Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2013 N 15АП-8679/2013 ПО ДЕЛУ N А53-34178/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. N 15АП-8679/2013

Дело N А53-34178/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Попова А.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,
при участии:
от истца: представитель Авдиенко Татьяна Вячеславовна (доверенность от 10.11.2012),
от третьих лиц: от Правительства Ростовской области - представитель Липатова Елена Анатольевна (доверенность от 27.12.2012 N 3/1995),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Губенко М.И.)
от 30 апреля 2013 года по делу N А53-34178/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дизельаппаратура"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дизельаппаратура" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:0017 в размере, равном рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:4, в размере, равном рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее - правительство) и администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация).
В суде первой инстанции представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:17 общей площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 95 "а", в размере, равной его рыночной стоимости, а именно в размере 4 333 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:4 общей площадью 3 095 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 7"а", в размере, равной его рыночной стоимости, а именно в размере 13 410 635 рублей.
Ходатайство удовлетворено судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.04.2013 исковые требования удовлетворены, с учреждения в пользу общества взысканы судебные расходы в сумме 83 000 рублей.
Суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В рамках спора судом по инициативе истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков. В соответствии с результатами судебной экспертизы, проведенной экспертами общества с ограниченной ответственностью "Системы независимой оценки", изложенными в заключении от 19.03.2013 N 32-Э, рыночная стоимость земельного участка, площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:0017 составляет 4 333 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка, площадью 3 095 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:4 составляет 13 410 635 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что поскольку государственная кадастровая оценка земель Ростовской области производилась и утверждалась в 2007-2009 годах, норма статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ на спорные правоотношения распространена быть не может.
Администрация также указала на необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участка, определенной на момент разрешения спора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель правительства поддержал доводы апелляционной жалобы администрации; представитель общества против удовлетворения жалобы возражал, указал, что истец отказывается от взыскания судебных расходов по делу.
Учреждение и администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Дизельаппаратура" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:44:082701:17 общей площадью 1 000 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 95 "а" (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 АД N 167783 от 18.09.2008), а также земельный участок с кадастровым номером 61:44:082701:4 общей площадью 3 095 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 7"а" (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 АД N 198851 от 19.09.2008).
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", вступившего в силу с 01.01.2009, размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:17 составляет 12 028 800 рублей, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 30.05.2011 N 61/001/11-141125, размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:082701:4 составляет 36 984 878,6 рублей, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 01.06.2011 N 61/001/11-143479.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, общество с ограниченной ответственностью "Дизельаппаратура" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, как обосновано указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В рамках настоящего спора судом первой инстанции по инициативе истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с результатами судебной экспертизы, проведенной экспертами Таганрогской межрайонной торгово-промышленной палатой, изложенными в заключении от 04.02.2013 N 0480600049, рыночная стоимость земельного участка площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:0017 составляет 7 212 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка площадью 3 095 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:4 составляет 22 320 000 рублей.
По ходатайству истца судом была назначена повторная судебная экспертиза.
В соответствии с результатами судебной экспертизы, проведенной экспертами общества с ограниченной ответственностью "Системы независимой оценки", изложенными в заключении от 19.03.2013 N 32-Э, рыночная стоимость земельного участка площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:0017 составляет 4 333 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка, площадью 3 095 кв. м с кадастровым номером 61:44:082701:4 составляет 13 410 635 рублей.
Оценив заключение, подготовленное экспертами общества с ограниченной ответственностью "Системы независимой оценки", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Доказательств недостоверности указанного заключения в материалы дела не представлено. Рыночная стоимость каждого спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспаривает как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельных участков, изложенные в заключении эксперта.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законный интерес лица, обратившегося в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, размер которого зависит от величины кадастровой стоимости. Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночной стоимости земельного участка.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей спорных земельных участков их рыночным стоимостям, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровых стоимостях спорных земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в части удовлетворения требований общества. Доводы апелляционной жалобы администрации основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции в указанной части. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В связи с тем, что представитель истца в суде апелляционной инстанции в письменной форме отказался от требований о взыскании судебных расходов в размере 83 000 рублей, и такой отказ может быть принят судом применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, допускающей частичный отказ истца от иска, из судебного решения надлежит исключить указание на взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьями 49, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Дизельаппаратура" от требования об уплате судебных расходов в сумме 83 000 рублей, изменив в связи с этим решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 апреля 2013 года по делу А53-34178/2012, исключив из резолютивной части абзац четвертый о взыскании судебных расходов.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 апреля 2013 года по делу А53-34178/2012 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
А.А.ПОПОВ
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)