Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2013 ПО ДЕЛУ N А70-227/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу N А70-227/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5264/2013) общества с ограниченной ответственностью "Петелино" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.04.2013 по делу N А70-227/2013 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петелино" (ОГРН 1117232056336, ИНН 7207022290)
к Администрации Ялуторовского района (ОГРН 1027201465444, ИНН 7207007534)
3-е лицо: СОЖПК "Тобол"
о признании недействительным постановления от 07.05.2010 N 764-п "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков на территории Асланинского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области"
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;
- от 3-го лица: представитель не явился;
-
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Петелино" (далее - заявитель, ООО "Петелино", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ялуторовского района (заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 07.05.2010 N 764-п "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков на территории Асланинского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области".
Определением суда от 13.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный огородническо-животноводческий потребительский кооператив "Тобол" (СОЖПК "Тобол", 3-е лицо, Кооператив).
Арбитражный суд Тюменской области решением от 30.04.2013 по делу N А70-227/2013 отказал в удовлетворении требования ООО "Петелино" в полном объеме.
В обоснование решения суд указал на то, что поскольку действующим законодательством не определены конкретные сроки осуществления публикации, следовательно, предварительная публикация обязательно должна предшествовать только принятию уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду; отсутствие публикации на стадии утверждения схемы расположения земельного участка не свидетельствует о нарушении законодательства и ущемлении прав заинтересованных лиц в отношении данного земельного участка.
В апелляционной жалобе ООО "Петелино" указывает на несоответствие оспариваемого решения действующим нормам права, поскольку Администрация должна была, прежде чем вынести постановление, осуществить обязательные действия - предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предполагаемых для передачи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; данное требование соблюдено не было, что лишило заявителя возможности участвовать в процедуре предоставления земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Ялуторовского района указывает, что отсутствуют основания для отмены решения суда.
Надлежащим образом уведомленные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в процесс не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил следующие обстоятельства. Оспариваемым постановлением Администрации Ялуторовского района от 07.05.2010 N 764-п "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков на территории Асланинского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области" Кооперативу был утвержден в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации проект территориального землеустройства земельных участков общей площадью 11683034 кв. м для ведения сельскохозяйственного производства, на территории Асланинского сельского поселения Ялуторовского района, включающий 12 земельных участков под сенокосы и пашни (л.д. 10).
В соответствии с данным постановлением Кооператив должен был установить границы земельных участков на местности и поставить земельные участки на кадастровый учет.
Судя по тексту постановления, земельные участки выделяются из земель, ранее принадлежащих колхозу имени Кирова.
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в отношении данных земельных участков, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении требований было отказано. Указанное решение суда обжаловано заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах, в том числе эффективности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок, предусмотренный данной статьей, предполагает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно частям 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления заявителям земельных участков для целей, не связанных со строительством и предусматривает последовательность проводимых действий. Одним из этапов данной процедуры является утверждение границ земельного участка, что осуществляется в форме утверждения проекта территориального землеустройства.
Однако, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу статьи 6 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области или органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, при продаже или предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся соответственно в собственности Тюменской области, собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена, обязаны предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предлагаемых к такой передаче земельных участков в газете "Тюменская область сегодня" или парламентской газете "Тюменские известия", а также в районной газете, издаваемой на территории соответствующего административно-территориального образования, в границах которого находится земельный участок.
Следовательно, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при условии, если речь идет о предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности по общему правилу возможна лишь в том случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков и осуществлено предварительное и заблаговременное опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Если данное условие не соблюдено, то применение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации является невозможным и предоставление земельных участков осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из материалов дела и не опровергается лицами, участвующими в деле, после поступления заявления СОЖПК "Тобол" о предоставлении спорных земельных участков в аренду, опубликование в газете "Тюменская область сегодня" или парламентской газете "Тюменские известия", а также в районной газете, издаваемой на территории соответствующего административно-территориального образования, в границах которого находится земельный участок, не было осуществлено.
То обстоятельство, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, следует из текста самого оспариваемого постановления и не отрицается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, была исключена возможность применения процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оспариваемое постановление принято с нарушением норм действующего законодательства.
Довод суда 1 инстанции о том, что обязательная процедура опубликования должна предшествовать лишь предоставлению земельного участка и не препятствует проведения предварительных этапов, в частности, утверждению проекта границ, противоречит названным выше нормам права, поскольку общее правило предоставления земель сельскохозяйственного назначения оговорено в статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" как продажа на торгах.
Возможность применения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации - это исключение, которое предполагает выявление всех возможных претендентов путем опубликования соответствующей информации в общедоступных источниках.
Однако, ошибочные выводы суда 1 инстанции не привели к принятию неправильного решения по следующим основаниям. По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Другими словами, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов должно доказывать заявитель, а в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возложена на орган или лицо, которые приняли данный акт.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации изложенное выше означает, что законность оспариваемого отказа должна доказать Администрация, а ООО "Петелино" должно доказать, что оспариваемый акт нарушает его права или охраняемые законом интересы.
В обоснование нарушения своих прав заявитель указывает, что, во-первых, фактически обрабатывает два из спорных земельных участка; во-вторых, при наличии информации о предоставлении данных участков в аренду он бы имел желание участвовать в торгах.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции исходит из того, что постановление от 07.05.2010 не могло нарушить ни реальных, ни предполагаемых прав заявителя. Поскольку, судя по имеющемуся в материалах дела свидетельству о государственной регистрации юридического лица (л.д. 12), заявитель был зарегистрирован и приобрел гражданскую правоспособность лишь 25.11.2011, т.е. спустя полтора года после издания спорного постановления.
В такой ситуации он не мог претендовать в момент издания спорного постановления на участие в начатой процедуре и его гражданские права на предоставление земельного участка нарушены не были.
На основании данных обстоятельств в удовлетворении заявления ООО "Петелино" о признании недействительным ненормативного акта было обоснованно отказано судом 1 инстанции.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петелино" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.04.2013 по делу N А70-227/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)