Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Космачева О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Александровой З.И., Ивановой О.А.,
при секретаре ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения представителя истицы С., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что она, как инвалид второй группы, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом необоснованно отказано.
В судебном заседании представитель истицы С. заявленные требования поддержала.
Дело рассмотрено судом в отсутствие истицы М. и представителя Департамента, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 г. на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить М. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, с проведением за ее счет работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы С. считала решение Ленинского районного суда г. Смоленска законным и обоснованным.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Судом установлено, что М. является инвалидом второй группы и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Областного закона N 23-з от 10 июня 2003 г. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
3 сентября 2012 г. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области ею было подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте г. Смоленска, для ИЖС.
Письмом Департамента от 13 сентября 2012 г. истице указано на необходимость представления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности, а также сообщено об отсутствии в черте г. Смоленска свободных сформированных земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу п. 4 ст. 1 которого, инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
Согласно ст. 2.1 названного закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - Городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Право истицы как инвалида на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Департамент не представил суду доказательств наличия оснований, по которым истице не может быть предоставлен свободный земельный участок в черте г. Смоленска, в связи с чем суд, признав требования М. подлежащими удовлетворению, обоснованно возложил на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в черте г. Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истицей не представлены схема и кадастровый паспорт земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку непредставление чертежа (схемы) земельного участка не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При этом судебная коллегия полагает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка.
Ссылка в жалобе на Постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, которым предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, также не может быть принята во внимание, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Доводы жалобы о предоставлении администрацией г. Смоленска доказательств невозможности предоставления земельного участка ввиду нарушения установленного Генпланом г. Смоленска уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо планируемых 10%) являются несостоятельными, так как администрация г. Смоленска лицом, участвующим в настоящем деле, не является и подобных доказательств не представляла; кроме того, ссылка на эти обстоятельства не влияет на правильность выводов суда, поскольку доказательств отсутствия свободных земельных участков в черте г. Смоленска ответчиком не представлено.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3346/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N 33-3346/2013
Судья Космачева О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Александровой З.И., Ивановой О.А.,
при секретаре ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения представителя истицы С., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что она, как инвалид второй группы, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом необоснованно отказано.
В судебном заседании представитель истицы С. заявленные требования поддержала.
Дело рассмотрено судом в отсутствие истицы М. и представителя Департамента, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 г. на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить М. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, с проведением за ее счет работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы С. считала решение Ленинского районного суда г. Смоленска законным и обоснованным.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Судом установлено, что М. является инвалидом второй группы и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Областного закона N 23-з от 10 июня 2003 г. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
3 сентября 2012 г. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области ею было подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте г. Смоленска, для ИЖС.
Письмом Департамента от 13 сентября 2012 г. истице указано на необходимость представления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности, а также сообщено об отсутствии в черте г. Смоленска свободных сформированных земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу п. 4 ст. 1 которого, инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
Согласно ст. 2.1 названного закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - Городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Право истицы как инвалида на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Департамент не представил суду доказательств наличия оснований, по которым истице не может быть предоставлен свободный земельный участок в черте г. Смоленска, в связи с чем суд, признав требования М. подлежащими удовлетворению, обоснованно возложил на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в черте г. Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истицей не представлены схема и кадастровый паспорт земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку непредставление чертежа (схемы) земельного участка не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При этом судебная коллегия полагает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка.
Ссылка в жалобе на Постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, которым предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, также не может быть принята во внимание, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Доводы жалобы о предоставлении администрацией г. Смоленска доказательств невозможности предоставления земельного участка ввиду нарушения установленного Генпланом г. Смоленска уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо планируемых 10%) являются несостоятельными, так как администрация г. Смоленска лицом, участвующим в настоящем деле, не является и подобных доказательств не представляла; кроме того, ссылка на эти обстоятельства не влияет на правильность выводов суда, поскольку доказательств отсутствия свободных земельных участков в черте г. Смоленска ответчиком не представлено.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)