Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Сосновского района Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Новолядинского поссовета: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Джикия Игоря Валерьевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления строительства и архитектуры Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2013 по делу N А64-2661/2013 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области к администрации Сосновского района Тамбовской области,
установил:
Сосновское районное потребительское общество (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Сосновского района Тамбовской области о признании недействительным постановления N 1202 от 16.11.2012.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Новолядинского поссовета, р.п. Сосновка, Джикия Игоря Валерьевича, с. Н.Дегтянка, Управления строительства и архитектуры Тамбовской области, г. Тамбов.
Решением суда от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Сосновское районное потребительское общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что население не было проинформировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Объявление в газете не имела условий, при которых граждане и юридические лица могли претендовать на предоставление участка: не были указаны испрашиваемое право, размер земельного участка и место расположения. Между публикацией сообщения в газете и заключением договора аренды должен был пройти разумный срок. Судом первой инстанции не отражено, утверждена ли в отношении спорного земельного участка градостроительная документация и целевое назначение земельного участка.
Управление строительства и архитектуры Тамбовской области в своих пояснениях указало, что при принятии решения о выдаче Джикия И.В. разрешения на строительство магазина с автобусной остановкой были выявлены факты нарушения действующего законодательства в части наличия, правильности подготовки и оформления документов для выдачи разрешения на строительство обозначенного объекта капитального строительства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 14.06.2012 в орган местного самоуправления (администрация Сосновского района) поступило заявление Джикия И.В. о предварительном согласовании представления земельного участка площадью 60 кв. м для строительства на месте существующей остановки магазина с автобусной остановкой (л.д. 107).
Постановлением администрации Сосновского района N 746 от 17.07.2012 предварительно согласован Джикия И.В. земельный участок площадь. 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки) и утвержден акт выбора земельного участка с выкипировкой (л.д. 103-106).
Постановлением N 953 от 14.09.2012 был образован земельный участок в кадастровом квартале 68:18:23010022. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 68:18:2301022:435. (л.д. 118).
В газете "Сосновское слово" N 46 (10521) за 14.11.2012 была опубликована информация следующего содержания: "Администрация Сосновского района информирует население р.п. Сосновка о предстоящем представлении земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: обл. Тамбовская, р-он Сосновский, р.п. Сосновка ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки). Телефон для справок (847532)26-3-69".
16.11.2012 Администрацией Сосновского района Тамбовской области было принято постановление N 1202 "О предоставлении Джикия Игорю Валерьевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером 68:18:2301022:435", согласно которому Джикия И.В. представлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 68:18:2301022:435 площадью 60 кв. м, местоположение: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, северо-восточная часть кадастрового квартала 68:18:2301022, разрешенное использование: для строительства магазина с автобусной остановкой (л.д. 25).
На основании данного постановления между администрацией Сосновского района (арендодатель) и Джикия И.В. (арендатор) 16.11.2012 был заключен договор аренды земельного участка N 154.
Считая, что вся процедура, начиная с формирования земельного участка до выдачи разрешения на строительство объекта, выполнено незаконно и нарушены права Сосновского районного потребительского общества (Сосновского райпо) как смежника земельного участка (здание кондитерского цеха заявитель планирует реконструировать, а в случае застройки магазина с автобусной остановкой будут созданы препятствия пользования зданием кондитерского цеха и препятствие в его обслуживании, так как будут закрыты окна и подъезд к кондитерскому цеху), нарушены СП 42,13330.2011 Градостроительства Планировки и застройке городских и сельских поселений. Нарушены при проектировании требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями, строениями, Сосновское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление Администрации Сосновского района принято в соответствии с нормами земельного законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, а также не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 4, 5).
Так, 12.06.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением о предварительном согласовании земельного участка площадью 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой в районе Сосновка на месте существующей остановки (л.д. 107).
Постановлением администрации Сосновского района N 746 от 17.07.2012 предварительно согласован Джикия И.В. земельный участок площадь. 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки) и утвержден акт выбора земельного участка с выкипировкой (л.д. 103-106).
Постановлением от 14.09.2012 Администрации Сосновского района N 956 в кадастровом квартале 68:18:2301002 был образован земельный участок площадью 60 кв. м, местоположение: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть кадастрового квартала 68:18:2301002, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина с автобусной остановкой (л.д. 108).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 68:18:2301022:435 (л.д. 108).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса.
Материалами дела подтверждено, что 12.09.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением об образовании земельного участка в кадастровом квартале 68:18:2301022 площадью 60 кв. м разрешенное использование - для строительства магазина с автобусной остановкой, для постановки на кадастровый учет, приложив копию паспорта и план земельного участка (л.д. 109).
29.10.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 68:18::2301022:435, приложив копию паспорта, две копии и оригинал кадастрового паспорта на земельный участок и копию информационного сообщения в средствах массовой информации (л.д. 113).
Пунктом 3 ст. 31 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 07.11.2012 N 08/940 Администрация Сосновского района Тамбовской области обратилась к главному редактору газеты "Сосновское слово" с целью опубликования информации о предстоящем предоставлении вышеназванного земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой (л.д. 115).
Согласно газетной вырезке за 14.11.2012 (л.д. 16-17) данная информация была опубликована.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Материалы дела свидетельствуют, что комиссией было произведено обследование земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой площадью 60 кв. м в р.п. Сосновка, Тамбовской области, ул. Ленина, на основании чего был составлен акт выбора земельного участка. Комиссия посчитала земельный участок пригодным под строительство магазина с автобусной остановкой (л.д. 104).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, и положения пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации говорят о том, что исполнительный орган государственной власти по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка для строительства обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Иных вариантов действий исполнительного органа государственной власти ни закон, ни подзаконный акт не содержат.
С учетом того, что администрация предоставила акт о выборе земельного участка, оснований для отказа в предварительном согласовании с указанием причин отказа не было.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из описания смежеств, составленным кадастровым инженером Белоумцевой О.С. 21.08.2012, следует, что земельный участок Джикия И.В. не имеет смежной границы с земельным участком Общества (л.д. 111).
Данное обстоятельство также подтверждается проектной документацией - ситуационным планом М 1:1000, составленным ООО "Регион-проект" (л.д. 146).
Земельный участок Джикия И.В. с кадастровым номером 68:18:2301022:435 образован из земель сельского поселения.
Земельный участок заявителя принадлежит Обществу на праве собственности и имеет кадастровый номер 68:18:2301022:411.
Таким образом, оснований получать согласие общества у Администрации не имелось.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, и было установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, поскольку Общество не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 68:18:2301022:435, его права вынесением оспариваемого в настоящем споре постановления Администрацией нарушены быть не могли.
Ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, Сосновское райпо не представило доказательств, каким образом оспариваемое постановление нарушает его законные права и интересы в предпринимательской или иной экономической деятельности, налагает на него какие-либо обязанности или чинить препятствия в предпринимательской деятельности.
В качестве доводов апелляционной жалобы указывается, что население не было проинформировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Объявление в газете не имела условий, при которых граждане и юридические лица могли претендовать на предоставление участка: не были указаны испрашиваемое право, размер земельного участка и место расположения.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, как несостоятельный и неподтвержденный имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Администрации Сосновского района Тамбовской области N 1202 от 16.11.2012 является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Сосновским районным потребительским обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2013 по делу N А64-2661/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А64-2661/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А64-2661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Сосновского района Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Новолядинского поссовета: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Джикия Игоря Валерьевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления строительства и архитектуры Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2013 по делу N А64-2661/2013 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению Сосновского районного потребительского общества Тамбовской области к администрации Сосновского района Тамбовской области,
установил:
Сосновское районное потребительское общество (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Сосновского района Тамбовской области о признании недействительным постановления N 1202 от 16.11.2012.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Новолядинского поссовета, р.п. Сосновка, Джикия Игоря Валерьевича, с. Н.Дегтянка, Управления строительства и архитектуры Тамбовской области, г. Тамбов.
Решением суда от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Сосновское районное потребительское общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что население не было проинформировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Объявление в газете не имела условий, при которых граждане и юридические лица могли претендовать на предоставление участка: не были указаны испрашиваемое право, размер земельного участка и место расположения. Между публикацией сообщения в газете и заключением договора аренды должен был пройти разумный срок. Судом первой инстанции не отражено, утверждена ли в отношении спорного земельного участка градостроительная документация и целевое назначение земельного участка.
Управление строительства и архитектуры Тамбовской области в своих пояснениях указало, что при принятии решения о выдаче Джикия И.В. разрешения на строительство магазина с автобусной остановкой были выявлены факты нарушения действующего законодательства в части наличия, правильности подготовки и оформления документов для выдачи разрешения на строительство обозначенного объекта капитального строительства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 14.06.2012 в орган местного самоуправления (администрация Сосновского района) поступило заявление Джикия И.В. о предварительном согласовании представления земельного участка площадью 60 кв. м для строительства на месте существующей остановки магазина с автобусной остановкой (л.д. 107).
Постановлением администрации Сосновского района N 746 от 17.07.2012 предварительно согласован Джикия И.В. земельный участок площадь. 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки) и утвержден акт выбора земельного участка с выкипировкой (л.д. 103-106).
Постановлением N 953 от 14.09.2012 был образован земельный участок в кадастровом квартале 68:18:23010022. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 68:18:2301022:435. (л.д. 118).
В газете "Сосновское слово" N 46 (10521) за 14.11.2012 была опубликована информация следующего содержания: "Администрация Сосновского района информирует население р.п. Сосновка о предстоящем представлении земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: обл. Тамбовская, р-он Сосновский, р.п. Сосновка ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки). Телефон для справок (847532)26-3-69".
16.11.2012 Администрацией Сосновского района Тамбовской области было принято постановление N 1202 "О предоставлении Джикия Игорю Валерьевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером 68:18:2301022:435", согласно которому Джикия И.В. представлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 68:18:2301022:435 площадью 60 кв. м, местоположение: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, северо-восточная часть кадастрового квартала 68:18:2301022, разрешенное использование: для строительства магазина с автобусной остановкой (л.д. 25).
На основании данного постановления между администрацией Сосновского района (арендодатель) и Джикия И.В. (арендатор) 16.11.2012 был заключен договор аренды земельного участка N 154.
Считая, что вся процедура, начиная с формирования земельного участка до выдачи разрешения на строительство объекта, выполнено незаконно и нарушены права Сосновского районного потребительского общества (Сосновского райпо) как смежника земельного участка (здание кондитерского цеха заявитель планирует реконструировать, а в случае застройки магазина с автобусной остановкой будут созданы препятствия пользования зданием кондитерского цеха и препятствие в его обслуживании, так как будут закрыты окна и подъезд к кондитерскому цеху), нарушены СП 42,13330.2011 Градостроительства Планировки и застройке городских и сельских поселений. Нарушены при проектировании требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями, строениями, Сосновское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление Администрации Сосновского района принято в соответствии с нормами земельного законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, а также не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 4, 5).
Так, 12.06.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением о предварительном согласовании земельного участка площадью 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой в районе Сосновка на месте существующей остановки (л.д. 107).
Постановлением администрации Сосновского района N 746 от 17.07.2012 предварительно согласован Джикия И.В. земельный участок площадь. 60 кв. м под строительство магазина с автобусной остановкой по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть к/к 68:18:2301022 (на месте существующей остановки) и утвержден акт выбора земельного участка с выкипировкой (л.д. 103-106).
Постановлением от 14.09.2012 Администрации Сосновского района N 956 в кадастровом квартале 68:18:2301002 был образован земельный участок площадью 60 кв. м, местоположение: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Ленина, северо-восточная часть кадастрового квартала 68:18:2301002, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина с автобусной остановкой (л.д. 108).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 68:18:2301022:435 (л.д. 108).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса.
Материалами дела подтверждено, что 12.09.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением об образовании земельного участка в кадастровом квартале 68:18:2301022 площадью 60 кв. м разрешенное использование - для строительства магазина с автобусной остановкой, для постановки на кадастровый учет, приложив копию паспорта и план земельного участка (л.д. 109).
29.10.2012 Джикия И.В. обратился к главе Сосновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 68:18::2301022:435, приложив копию паспорта, две копии и оригинал кадастрового паспорта на земельный участок и копию информационного сообщения в средствах массовой информации (л.д. 113).
Пунктом 3 ст. 31 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 07.11.2012 N 08/940 Администрация Сосновского района Тамбовской области обратилась к главному редактору газеты "Сосновское слово" с целью опубликования информации о предстоящем предоставлении вышеназванного земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой (л.д. 115).
Согласно газетной вырезке за 14.11.2012 (л.д. 16-17) данная информация была опубликована.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Материалы дела свидетельствуют, что комиссией было произведено обследование земельного участка под строительство магазина с автобусной остановкой площадью 60 кв. м в р.п. Сосновка, Тамбовской области, ул. Ленина, на основании чего был составлен акт выбора земельного участка. Комиссия посчитала земельный участок пригодным под строительство магазина с автобусной остановкой (л.д. 104).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, и положения пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации говорят о том, что исполнительный орган государственной власти по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка для строительства обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Иных вариантов действий исполнительного органа государственной власти ни закон, ни подзаконный акт не содержат.
С учетом того, что администрация предоставила акт о выборе земельного участка, оснований для отказа в предварительном согласовании с указанием причин отказа не было.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из описания смежеств, составленным кадастровым инженером Белоумцевой О.С. 21.08.2012, следует, что земельный участок Джикия И.В. не имеет смежной границы с земельным участком Общества (л.д. 111).
Данное обстоятельство также подтверждается проектной документацией - ситуационным планом М 1:1000, составленным ООО "Регион-проект" (л.д. 146).
Земельный участок Джикия И.В. с кадастровым номером 68:18:2301022:435 образован из земель сельского поселения.
Земельный участок заявителя принадлежит Обществу на праве собственности и имеет кадастровый номер 68:18:2301022:411.
Таким образом, оснований получать согласие общества у Администрации не имелось.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, и было установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, поскольку Общество не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 68:18:2301022:435, его права вынесением оспариваемого в настоящем споре постановления Администрацией нарушены быть не могли.
Ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, Сосновское райпо не представило доказательств, каким образом оспариваемое постановление нарушает его законные права и интересы в предпринимательской или иной экономической деятельности, налагает на него какие-либо обязанности или чинить препятствия в предпринимательской деятельности.
В качестве доводов апелляционной жалобы указывается, что население не было проинформировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Объявление в газете не имела условий, при которых граждане и юридические лица могли претендовать на предоставление участка: не были указаны испрашиваемое право, размер земельного участка и место расположения.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, как несостоятельный и неподтвержденный имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Администрации Сосновского района Тамбовской области N 1202 от 16.11.2012 является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Сосновским районным потребительским обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2013 по делу N А64-2661/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)