительства здания общественного назначения по заявлению индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Рыбинск, утвержденном решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 16.02.2006 N 16.
Истец, не согласившись с принятым по делу решением, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать действия Администрации по замене земельного участка по адресу: г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а для проектирования и строительства общественного здания (магазина, кафе) на другой и не представлении первого в аренду незаконными.
По мнению заявителя, вывод суда о нарушении прав предпринимателя Лазаревой А.А. непроведением Администрацией публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка и объекта капитального строительства, является ошибочным, т.к. публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении, носят рекомендательный характер (пункт 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О, подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, отмечает истец, рекомендациями комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с ними, что согласуется с положениями части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылку суда на статью 61 Правил землепользования и застройки городского округа город Рыбинск считает необоснованной ввиду вступления в силу указанных Правил лишь в июле 2010 года, тогда как процедура по оформлению испрашиваемого земельного участка была начата ранее.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого истцом судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель Лазарева А.А. в соответствии с постановлениями главы Рыбинского муниципального округа от 11.07.1997 N 1075, от 10.12.1999 N 1883 (л.д. 100-101) на основании договора N 2-1622 аренды земельного участка от 19.09.1997 в редакции дополнительного соглашения N 1 (л.д. 105, 106-107) является арендатором земельного участка общей площадью 298 кв. м на перекрестке ул. Кирова и ул. Радищева в г. Рыбинске, предоставленного для эксплуатации торгового комплекса (кафе и торгового павильона).
Кроме того, согласно договору N 2-3740 аренды земельного участка от 24.09.2002 (л.д. 111-112) на основании постановления главы Рыбинского муниципального округа от 16.09.2002 N 1997 в пользовании у истца находится земельный участок площадью 60 кв. м по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Кирова/ул.Радищева, для расширения существующей территории под проектирование и последующую реконструкцию торгового комплекса (кафе, магазин) (пункты 1.1, 1.3).
Заявлением от 19.01.2009 (вх. N 28), адресованным Управлению градостроительства и архитектуры городского округа город Рыбинск, Лазарева А.А. просила о расширении земельного участка на 800 кв. м для строительства здания магазина вместо существующего торгового объекта (л.д. 99).
21.09.2009 на основании решения комиссии по землепользованию и застройке на территории городского округа город Рыбинск от 12.08.2009 (протокол N 29) комиссией оформлен акт выбора земельного участка, необходимого для проектирования и строительства здания общественного назначения (магазин, кафе-помещения семейного досуга) по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а (л.д. 12-15, 38-39).
Исходя из содержания названного акта решение о предоставлении земельного участка примерной площадью 0,12 га (в том числе, расширение существующего участка на 0,084 га), необходимого для проектирования и строительства здания общественного назначения (магазин, кафе-помещения семейного досуга) по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а (согласно графическому приложению), принято как оптимальный вариант (пункт 1 акта от 21.09.2009).
30.04.2010 решением комиссии по подготовке и проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (выписка из протокола N 5 от 30.04.2010) предпринимателю Лазаревой А.А. установлена стоимость права на заключение договора аренды земельного участка площадью 842 кв. м, предназначенного для расширения земельного участка для строительства здания общественного назначения (кафе, магазин), расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а, в размере 902000 руб. (л.д. 115, 122).
23.06.2010 между Администрацией (продавец) и предпринимателем Лазаревой А.А. (покупатель) подписан договор N 28 продажи права на заключение договора аренды земельного участка площадью 842 кв. м, находящегося по адресу: г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а (л.д. 18).
Платежным поручением N 3 от 09.11.2010 покупатель перечислила продавцу 902000 руб. в счет оплаты за выкуп приобретаемого права (л.д. 20).
Письмом от 15.11.2010 N 42-2910 Департамент по управлению земельными ресурсами запросил у Лазаревой А.А. межевой план земельного участка и заявление на оформление в аренду земельного участка по указанному адресу (л.д. 22).
Из материалов дела усматривается, что межевой план в отношении земельного участка площадью 1200 кв. м составлен.
Также из материалов дела (письмо от 18.11.2011 N 042-3412, л.д. 47) следует, что проект постановления по согласованию места размещения объекта и утверждению акта выбора земельного участка (границ земельного участка по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 81 а примерной площадью 800 кв. м для расширения) возвращен Департаменту по управлению земельными ресурсами Департаментом архитектуры и градостроительства без согласования в связи с рассмотрением вопроса об определении другого свободного участка взамен по ул. Радищева, д. 81 а.
Письмом от 06.08.2012 N 043-05/3980 Департамент архитектуры и градостроительства сообщил Департаменту по управлению земельными ресурсами о принятии решения о замене участка по ул. Радищева, д. 81 а для строительства здания общественного назначения на альтернативный и просил считать согласование рабочего чертежа объекта кадастровых работ вышеназванного участка недействительным (л.д. 46).
На основании данных сведений Департамент по управлению земельными ресурсами письмом от 24.08.2012 N 042-2731 отклонил от согласования межевые планы границ испрашиваемого истцом земельного участка (л.д. 45).
Считая, что действия Администрации городского округа город Рыбинск не соответствует закону, нарушают права и законные интересы предпринимателя Лазаревой А.А., последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из материалов дела, предприниматель Лазарева А.А. инициировала процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 этого Кодекса.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (абзац 2 пункта 2).
Судом установлено, что с соответствующим заявлением в отношении спорного участка предприниматель Лазарева А.А. обратилась 19.01.2009. На основании указанного заявления подготовлен акт выбора земельного участка.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Таким образом, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Из материалов дела видно, что публичного информирования населения о предстоящем предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка администрацией не проводилось.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается заявителем, испрашиваемый для застройки земельный участок отнесен к условно разрешенным видам использования.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункты 2, 6, 8, 9) вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Таким образом на основании указанной нормы права вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть разрешен только после обсуждения его на публичных слушаниях.
Учитывая, что процедура проведения публичных слушаний была не соблюдена, как и обязанность по публичному информированию населения в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об имеющем месте бездействии Администрации (прерывании процедуры выбора спорного земельного участка), нарушающем права и законные интересы предпринимателя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-12047/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лазаревой Антонины Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
О.А.ГУРЕЕВА

Судьи
Т.М.ДЬЯКОНОВА
О.П.КОБЕЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)