Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А46-3937/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А46-3937/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6663/2013) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2013 по делу N А46-3937/2013 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Иртышское пароходство" (ИНН 5508000306, ОГРН 1025500972078)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска,
Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
о признании решения, выраженного в письме от 13.11.2012 исх. N ДИО/1821, незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Омского муниципального района Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Лукьянова Н.М. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N Ис-ДИО/15732 от 08.08.2013 сроком действия 1 год);
- от открытого акционерного общества "Иртышское пароходство" - Гунькина А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 20-01-10 от 14.01.2013 сроком действия до 31.12.2013);
- от Администрации Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

Открытое акционерное общество "Иртышское пароходство" (далее по тексту - ОАО "Иртышское пароходство", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - ГУЗР Омской области) о признании решения Департамента об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Рэбовская, д. 8 в Кировском административном округе города Омска, для целей, не связанных со строительством, выраженного в письме от 13.11.2012 исх. N ДИО/1821, незаконным и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Иртышское пароходство" путем утверждения и выдачи схем расположения земельного участка площадью 400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Рэбовская, д. 8 в Кировском административном округе города Омска, для целей, не связанных со строительством, для размещения железобетонного ограждения на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Рэбовская, 8 в Кировском административном округе города Омска, для целей, не связанных со строительством, выраженного в письме от 13.11.2012 исх. N ДИО/18219; обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Иртышское пароходство" путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Рэбовская, 8 в Кировском административном округе города Омска для целей, не связанных со строительством, для размещения железобетонного ограждения на кадастровом плане или кадастровой карте территории. От требований к ГУЗР Омской области и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Иртышское пароходство" путем утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Общество отказалось.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО "Иртышское пароходство" требования в полном объеме, производство по делу в части отказа заявителя от требований арбитражным судом прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен как на территории города Омка, так и на территории Омского района, что подтверждается картографической схемой земельного участка (схема N 1, схема N 2), составленной с учетом схемы земельного участка, приложенной к заявке ОАО "Иртышское пароходство", с указанием границ города Омска и Омского района. При этом схема земельного участка, запрашиваемого заявителем в Администрации Омского муниципального района Омской области, отсутствует.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает, что в нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом решении не указано какому законодательному акту не соответствует оспариваемое решение Департамента.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "Иртышское пароходство" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу Администрацией Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, третье лицо) представлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Иртышское пароходство" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.09.2010 ОАО "Иртышское пароходство" обратилось с заявлением N 13-02-99 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 800 кв. м, по адресу: г. Омск, Кировский административный округ г. Омска ул. Рэбовская, 8, под установленным железобетонным ограждением затона места отстоя судов в ГУЗР Омской области.
На основании указанного заявления 21.09.2010 ГУЗР Омской области в адрес Администрации города Омска было направлено обращение о возможности представления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Кировский административный округ г. Омска ул. Рэбовская, 8, для установки железобетонного ограждения затона места отстоя судов.
В ответ на данное обращение ГУЗР Омской области Департамент имущественных отношений письмом от 20.10.2010 N 07/32552 сообщил, что Комиссией по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, и было принято решение о возможности предоставления земельного участка, при условии корректировки запрашиваемой площади в сторону уменьшения.
Распоряжением Департамента N 318-р от 01.02.2011 была утверждена схема расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Рэбовская, 8 в Кировском административном округе города Омска, площадью 400 кв. м, для целей не связанных со строительством, для установки железобетонного ограждения затона места отстоя судов.
01.02.2011 ОАО "Иртышское пароходство" с целью оформления права пользования оставшейся частью земельного участка площадью 400 кв. м обратилось с заявлением N 13-03-10 в Администрацию Омского муниципального района Омской области.
На указанное заявление Администрация Омского муниципального района Омской области письмом от 29.08.2011 года исх. N 01-01-22/3056 сообщила о том, что у Администрации отсутствуют основания по представлению испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно сведениям, предоставленным ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области, испрашиваемый земельный участок находится на территории города Омска.
04.10.2011 ОАО "Иртышское пароходство" повторно обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении неоформленной части земельного участка под размещение железобетонного ограждения затона места отстоя судов, площадью 400 кв. м.
Письмом от 11.10.2011 N 0201/10969 ГУЗР Омской области сообщило ОАО "Иртышское пароходство" о том, что в Администрацию города Омска направлен соответствующий запрос для рассмотрения вопроса о возможности предоставления запрашиваемого земельного участка.
В ответ на указанное обращение Департамент письмом от 20.10.2011 N 07/32552 сообщил ГУЗР Омской области о том, что на городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, положительно был решен вопрос о возможности предоставления земельного участка площадью 400 кв. м для размещения железобетонного ограждения затона отстоя судов по вышеуказанному адресу. В соответствии с протоколом Комиссии N 007/12 от 21.02.2012 размещение железобетонного ограждения затона отстоя судов возможно при условии корректировки площади, запрашиваемого земельного участка, в сторону ее уменьшения, с целью исключения попадания за границы муниципального образования город Омск.
19.09.2012 ОАО "Иртышское пароходство" в адрес Департамента направило письмо N 10-02-138 в котором выразило согласие на корректировку площади запрашиваемого обществом земельного участка в сторону уменьшения.
В связи с отсутствием ответа от органов местного самоуправления 30.01.2013 ОАО "Иртышское пароходство" с целью получения информации о принятом решении органа местного самоуправления в отношении заявления ОАО "Иртышское пароходство" от 04.10.2011 (о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду) направило в ГУЗР Омской области запрос исх. N 10-02-11.
В ответ на указанный запрос ГУЗР Омской области (письмо от 25.02.2013 исх. N 0201/1629) направило в адрес ОАО "Иртышское пароходство" копию ответа Департамента.
Согласно ответу Департамента от 13.11.2012 исх. N ДИО/18219 утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным, учитывая, что согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок расположен за пределами городской черты.
Полагая, что указанное решение Департамента, оформленное указанным письмом, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "Иртышское пароходство" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением (с учетом уточнения требований заявителем).
19.06.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С учетом процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2010 N ВАС-12881/10 и постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2011 по делу N А78-1194/2010, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
В силу подпункта 12 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", Департамент в сфере земельных отношений утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет основные требования к содержанию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Как уже отмечалось выше, согласно содержанию оспариваемого отказа утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным, учитывая, что согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок расположен за пределами городской черты.
В апелляционной жалобе Департамент в доказательство нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка как на территории города Омка, так и на территории Омского района, ссылается на картографическую схему земельного участка (схема N 1, схема N 2) (л. д. 93-94).
Между тем, как обоснованно отмечает ОАО "Иртышское пароходство" в отзыве на апелляционную жалобу, указанные схемы представлены в виде фотографий с нанесенными Департаментом линиями границ. Данные документы не удостоверены ни печатями, ни подписями уполномоченных лиц, не указан источник происхождения этих снимков, не представлено подтверждающих данные сведения документов с кадастровой палаты города Омска.
При том, что выше уже отмечалось, согласно письму Администрации N 01-01-21/3056 от 29.08.2011 по сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области испрашиваемый земельный участок находится на территории г. Омска.
Суд апелляционной инстанции не может принять довод подателя апелляционной жалобы о том, что ОАО "Иртышское пароходство" не представлено доказательство, что весь испрашиваемый им земельный участок находится на территории г. Омска, поскольку в силу части 5 статьи 200, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Департамент возложена обязанность по доказыванию законности вынесенного им решения.
Таким образом, доказательств подтверждающих спорное обстоятельство, положенное в основу оспариваемого отказа, Департамент в нарушение положений статьей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ОАО "Иртышское пароходство" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неуказания в обжалуемом решении какому законодательному акту не соответствует оспариваемое решение Департамента, судом апелляционной инстанции отклоняется как несоответствующий буквальному содержанию обжалуемого судебного акта, в котором приведены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, на соответствие которым и проверен оспариваемый отказ Департамента.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2013 по делу N А46-3937/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)