Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2161/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N 33-2161/2013

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Леоновой Л.П., Савина А.И.
при секретаре К.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 мая 2013 года по заявлению Ф.С.С. об оспаривании бездействия администрации Прионежского муниципального района,
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

04.02.2013 г. Ф.С.С. обратился в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в д. <...> в соответствии со ст. ст. 30, 31, Земельного кодекса РФ. В заявлении указал назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочную площадь земельного участка, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагалась выписка из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории, на которой было указано предполагаемое место размещения объекта. В заявлении были указаны все сведения, предусмотренные п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, оно соответствовало по содержанию требованиям действующего законодательства. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ письменные обращения граждан, поступившие в орган местного самоуправления, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия не рассмотрела заявление Ф.С.С., действий по рассмотрению заявления в нарушение положений ст. 31 Земельного кодекса РФ не осуществлялось, выбор участка не производился.
Поскольку администрацией не был осуществлен выбор земельного участка то заявитель считает, что нарушенное право будет восстановлено путем понуждения администрации рассмотреть заявление и обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а именно ст. 31 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на положения ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 254, 255, 256 ГПК РФ просил признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района; обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия рассмотреть заявление Ф.С.С. <...> от 15.01.2013 г.
Решением суда заявление Ф.С.С. удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, выразившееся в нерассмотрении заявления Ф.С.С. от 15.01.2013 г.
Обязал администрацию рассмотреть заявление Ф.С.С. о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта и обеспечить в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ, выбор земельного участка. Взыскал госпошлину по делу в размере <...> руб.
С решением суда не согласна администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Полагает, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что испрашиваемый участок расположен в границах участка, в отношении которого принято решение администрацией Прионежского муниципального района о его продаже с аукциона и осуществляется процедура выбора. Проведение процедуры выбора земельных участков не противоречит положениям ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Указывает, что согласно положениям ч. 1.2. ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Начав процедуру выбора земельных участков, администрация Прионежского муниципального района установила способ распоряжения указанными земельными участками - продажа с торгов.
Полагает, что вывод о том, что Ф.С.С. испрашивается земельный участок в границах земельного участка, в отношении которого принято решение администрацией Прионежского муниципального района о его продаже с аукциона, возможно сделать по результатам сопоставления схемы испрашиваемого земельного участка со схемами земельных участков, являющимися приложениями к актам о выборе земельных участков. Акты о выборе земельных участков датированы 11.11.2008 г., а заявление Ф.С.С. - 15.01.2013 г., что свидетельствует о том, что администрация первая выразила желание получить спорный земельный участок.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района по доверенности Я.Е.А. жалобу поддержала.
Представитель Ф.С.С. по доверенности Ф.К.С. возражал по доводам жалобы.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" заявления граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу положений п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Поскольку использование садового участка не исключает осуществление на нем строительства, то предоставление такого участка должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для садоводства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что 15.01.2013 г. в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для ведения садоводства в д. <...>. В заявлении указал назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочную площадь земельного участка, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагалась выписка из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории, на которой было указано предполагаемое место размещения объекта, то есть все сведения, предусмотренные п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, заявление соответствовало по содержанию требованиям действующего законодательства.
Однако до момента обращения в суд (17.04.2013 г.) заявитель не получил ответа на свое обращение, что не оспаривалось в суде представителем администрации Прионежского муниципального района, который также пояснил, что если такое заявление было бы рассмотрено, то Ф.С.С. в предоставлении земельного участка было бы отказано, поскольку в соответствии с решением Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 г. N 4 "Об установлении перечня случаев, предоставления земельных участков исключительно на торгах" земельные участки для ведения садоводства предоставляются только на аукционе, в отношении испрашиваемого участка администрация приняла решение о продаже его через аукцион, что подтверждают акты выбора и постановление администрации Прионежского муниципального района от 04.03.2011 г. N <...>
Суд, тщательно исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, обоснованно в своем решении признал незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района в нерассмотрении заявления Ф.С.С. и обязал администрацию рассмотреть заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
При этом суд правильно указал, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта препятствует предоставлению испрашиваемого участка в аренду заявителю. Довод представителя администрации о том, что испрашиваемый Ф.С.С. участок для ведения садоводства должен предоставляться через аукцион в соответствии с решением Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 г. N 4 "Об установлении перечня случаев, предоставления земельных участков исключительно на торгах" является несостоятельным, поскольку не подтвержден доказательствами.
В указанном решении Совета нет упоминания об участках для садоводства или садовых домах, администрацией не доказана невозможность формирования нескольких участков в указанном месте, при этом определить возможность размещения таких участков можно только в результате выбора земельного участка.
- Согласно положениям п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
- Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Вместе с тем из материалов дела видно, что кадастровый учет указанных участков не выполнен, что подтверждается кадастровым планом территории от 30.04.2013 г., доказательств выполнения кадастровых работ администрацией не представлено. При таких обстоятельствах решение о проведении аукциона в отношении указанных администрацией участков не может быть принято.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении суда, правильно признаны необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда РК от 08 мая 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)