Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-1709/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А56-1709/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца: Дубовиков А.Н. (доверенность от 01.10.2012 г.), Богданов И.Н., Перескоков П.С. (доверенность от 05.05.2013 г.)
от ответчика: Шматала А.А. (доверенность от 11.09.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17105/2013) ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2013 по делу N А56-1709/2013 (судья Егорова Д.А.), принятое
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
к ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге
о признании недействительным пункта 3.5 договора аренды земельного участка от 25.06.2011 N 12/ЗД-0078 и применении последствий его недействительности в виде взыскания 9 667 руб. 42 коп. излишне уплаченной арендной платы,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) о признании недействительным пункта 3.5 договора аренды земельного участка от 25.06.2011 N 12/ЗД-0078 и применении последствий его недействительности в виде взыскания 9 667 руб. 42 коп. излишне уплаченной арендной платы.
Решением от 19.06.2013 г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе, поданной Управлением, ответчик просит решение отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, применение индексации арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Постановления Правительства РФ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", возможно если в текущем году арендная плата не изменялась в связи с изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, представители Предприятия возражали против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Управлением (арендодатель) и Предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.06.2011 N 12/ЗД-0078 под принадлежащими Предприятию на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости, входящими в единую систему организации воздушного движения.
Пунктом 3.5 договора установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (пункт 8, 9) размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, при этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, а в случае, когда кадастровая стоимость земельного участка остается неизменной, арендная плата изменяется ежегодно арендодателем в одностороннем порядке путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год.
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер годовой арендной платы (Ап) за пользование земельным участком с учетом коэффициента-дефлятора рассчитывается по формуле:
Ап = А год * К1
(где А год - размер годовой арендной платы без учета коэффициента-дефлятора, К1 - коэффициент-дефлятор, установленный на текущий финансовый год).
Изменение размера арендной платы осуществляется арендодателем в одностороннем порядке путем направления арендатору уведомления. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором указанного уведомления, при этом момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.
Письмами от 05.05.2012 N 3354-12 и от 18.05.2012 N 3634-12 Управление уведомило Предприятие о необходимости ежегодной индексации арендной платы с учетом коэффициента инфляции.
28.05.2012 Предприятие направило в адрес Управления письмо, в котором просило внести изменения в пункт 3.5 договора аренды с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством, на которое последний ответил отказом.
Полагая, что оспариваемый пункт договора не соответствует установленному действующим законодательством порядку изменения арендной платы на земельные участки, занятые объектами единой системы организации воздушного движения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Спорный земельный участок является федеральной собственностью и в силу положений подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 5 Правил указано, что арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
До настоящего времени такие ставки и методические указания Министерством экономического развития Российской Федерации не утверждены. Соответственно, размер арендной платы за земельный участок, предоставленный Предприятию, подлежит определению в порядке, установленном подпунктом "г" пункта 3 Правил, а именно в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Такое толкование порядка определения арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте, изложено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 применительно к норме пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", также регулирующей порядок определения размера арендной платы за земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, договор аренды в отношении которых заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Изложенное толкование указанных норм Президиумом ВАС РФ является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Соответственно, в случае определения размера арендной платы за земельный участок на основании его кадастровой стоимости, порядок ее перерасчета также должен определяться в соответствии с правилами, установленными для такого способа.
Согласно п. 8 Правил при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Вместе с тем пунктом 9 Правил предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Таким образом, суд первой инстанции на основании правильного применения норм материального права пришел к обоснованному выводу о неправомерном включении Управлением оспариваемого Предприятием пункт 3.5 в договор аренды земельного участка от 25.06.2011 N 12/ЗД-0078 в указанной в нем редакции, поскольку в случае определения арендной платы за земельный участок в процентном соотношении от его кадастровой стоимости, такая арендная плата подлежит изменению только в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2013 г. по делу N А56-1709/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА

Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)