Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-1241/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" (650006, г. Кемерово, ул. Стахановская, 2-я, 8, ИНН 4205005198, ОГРН 1034205012820) к Коллегии администрации Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр. Советский, 62), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, г. Кемерово, Октябрьский пр-т, 3Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (119415, г. Москва, пр-кт Вернадского, 37, 2, ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий, об обязании исключить сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе из государственного кадастра недвижимости.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Троя-У" (далее - ООО "Троя-У", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Коллегии администрации Кемеровской области (далее - Коллегия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "КП"), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) с требованиями:
- - о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38 311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м, содержащегося в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - о признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в размере 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельном показателе его кадастровой стоимости 4 555 рублей 88 копеек за кв. м.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 36, 51, 167 - 170, 191 - 201 АПК РФ, статьи 6, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" мотивированы ненадлежащим исполнением государственными органами административных процедур, касающихся организации проведения государственной кадастровой оценки земель, что привело к установлению недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Судом в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на его правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2011 производство по делу было приостановлено до опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
После возобновления производства по настоящему делу Арбитражным судом Кемеровской области вынесено определение от 17.01.2012 об оставлении заявления ООО "Троя-У" без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округ от 28.03.2012 определение суда от 17.01.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 по требованию о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 в удовлетворении требований ООО "Троя-У" к Росреестру, Управлению Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "КП" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 определение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 оставлено без изменения. Решение от 06.06.2012 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Общество просило:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельном показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Троя-У" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой инстанции.
По его мнению, судебные акты являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствующими имеющимся в деле доказательствам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Заявитель полагает, что в нарушение положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 29, 200 АПК РФ судебные инстанции уклонились от рассмотрения по существу требований ООО "Троя-У" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а также требования о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Общество считает, что рассмотрение требований об обжаловании конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель и решения Роснедвижимости (г. Москва) правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, не противоречит; в отношении требования о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости, то есть об оспаривании ненормативного акта, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не высказывался, препятствий для его рассмотрения по существу также не имеется.
ООО "Троя-У" отмечает, что судами не дана оценка материалам государственной кадастровой оценки, равно как и доводам Общества, имеющим, по его мнению, существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Заявитель считает, что существенное (в 24 раза) отличие кадастровой стоимости земельного участка от его рыночной является прямым доказательством недостоверности результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка в части, превышающей его действительную рыночную стоимость, а также незаконности действий и решений ответчиков по настоящему делу, указывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16386/2012 установлено несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в размере 174 540 318 рублей 68 копеек его рыночной стоимости и решено установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости 7 230 000 рублей.
Общество полагает, что отказ в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости судебные инстанции вообще никак не мотивировали.
По мнению ООО "Троя-У", судами не дана оценка тому обстоятельству, что полномочия по проверке отчета по государственной кадастровой оценке земли были переданы исполнителю работ, который и осуществил его проверку, не применил пункт 9.8 и пункт 5 приложения N 7 к Административному регламенту, согласно которым проверку Отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика.
Заявитель считает, что вопреки требованиям пункта 4 статьи 200 АПК РФ арбитражные суды в судебном заседании не осуществили проверку оспариваемого пункта 7 решения Роснедвижимости (г. Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, и не установили, соответствует ли оспариваемое решение закону и иным нормативным актам, на которые ссылалось ООО "Троя-У", суд не установил и не проверил наличие полномочий у лица, которое приняло оспариваемое решение, а также не проверял, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы ООО "Троя-У" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество отмечает, что суд не учел, что требование "об исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости..." не является самостоятельным требованием, а заявлено ООО "Троя-У" в порядке частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ, предусматривающих указание в судебном решении на возложение обязанности на соответствующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, при этом, способ устранения таких нарушений определяется судом независимо от того имеется ли соответствующее ходатайство от заявителя или не имеется.
ООО "Троя-У" полагает, что его права в рамках данного дела могут быть восстановлены только путем исключения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек из государственного кадастра недвижимости, при этом, ни что не препятствовало суду в порядке частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ исключить с момента включения указанную недостоверную кадастровую стоимость земельного участка сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и внести с этого же момента достоверную кадастровую стоимость, соответствующую рыночной стоимости.
Заявитель считает, что требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, как и другие заявленные ООО "Троя-У" требования, Арбитражным судом Кемеровской области в нарушение норм АПК РФ, статей 6, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по существу не рассматривались.
По мнению Общества, в нарушение норм статей 10, 15, 170 АПК РФ доказательства по делу судебными инстанциями не исследовались, фактические обстоятельства не устанавливались, выводы судов об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения по каждому из требований отсутствуют, мотивы, по которым суды не применили законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны, два отдельных требования, заявленные по делу, вообще не упоминаются в судебных актах, то есть решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не имеют признаков законного, обоснованного и мотивированного судебного акта.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Троя-У" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. 2-я Стахановская, д. 8, что подтверждается выданным 11.01.2009 свидетельством о государственной регистрации права серии 42 АВ999229.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м составила 174 540 318 рублей 68 копеек.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2012 по делу N А27-16386/2012 исковые требования ООО "Троя-У" удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 установлена в размере, равном его рыночной стоимости 7 230 000 рублей. Решение вступило в законную силу.
Считая действия и решения органов государственной власти по установлению кадастровой стоимости незаконными, результаты государственной кадастровой оценки недостоверными, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и считает выводы судебных инстанций в этой части правомерными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчик) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнитель), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 определена уполномоченным органом на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222. Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости внесены в ГКН в соответствии с Постановлением N 520.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем в материалы дела не представлено достаточных данных, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и законных интересов в предпринимательской или иной экономической сфере деятельности оспариваемыми действиями.
В подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания акта, совершения действий (бездействия), которые в результате издания акта или совершения действий (бездействия) в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, либо иным образом ущемили его права.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, у суда первой инстанции не имелось, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель", проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008.
Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным заместителем руководителя Роснедвижимости Прохоровым М.В. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.2008 N К-07/26, а не лицом, подписавшим акт проверки.
Фактически Общество в обоснование своих требований указывает на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка, рыночной стоимости.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, Обществом заявлено по другому делу и удовлетворено судом.
Настоящие требования были уточнены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 по делу N 913/2011.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, и не заявлено аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, арбитражный суд обоснованно отказал ООО "Троя-У" в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебных актов судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции оценил и посчитал необоснованными, так как заявителем изложены выводы, основывающиеся на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А27-1241/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А27-1241/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А27-1241/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-1241/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" (650006, г. Кемерово, ул. Стахановская, 2-я, 8, ИНН 4205005198, ОГРН 1034205012820) к Коллегии администрации Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр. Советский, 62), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, г. Кемерово, Октябрьский пр-т, 3Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (119415, г. Москва, пр-кт Вернадского, 37, 2, ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий, об обязании исключить сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе из государственного кадастра недвижимости.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Троя-У" (далее - ООО "Троя-У", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Коллегии администрации Кемеровской области (далее - Коллегия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "КП"), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) с требованиями:
- - о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38 311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м, содержащегося в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - о признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в размере 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельном показателе его кадастровой стоимости 4 555 рублей 88 копеек за кв. м.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 36, 51, 167 - 170, 191 - 201 АПК РФ, статьи 6, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" мотивированы ненадлежащим исполнением государственными органами административных процедур, касающихся организации проведения государственной кадастровой оценки земель, что привело к установлению недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Судом в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на его правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2011 производство по делу было приостановлено до опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
После возобновления производства по настоящему делу Арбитражным судом Кемеровской области вынесено определение от 17.01.2012 об оставлении заявления ООО "Троя-У" без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округ от 28.03.2012 определение суда от 17.01.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 по требованию о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 в удовлетворении требований ООО "Троя-У" к Росреестру, Управлению Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "КП" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 определение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 оставлено без изменения. Решение от 06.06.2012 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Общество просило:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и удельном показателя его кадастровой стоимости в размере 4 555 рублей 88 копеек за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Троя-У" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой инстанции.
По его мнению, судебные акты являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствующими имеющимся в деле доказательствам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Заявитель полагает, что в нарушение положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 29, 200 АПК РФ судебные инстанции уклонились от рассмотрения по существу требований ООО "Троя-У" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а также требования о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Общество считает, что рассмотрение требований об обжаловании конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель и решения Роснедвижимости (г. Москва) правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, не противоречит; в отношении требования о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости, то есть об оспаривании ненормативного акта, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не высказывался, препятствий для его рассмотрения по существу также не имеется.
ООО "Троя-У" отмечает, что судами не дана оценка материалам государственной кадастровой оценки, равно как и доводам Общества, имеющим, по его мнению, существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Заявитель считает, что существенное (в 24 раза) отличие кадастровой стоимости земельного участка от его рыночной является прямым доказательством недостоверности результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка в части, превышающей его действительную рыночную стоимость, а также незаконности действий и решений ответчиков по настоящему делу, указывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16386/2012 установлено несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в размере 174 540 318 рублей 68 копеек его рыночной стоимости и решено установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости 7 230 000 рублей.
Общество полагает, что отказ в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости судебные инстанции вообще никак не мотивировали.
По мнению ООО "Троя-У", судами не дана оценка тому обстоятельству, что полномочия по проверке отчета по государственной кадастровой оценке земли были переданы исполнителю работ, который и осуществил его проверку, не применил пункт 9.8 и пункт 5 приложения N 7 к Административному регламенту, согласно которым проверку Отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика.
Заявитель считает, что вопреки требованиям пункта 4 статьи 200 АПК РФ арбитражные суды в судебном заседании не осуществили проверку оспариваемого пункта 7 решения Роснедвижимости (г. Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, и не установили, соответствует ли оспариваемое решение закону и иным нормативным актам, на которые ссылалось ООО "Троя-У", суд не установил и не проверил наличие полномочий у лица, которое приняло оспариваемое решение, а также не проверял, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы ООО "Троя-У" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество отмечает, что суд не учел, что требование "об исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости..." не является самостоятельным требованием, а заявлено ООО "Троя-У" в порядке частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ, предусматривающих указание в судебном решении на возложение обязанности на соответствующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, при этом, способ устранения таких нарушений определяется судом независимо от того имеется ли соответствующее ходатайство от заявителя или не имеется.
ООО "Троя-У" полагает, что его права в рамках данного дела могут быть восстановлены только путем исключения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 174 540 318 рублей 68 копеек из государственного кадастра недвижимости, при этом, ни что не препятствовало суду в порядке частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ исключить с момента включения указанную недостоверную кадастровую стоимость земельного участка сумме 174 540 318 рублей 68 копеек и внести с этого же момента достоверную кадастровую стоимость, соответствующую рыночной стоимости.
Заявитель считает, что требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, как и другие заявленные ООО "Троя-У" требования, Арбитражным судом Кемеровской области в нарушение норм АПК РФ, статей 6, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по существу не рассматривались.
По мнению Общества, в нарушение норм статей 10, 15, 170 АПК РФ доказательства по делу судебными инстанциями не исследовались, фактические обстоятельства не устанавливались, выводы судов об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения по каждому из требований отсутствуют, мотивы, по которым суды не применили законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны, два отдельных требования, заявленные по делу, вообще не упоминаются в судебных актах, то есть решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не имеют признаков законного, обоснованного и мотивированного судебного акта.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Троя-У" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. 2-я Стахановская, д. 8, что подтверждается выданным 11.01.2009 свидетельством о государственной регистрации права серии 42 АВ999229.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м составила 174 540 318 рублей 68 копеек.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2012 по делу N А27-16386/2012 исковые требования ООО "Троя-У" удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 установлена в размере, равном его рыночной стоимости 7 230 000 рублей. Решение вступило в законную силу.
Считая действия и решения органов государственной власти по установлению кадастровой стоимости незаконными, результаты государственной кадастровой оценки недостоверными, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и считает выводы судебных инстанций в этой части правомерными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчик) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнитель), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 определена уполномоченным органом на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222. Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости внесены в ГКН в соответствии с Постановлением N 520.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем в материалы дела не представлено достаточных данных, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и законных интересов в предпринимательской или иной экономической сфере деятельности оспариваемыми действиями.
В подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания акта, совершения действий (бездействия), которые в результате издания акта или совершения действий (бездействия) в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, либо иным образом ущемили его права.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, у суда первой инстанции не имелось, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель", проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008.
Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным заместителем руководителя Роснедвижимости Прохоровым М.В. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.2008 N К-07/26, а не лицом, подписавшим акт проверки.
Фактически Общество в обоснование своих требований указывает на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка, рыночной стоимости.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, Обществом заявлено по другому делу и удовлетворено судом.
Настоящие требования были уточнены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 по делу N 913/2011.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, и не заявлено аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, арбитражный суд обоснованно отказал ООО "Троя-У" в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебных актов судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции оценил и посчитал необоснованными, так как заявителем изложены выводы, основывающиеся на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А27-1241/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)