Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-12837/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А33-12837/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "11" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой"): Гракова В.И., представителя по доверенности от 11.03.2013 (до и после перерыва),
от ответчика (администрации Емельяновского района Красноярского края): Власовой А.А., представителя по доверенности от 11.12.2012 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артистрой"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" января 2013 года по делу N А33-12837/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация, ответчик,) о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса; об обязании администрации Емельяновского района принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Земля" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2013 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, пр-кт. Котельникова, участок N 9"А" с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15600 кв. м. В удовлетворении оставшейся части требований отказано. Суд обязал администрацию Емельяновского района Красноярского края восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращению общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" с заявлением о предоставлении земельного участка.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 29.01.2013 не согласно, считает оспариваемое бездействие администрации незаконным, поскольку процедура выбора и предварительного согласования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341 соблюдена, в связи с чем администрация в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации должна была принять решение о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду сроком на 4 года.
Администрация представила пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции в части признания действий администрации незаконными отменить, признать действия администрации правомерными, не нарушающими права заявителя и в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие налогового административного органа общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29.11.2004 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 303 002 кв. м, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский района, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А. Земельному участку присвоен кадастровый номер 24:11:0290109:18, разрешенное использование земельного участка - для строительства под расширение торгового комплекса.
На основании постановления администрации Емельяновского района от 19.03.2009 N 359 земельный участок площадью 303 002 кв. м, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский района, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А, с кадастровым номером 24:11:0290109:18, разрешенное использование земельного участка - для строительства под расширение торгового комплекса, передан в аренду ОАО "АЛПИ" отделом по управлению муниципального собственностью и фондами администрации Емельяновского района по договору аренды от 17.04.2009 N 323. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка установлен с 14.05.2008 по 13.05.2011.
Письмом от 30.06.2010 N 1100 отдела по управлению муниципального собственностью и фондами администрации Емельяновского района в адрес ОАО "АЛПИ" заявлено о прекращении действия договора аренды земельного участка от 17.04.2009 N 323, в связи с нарушением порядка и сроков внесения арендной платы более двух раз. Аналогичное по содержанию письмо 30.60.2010 N 1101 адресовано отделом по управлению муниципального собственностью и фондами администрации Емельяновского района на имя конкурсного управляющего Качина С.В. Постановлением от 15.07.2010 N 2271 (в редакции постановления от 20.07.2010 N 2295) администрация Емельяновского района прекратила право аренды ОАО "АЛПИ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
Письмом от 22.07.2010 N 3582 конкурсного управляющего Качина С.Н. на имя руководителя отдела по управлению муниципального собственностью и фондами администрации Емельяновского района по договору аренды N 323 от 17.04.2009 информация о прекращении договора аренды земельного участка от 17.05.2005 N 44 принята к сведению.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 30.07.2010 N 10/005/2010-739 в реестре отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер 24:11:0290109:18, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, просп. Котельникова, уч. 9А.
08.11.2010 общество обратилось к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства спортивного комплекса площадью 1,8 - 2,0 га в п. Солонцы, пр. Котельникова.
23.11.2010 комиссией, возглавляемой заместителем главы администрации Емельяновского района, составлен акт выбора и обследования земельного участка по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы для строительства спортивного комплекса в п. Солонцы. Также комиссией составлена схема испрашиваемого земельного участка.
15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) опубликована информация о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, в районе п. Солонцы для строительства спортивного комплекса площадью 1,6 га.
22.12.2010 между обществом (заказчик) и муниципальным предприятием "Земля" (подрядчик) заключен договор N 14 на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель (далее - договор подряда), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, и подрядчик принимает на себя выполнение работ по межеванию земельного участка. Адрес земельного участка в Договоре подряда не указан. Проведение работ оплачено заказчиком в полном объеме, что подтверждается приходно-кассовым ордером от 22.12.2010 N 303560604. Согласно акту от 15.12.2011 N 1290 подрядчиком выполнен комплекс работ по межеванию земельного участка по договору подряда на сумму 14 654 рубля.
Постановлением администрации Солонцевского сельсовета от 26.04.2011 N 186 земельному участку, категория земли населенных пунктов, для строительства спортивного комплекса, присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 9 "А".
Постановлением администрацией Солонцевского сельсовета от 18.10.2011 N 609 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18, площадью 303 001 кв. м, вновь образованным участкам присвоены соответствующие адреса. Земельному участку площадью 15 600 кв. м присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А ".
30.10.2011 между ответчиком (заказчик) и муниципальным автономным учреждением "Земля" (подрядчик) подписан договор N 1165 на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель (далее - договор подряда N 1165), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение комплекса работ по межеванию земельного участка путем раздела его на девятнадцать земельных участков, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский района, пр. Котельникова, 9 "А". Стоимость работ составляет 72 865 рублей, стоимость образования одного участка составляет 3250 рублей.
14.11.2011 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, разрешенное использование - для строительства спортивного комплекса, расположенный по адресу: проспект Котельникова, 9 "А". Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка N 24/12-68137 от 21.03.2012 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341 образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
Из кадастровой выписки от 10.01.2013 N 24/13-1036 о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:18, разрешенным использованием - для строительства, под расширение торгового комплекса, следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.11.2004, снят с кадастрового учета 30.12.2011.
Постановлением от 24.11.2011 N 3695 администрация Емельяновского района Красноярского края утвердила акт выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительно согласовала заявителю место размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 9 "А", площадью 15 600 кв. м из земель населенных пунктов.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 03.02.2012 N 45 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341 с вида разрешенного использования "для строительства под расширение торгового комплекса" на вид разрешенного использования "для строительства спортивного центра".
Согласно справке N 659, выданной администрацией Солонцевского сельсовета 22.10.2012, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341 расположен согласно действующим правилам землепользования и застройки и генеральному плану п. Солоны в зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Вид разрешенного использования названного земельного участка соответствует действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования п. Солонцы Емельяновского района.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 23.10.2012 N 2894 отменено постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от 24.11.2011 N 3695 об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительном согласовании заявителю места размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса.
16.04.2012 заявитель обратился к Главе администрации Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341, находящегося по адресу: Красноярский край, Емельяновский района, пр. Котельникова, 9 "А".
Ссылаясь на то, что администрация в нарушение статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации не приняла решение о предоставлении земельного участка в аренду обществу, бездействием администрации нарушены права общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "АртиСтрой" не доказало факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием, исходя из следующего.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Ответчик указывает, что поскольку в связи с допущенными нарушениями постановление ответчика об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения земельного участка было отменено, то основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в аренду отсутствуют.
Оспаривая бездействие администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса (далее - спорный земельный участок, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341), общество ссылается на то, что процедура выбора и предварительного согласования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341 соблюдена, в связи с чем, администрация в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации должна была принять решение о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду сроком на 4 года.
Суд апелляционной инстанции считает доводы общества необоснованными в силу следующего.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет. Статья 7 Закона о кадастре предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Из содержания изложенных норм статей 11.2, 11.3, 11.4 и статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляется путем его формирования вновь из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не путем образования земельного участка вследствие раздела ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
Как следует из материалов дела с 29.11.2004 по 30.12.2011 на государственном кадастровом учете состоял земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:18, площадью 303 002 кв. м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский района, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А, разрешенное использование земельного участка - для строительства под расширение торгового комплекса.
На основании постановления администрации Емельяновского района от 19.03.2009 N 359 указанный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:18 передан в аренду на три года ОАО "АЛПИ" по договору аренды от 17.04.2009 N 323. Постановлением от 15.07.2010 N 2271 (в редакции постановления от 20.07.2010 N 2295) администрация Емельяновского района прекратила право аренды ОАО "АЛПИ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18 в связи с нарушением порядка и сроков внесения арендной платы на земельный участок более двух раз. Договор аренды от 17.04.2009 N 323 расторгнут администрацией в июле 2010 года.
Вместе с тем, до момента снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18 (30.12.2011) администрация на основании заявления общества от 08.11.2010 начала процедуру выбора земельного участка для строительства спортивного комплекса площадью 1,8 - 2,0 га в п. Солонцы, пр. Котельникова:
- - 23.11.2010 составлен акт выбора и обследования земельного участка по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы для строительства спортивного комплекса в п. Солонцы, составлена схема испрашиваемого земельного участка;
- - постановлением от 24.11.2011 N 3695 администрация утвердила акт выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительно согласовала заявителю место размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 9 "А", площадью 15 600 кв. м из земель населенных пунктов;
- - постановлением администрации от 23.10.2012 N 2894 отменено постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от 24.11.2011 N 3695 об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительном согласовании заявителю места размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса. Данное постановление в установленном порядке не оспорено.
Таким образом, на момент составления акта выбора от 23.11.2010 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрацией не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:18, в состав которого входил испрашиваемый обществом земельный участок, не расформирован. Непринятие мер к получению исчерпывающей информации о территории, в пределах которой располагается испрашиваемый земельный участок, привело к нарушению порядка выбора и предоставления испрашиваемого обществом земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного статьями 30, 31, 32, 11.2, 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с указанными подпунктами пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации данный порядок состоит: в проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Общество ссылается на то, что указанный порядок предоставления испрашиваемого земельного участка соблюден, так как предусмотренное подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации сообщение опубликовано администрацией 15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год), а заявителем 16.04.2012 подано заявление о заключении договора аренды спорного земельного участка, в связи с чем, бездействие администрации по непринятию соответствующего решения является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает доводы общества необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) администрацией со ссылкой на пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликована информация о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, в районе п. Солонцы для строительства спортивного комплекса площадью 1,6 га (л.д. 22).
По смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
При этом, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков, то есть уже сформированных в установленном порядке земельных участков.
Публикация 15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) осуществлена администрацией до постановки спорного земельного участка на кадастровый учет (14.11.2011), следовательно, не является сообщением о наличии предлагаемого для передачи спорного земельного участка в смысле подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения о том, что после публикации 15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) в администрацию поступила только одна заявка общества, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенных норм права и содержания опубликованной 15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) информации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данная публикация не является публикацией в смысле подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для предоставления заявителю спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке, без проведения торгов отсутствуют.
Учитывая, что процедура выбора спорного земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией нарушена; процедура предварительной и заблаговременной публикации сообщения о передаче в аренду сформированного спорного земельного участка при наличии только одной заявки, предусмотренная подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, не соблюдена, то в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду заинтересованному лицу только посредством проведения торгов.
На основании изложенного, оспариваемое бездействие администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права, а именно положений статей 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" января 2013 года по делу N А33-12837/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)