Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-21398/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 г. по делу N А55-21398/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Романенко С.Ш., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
при участии в заседании:
от истца - Сафронова И.В., представитель по доверенности от 12.10.2011; от ответчика - Черкасова Е.Г., представитель по доверенности от 06.12.2011; от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз - ЛАДА", Самарская область, г. Тольятти, на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2012 г. по делу N А55-21398/2011 (судья Агеенко С.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Союз - ЛАДА" (ОГРН 1026303947955), Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Росреестра по Самарской области (ОГРН 1046300581590), г. Самара, третьи лица:
- Правительство Самарской области, г. Самара, г. Самара,
- Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара,
- Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании в качестве кадастровой стоимости земельного участка показателей его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Союз - Лада" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области (далее - ответчик) об определении размера кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером: 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 8, исходя из показателей его рыночной стоимости и обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве размера кадастровой стоимости данного земельного участка показатели его рыночной стоимости (л.д. 2 - 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2012 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель истца в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, отзывы на жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Союз-Лада" на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти N 871-2/04-00 от 03.04.2000, постановления первого заместителя мэра г. Тольятти N 1256-2/05-00 от 15.05.2000 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:71 с назначением для дальнейшей эксплуатации здания и стоянки автомобилей, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковского, 8 (далее - спорный земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 302206 от 04.02.2011.
Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области вводятся в действие с 21.12.2008.
На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008, определена кадастровая стоимость земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м был определен в размере 5 017,36 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 24 976 418,08 рублей.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 21.12.2008 г.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка.
Истец считает, что рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м составила 5 475 800 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1 100 руб. за 1 кв. м.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.06.2007 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.06.2012 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению комиссии экспертов N 2478, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Центр передовых оценочных технологий", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м по состоянию на 10.12.2008 составляет 2 703 054 руб.
При этом представители ответчика, третьих лиц против кандидатуры эксперта возражений не заявили; эксперты Санкин Б.Н., Миронова М.И. предупреждены об ответственности; представленное заключение экспертов N 2478 содержит вывод по поставленному вопросу; заключение соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации экспертов. Доказательств недостоверности установленной в заключении экспертов N 2478 рыночной стоимости спорного земельного участка ответчик, третьи лица не представили.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковского, 8, равной его рыночной стоимости в размере 2 703 054 руб.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком по заявленному Обществом исковому требованию.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Истцом были заявлены требования к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управлению Росреестра по Самарской области).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Согласно пункту 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. В исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
В соответствии с регламентом на Росреестр и его территориальные органы возложены следующие административные процедуры:
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Кроме того, управление Росреестра по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5), после получения указанных сведений и акта проверки Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9). Из анализа приведенных административных процедур следует, что Росреестр и его территориальные органы на всех этапах проведения государственной кадастровой оценки является координирующей структурой.
В разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" указано, какие полномочия осуществляет служба в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГБУ "Земельная кадастровая палата по Самарской области", наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с подпунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 переданы ФБГУ ФКП по Самарской области с 15.09.2010. Полномочия же по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, согласно приказу Росреестра от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестра" лишь с 01.03.2012, то есть после рассмотрения настоящего спора по существу.
Учитывая изложенное, органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную кадастровую оценку земель в период определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 (10.12.2008), являлся территориальный орган Росреестра именно управление Росреестра по Самарской области.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, являются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах исковые требования об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска, поскольку выводы суда первой инстанции нельзя признать соответствующими имеющимся в деле доказательствам, обстоятельствам дела и нормам материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2012 г. по делу N А55-21398/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4978,00 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, 8, в размере его рыночной стоимости равной 2 703 054 руб.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71, общей площадью 4978,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, 8, указав ее равной рыночной стоимости в размере 2 703 054 руб.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590), г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Союз - ЛАДА" (ОГРН 1026303947955), Самарская область, г. Тольятти, судебные расходы на оплату государственной пошлины за подачу иска в размере 4000 рублей, на подачу апелляционной жалобы в размере 2000 рублей, а также 37 000 рублей на оплату экспертизы.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА

Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)