Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Табашникова О.В., доверенность от 18.09.2012,
от заинтересованного лица: 1. Извещен, не явился, 2. Сушеница Я.А., доверенность от 28.12.2012,
от 3-и лица: 1. Извещен, не явился, 2. Извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-840/2013) ООО "Проминфраструктура" в лице ООО "Балтийские автомобильные заводы" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2012 по делу N А21-4848/2012 (судья Шанько О.А.), принятое
по заявление ООО "Проминфраструктура" в лице ООО "Балтийские автомобильные заводы"
к 1. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 2. ОАО "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь"
3-е лицо: 1. ФГБУ "ФКП "Росреестра", 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проминфраструктура" (ОГРН 1103926015930, ИНН 3917509482; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учетом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703; далее - Управление Росимущества в Калининградской области), выразившихся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Проминфраструктура" земельного участка общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316,0 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, расположенного по адресу: г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, под принадлежащим Обществу объектом недвижимого имущества - производственный цех (сборочно-сварочный корпус N 173), общей площадью 5859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность 2 и необходимого для эксплуатации и использования данного объекта; об обязании образовать земельный участок под существующим объектом недвижимости - производственный цех (сборочно-сварочный) корпус N 173, общей площадью 5 859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность 2, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, а именно земельный участок общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, согласно проекту раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненному МП "Городской центр геодезии" городского округа "Город Калининград" по заявке 10018-11 от 22.12.2011; об обязании открытое акционерное общество "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь" (Калининград, пл. Гуськова, д. 1; далее - ОАО "ПСЗ "Янтарь") согласовать представленный проект раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненный 27.01.2012 МП "Городской центр геодезии городского округа "Город Калининград" по заявке 10018011 от 22.12.2011, общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м, охранная зона инженерных коммуникаций необходимого для эксплуатации и использования по целевому назначению объекта недвижимого имущества - производственный цех (сборно-сварочный) корпус N 173, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10; о признании исключительного права ООО "Проминфраструктура" на выкуп земельного участка общей площадью 5983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, согласно проекту раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненному 27.01.2012 МП "Городской центр геодезии городского округа "Город Калининград" по заявке 10018-11 от 22.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - ОАО "ПСЗ "Янтарь"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра по Калининградской области).
Определением суда от 18.10.2012, в связи с принятием судом уточненных исковых требований, ОАО "ПСЗ "Янтарь" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением суда от 20.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела ООО "Проминфраструктура", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ОАО "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию изложенную в отзыве на апелляционную жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Калининградской области просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Проминфраструктура" поддержал в судебном заседании, содержащееся в апелляционной жалобе ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы.
В удовлетворении заявленного ходатайство судом апелляционной инстанции отказано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Проминфраструктура" на праве собственности принадлежит производственный цех (сборно-сварочный) корпус N 173, общей площадью 5859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность: 2, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 29.03.2012 N 39-АБ 034585.
Право собственности на указанный объект перешло к ООО "Проминфраструктура" от ООО "Балтийские автомобильные заводы" на основании акта приема-передачи групп объектов основных средств от 31.01.2012 N 490.
Ранее производственный цех (сборно-сварочный корпус N 173) принадлежал ОАО "ПСЗ "Янтарь".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, ранее имеющий кадастровый номер 39:15:150403:14, 39:156150403:19, а в настоящее время 39:15:150403:285.
Из материалов дела усматривается, что между Управлением Росреестра по Калининградской области и ОАО "ПСЗ "Янтарь" заключен договор аренды от 04.10.2002 N 004784, в соответствии с которым предприятию переданы в аренду сроком до 17.05.2045 земельные участки по адресу: г. Калининград, ул. Транспортный тупик, 10, в том числе земельный участок с кадастровым номером 39:15:150403:285 (предыдущие номера 39:15:150403:19, 39:15:150403:14) площадью 50,1127 га под основную производственную территорию завода.
ООО "Балтийские автомобильные заводы", являясь собственником корпуса N 173 производственного цеха, обратилось в Управление Росимущества в Калининградской области с заявлением от 01.12.2011 о выкупе земельного участка.
Письмом от 26.01.2012 N АБ-295 Управление Росимущества в Калининградской области ответило, что право собственности Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен корпус N 173, прекращено, в связи с его разделом на пять участков и заявителю было предложено направить в адрес Управления Росимущества в Калининградской области необходимые документы, в том числе проект раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285.
После изготовления проекта раздела земельного участка, Управление Росимущества в Калининградской области указало Обществу на необходимость согласования проекта раздела испрашиваемого земельного участка с ОАО "ПСЗ "Янтарь".
Полагая, что действия Управления Росимущества в Калининградской области по непринятию решения о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5983,0 кв. м, на котором расположен объект недвижимости, являются незаконными, ООО "Проминфраструктура" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права и процессуального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
ООО "Проминфраструктура", как собственник объекта недвижимости обладает правом на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как следует из материалов дела, ООО "Проминфраструктура" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 25 858 кв. м, расположенный по адресу: Калининград, Транспортный тупик (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2012 N 01/263/2012-672), на котором расположена большая часть здания корпуса N 173.
В рамках настоящего дела, Общество заявляет требования о разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, в целях формирования земельного участка под оставшейся площадью здания корпуса N 173. Согласно предлагаемому ООО "Проминфраструктура" варианту при разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, арендуемого ОАО "ПСЗ "Янтарь", будет сформирован в том числе земельный участок площадью 5 983 кв. м, который, как предполагает заявитель, необходим для использования части здания корпуса N 173. При этом, площадь производственного корпуса, который частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150403:285 составляет лишь 1020,6 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 11.1 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Таким образом до получения согласия арендатора на раздел предоставленного ему земельного участка, у Управления Росимущества в Калининградской области отсутствовали правовые основания для осуществления действий по разделу земельного участка.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ и площадь предоставляемого собственникам здания земельного участка определяются с учетом фактического землепользования.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 41 главы 13 части III Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29.06.2009 N 146 и регламентирующих деятельность по градостроительной подготовке и образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для предоставления физическим и юридическим лицам, отступ от наружной стены корпуса N 173 до границы образуемого земельного участка должен составлять 5 м.
На основании приведенных положений нормативно-правовых актов суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем, что площадь испрашиваемого земельного участка определена в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Довод заявителя об отсутствии доступа к корпусу N 173 также документально не подтвержден.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, ООО "Проминфраструктура" не доказало, что непринятие уполномоченным органом решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 5 983 кв. м, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствовали.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "Проминфраструктура" не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об установлении сервитута в порядке статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2012 по делу N А21-4848/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А21-4848/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А21-4848/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Табашникова О.В., доверенность от 18.09.2012,
от заинтересованного лица: 1. Извещен, не явился, 2. Сушеница Я.А., доверенность от 28.12.2012,
от 3-и лица: 1. Извещен, не явился, 2. Извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-840/2013) ООО "Проминфраструктура" в лице ООО "Балтийские автомобильные заводы" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2012 по делу N А21-4848/2012 (судья Шанько О.А.), принятое
по заявление ООО "Проминфраструктура" в лице ООО "Балтийские автомобильные заводы"
к 1. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 2. ОАО "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь"
3-е лицо: 1. ФГБУ "ФКП "Росреестра", 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проминфраструктура" (ОГРН 1103926015930, ИНН 3917509482; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учетом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703; далее - Управление Росимущества в Калининградской области), выразившихся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Проминфраструктура" земельного участка общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316,0 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, расположенного по адресу: г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, под принадлежащим Обществу объектом недвижимого имущества - производственный цех (сборочно-сварочный корпус N 173), общей площадью 5859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность 2 и необходимого для эксплуатации и использования данного объекта; об обязании образовать земельный участок под существующим объектом недвижимости - производственный цех (сборочно-сварочный) корпус N 173, общей площадью 5 859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность 2, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, а именно земельный участок общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, согласно проекту раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненному МП "Городской центр геодезии" городского округа "Город Калининград" по заявке 10018-11 от 22.12.2011; об обязании открытое акционерное общество "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь" (Калининград, пл. Гуськова, д. 1; далее - ОАО "ПСЗ "Янтарь") согласовать представленный проект раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненный 27.01.2012 МП "Городской центр геодезии городского округа "Город Калининград" по заявке 10018011 от 22.12.2011, общей площадью 5 983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м, охранная зона инженерных коммуникаций необходимого для эксплуатации и использования по целевому назначению объекта недвижимого имущества - производственный цех (сборно-сварочный) корпус N 173, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10; о признании исключительного права ООО "Проминфраструктура" на выкуп земельного участка общей площадью 5983,0 кв. м, в том числе 316 кв. м охранная зона инженерных коммуникаций, согласно проекту раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, выполненному 27.01.2012 МП "Городской центр геодезии городского округа "Город Калининград" по заявке 10018-11 от 22.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - ОАО "ПСЗ "Янтарь"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра по Калининградской области).
Определением суда от 18.10.2012, в связи с принятием судом уточненных исковых требований, ОАО "ПСЗ "Янтарь" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением суда от 20.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела ООО "Проминфраструктура", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ОАО "Прибалтийский судоремонтный завод "Янтарь" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию изложенную в отзыве на апелляционную жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Калининградской области просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Проминфраструктура" поддержал в судебном заседании, содержащееся в апелляционной жалобе ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы.
В удовлетворении заявленного ходатайство судом апелляционной инстанции отказано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Проминфраструктура" на праве собственности принадлежит производственный цех (сборно-сварочный) корпус N 173, общей площадью 5859,9 кв. м, инвентарный номер 33029, литер А, этажность: 2, расположенный по адресу г. Калининград, Транспортный тупик, дом 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 29.03.2012 N 39-АБ 034585.
Право собственности на указанный объект перешло к ООО "Проминфраструктура" от ООО "Балтийские автомобильные заводы" на основании акта приема-передачи групп объектов основных средств от 31.01.2012 N 490.
Ранее производственный цех (сборно-сварочный корпус N 173) принадлежал ОАО "ПСЗ "Янтарь".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, ранее имеющий кадастровый номер 39:15:150403:14, 39:156150403:19, а в настоящее время 39:15:150403:285.
Из материалов дела усматривается, что между Управлением Росреестра по Калининградской области и ОАО "ПСЗ "Янтарь" заключен договор аренды от 04.10.2002 N 004784, в соответствии с которым предприятию переданы в аренду сроком до 17.05.2045 земельные участки по адресу: г. Калининград, ул. Транспортный тупик, 10, в том числе земельный участок с кадастровым номером 39:15:150403:285 (предыдущие номера 39:15:150403:19, 39:15:150403:14) площадью 50,1127 га под основную производственную территорию завода.
ООО "Балтийские автомобильные заводы", являясь собственником корпуса N 173 производственного цеха, обратилось в Управление Росимущества в Калининградской области с заявлением от 01.12.2011 о выкупе земельного участка.
Письмом от 26.01.2012 N АБ-295 Управление Росимущества в Калининградской области ответило, что право собственности Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен корпус N 173, прекращено, в связи с его разделом на пять участков и заявителю было предложено направить в адрес Управления Росимущества в Калининградской области необходимые документы, в том числе проект раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285.
После изготовления проекта раздела земельного участка, Управление Росимущества в Калининградской области указало Обществу на необходимость согласования проекта раздела испрашиваемого земельного участка с ОАО "ПСЗ "Янтарь".
Полагая, что действия Управления Росимущества в Калининградской области по непринятию решения о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5983,0 кв. м, на котором расположен объект недвижимости, являются незаконными, ООО "Проминфраструктура" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права и процессуального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
ООО "Проминфраструктура", как собственник объекта недвижимости обладает правом на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как следует из материалов дела, ООО "Проминфраструктура" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 25 858 кв. м, расположенный по адресу: Калининград, Транспортный тупик (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2012 N 01/263/2012-672), на котором расположена большая часть здания корпуса N 173.
В рамках настоящего дела, Общество заявляет требования о разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, в целях формирования земельного участка под оставшейся площадью здания корпуса N 173. Согласно предлагаемому ООО "Проминфраструктура" варианту при разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:150403:285, арендуемого ОАО "ПСЗ "Янтарь", будет сформирован в том числе земельный участок площадью 5 983 кв. м, который, как предполагает заявитель, необходим для использования части здания корпуса N 173. При этом, площадь производственного корпуса, который частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150403:285 составляет лишь 1020,6 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 11.1 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Таким образом до получения согласия арендатора на раздел предоставленного ему земельного участка, у Управления Росимущества в Калининградской области отсутствовали правовые основания для осуществления действий по разделу земельного участка.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ и площадь предоставляемого собственникам здания земельного участка определяются с учетом фактического землепользования.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 41 главы 13 части III Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29.06.2009 N 146 и регламентирующих деятельность по градостроительной подготовке и образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для предоставления физическим и юридическим лицам, отступ от наружной стены корпуса N 173 до границы образуемого земельного участка должен составлять 5 м.
На основании приведенных положений нормативно-правовых актов суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем, что площадь испрашиваемого земельного участка определена в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Довод заявителя об отсутствии доступа к корпусу N 173 также документально не подтвержден.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, ООО "Проминфраструктура" не доказало, что непринятие уполномоченным органом решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 5 983 кв. м, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствовали.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "Проминфраструктура" не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об установлении сервитута в порядке статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2012 по делу N А21-4848/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)