Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А45-195/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А45-195/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2013 по делу N А45-195/2013 по заявлению открытого акционерного общества фирма "Стройснаб" (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 82, ИНН 5406013850, ОРГН 1025402472611) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, пер. Никольский, 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) о признании недействительным решения от 20.11.2012 N НК-19156/05.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества фирма "Стройснаб" Карабак Т.А. по доверенности от 10.01.2013.
Суд

установил:

открытое акционерное общество фирма "Стройснаб" (далее - ОАО фирма "Стройснаб", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУФАУГИ в Новосибирской области, Территориальное управление) от 20.11.2012 N НК-19156/05 "О земельном участке 54:35:062670:39" и обязании Территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО фирма "Стройснаб" путем совершения процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации и определить выкупную цену земельного участка в соответствии с правилами, действовавшими на момент подачи заявления о выкупе, а именно, в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 642 139 рублей 88 копеек.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), главу 24 АПК РФ.
В порядке, предусмотренном статьей 46 АПК РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ, Росимущество).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 апелляционная жалоба ТУФАУГИ в Новосибирской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 264 АПК РФ возвращена заявителю.
ТУФАУГИ в Новосибирской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Территориальное управление полагает, что судом неправильно истолкован закон, не приняты во внимание его доводы, основанные на фактах и изложенные в отзыве, в пояснениях.
Заявитель считает, что судом неправомерно сделан вывод о принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги Территориальным управлением, поскольку в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4.8 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области", утвержденного Приказом N 63, Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, лишь по поручению Росимущества.
ТУФАУГИ в Новосибирской области указывает, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги принималось Росимуществом, а Территориальное управление только проинформировало Общество о принятом Росимуществом решении, вследствие чего права и законные интересы ОАО фирма "Стройснаб" Территориальным управлением не нарушались.
По мнению заявителя, судом не принято во внимание то, что на земельном участке кроме объектов, принадлежащих Обществу на праве собственности, имеются еще три объекта, которые ему не принадлежат, следовательно, у Росимущества имелись все основания для отказа в предоставлении государственной услуги согласно пункту 2.15 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622 (далее - Административный регламент), в виду чего оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.
ТУФАУГИ в Новосибирской области, ссылаясь на пункты 52, 53, 56 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, считает, что данное дело подлежит разрешению в порядке искового производства, поскольку требования Общества в сущности сводятся к разрешению спора о праве в отношении объекта недвижимого имущества - земельный участок, следовательно, ОАО фирма "Стройснаб" выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО фирма "Стройснаб" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО фирма "Стройснаб" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что Общество, в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, Административным регламентом, обратилось к Территориальному управлению с заявлением на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 54:35:062670:39, площадью 21 452 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Толмачевская, 33/4 (далее - земельный участок), с заявлением Обществом были представлены документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В результате рассмотрения заявления ОАО фирма "Стройснаб" ТУФАУГИ в Новосибирской области было принято решение от 20.11.2012 N НК-19156/05 "О земельном участке 54:35:062670:39", в соответствии с которым Обществу было отказано в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка. В качестве основания для принятия оспариваемого решения указан пункт 2.15 Административного регламента (на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя).
Согласно материалам дела на земельном участке размещены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности:
- - двухэтажное нежилое здание конторы, мастерская, склады, общей площадью 1551,4 кв. м (разделено на два помещения, площадью 527,4 кв. м и 1024 кв. м) (свидетельства 54 АД 699889, 54 АД 699890);
- - одноэтажное нежилое здание (проходная), общей площадью 13,6 кв. м, инвентарный номер: Л-8185, Литер З, кадастровый номер 54:35:062670:39:01 (свидетельство 54 АБ 369759);
- - одноэтажное нежилое здание (склад N 3), общей площадью 1540,7 кв. м, инвентарный номер: Л-8185, Литер Б, кадастровый номер 54:35:062670:39:03 (свидетельство 54 АБ 345211);
- - одноэтажное нежилое здание (склад N 2), общей площадью 1542,6 кв. м, инвентарный номер: Л-8185, Литер В, кадастровый номер 54:35:062670:39:04 (свидетельство 54 АБ 369758);
- - одноэтажное нежилое здание (склад N 1), общей площадью 1541,4 кв. м, инвентарный номер: Л-8185, Литер Д, кадастровый номер 54:35:062670:39:05 (свидетельство 54 АБ 345212) (далее - объекты недвижимости).
Кроме указанных объектов на земельном участке имеются: складское сооружение, здание летнего туалета, подкрановые пути (акт проверки использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:062670:39, находящегося в собственности Российской Федерации и подлежащего приватизации от 21.08.2012).
В соответствии с указанным актом и заключениями об идентификации N 10-3166, N 10-3583, составленными обществом с ограниченной ответственностью "АРХСТРОЙПРОЕКТ", складское сооружение и здание летнего туалета являются временными постройками вспомогательного назначения и использования.
Согласно справкам ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ" от 22.11.2012 N 65204/1, N 65204/2 складское сооружение и здание летнего туалета не являются объектами недвижимости (объектами капитального строительства).
Данных о наличии прав третьих лиц на вышеуказанные объекты Территориальным управлением не представлено.
Подкрановые пути принадлежат Обществу на праве собственности (договор купли-продажи крана с подкрановыми путями от 06.03.1999, акт от 21.08.2012).
Указывая, что решение Территориального управления от 20.11.2012 N НК-19156/05 "О земельном участке 54:35:062670:39", которым Обществу отказано в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, нарушает права и законные интересы ОАО фирма "Стройснаб", как собственника объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их доказанности и обоснованности, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям статьи 36 ЗК РФ и нарушении решением Территориального управления от 20.11.2012 N НК-19156/05 "О земельном участке 54:35:062670:39" прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
По пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, ФАУГИ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о ТУФАУГИ в Новосибирской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Территориального управления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений, на который ссылаются заинтересованные лица.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что отказ Территориального управления в предоставлении государственной услуги, изложенный в решении от 20.11.2012 N НК-19156/05, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из того, что собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, при обращении в ТУ ФАУГИ в Новосибирской области представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, не принадлежащие Обществу и принадлежащие третьим лицам, а наличие на земельном участке объектов, которые не признаны недвижимым имуществом, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации объектов, зарегистрированных в установленном законом порядке, следовательно, основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, принимая во внимание и то, что иных оснований для отказа в предоставлении собственнику объектов недвижимости в собственность спорного земельного участка Росимуществом не указывалось, доказательств, свидетельствующих об их наличии, не представлялось.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2013 по делу N А45-195/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)