Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Фединой Г.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шемяк" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2013 по делу N А07-20113/2012 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Шемяк" - Лисова Л.О. (доверенность от 18.10.2012).
Открытое акционерное общество "Шемяк" (далее - ОАО "Шемяк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о:
- признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ОАО "Шемяк" в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636, площадью 67909564 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, район Уфимский, сельсовет Шемякский
- обязании Администрации передать ОАО "Шемяк" в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:5636, площадью 67909564 кв. м местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, район Уфимский, сельсовет Шемякский путем заключения договора аренды земельного участка сроком на 25 лет, подготовив и направив в адрес ОАО "Шемяк" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора аренды на условиях, установленных действующим законодательством.
Определением суда от 04.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 150).
Решением суда от 16.01.2013 (резолютивная часть от 09.01.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 12-21).
В апелляционной жалобе ОАО "Шемяк" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению апеллянта, суд пришел к необоснованному выводу о том, что с момента публикации в газете "Уфимские нивы" от 30.11.2007 информации о предоставлении земельного участка общество повторно не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка, так как указанное заявление было направлено одновременно с кадастровым паспортом земельного участка сопроводительным письмом от 14.05.2012. Постановке земельного участка на кадастровый учет предшествовали процедура получения от администрации схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, проведение работ по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:1070701:118 и 02:47:171101:78, выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 в соответствии с требованиями опубликованного информационного сообщения, ввиду чего вывод суда первой инстанции о том, что бездействие допущено самим заявителем, не соответствует обстоятельствам дела. Между тем на обращение заявителя в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка администрация в нарушение п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не приняла решения о предоставлении земельного участка и не направила договор аренды. При этом предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является не правом, а обязанностью администрации, поскольку принцип свободы в отношениях по использованию сельскохозяйственных земель не применим. Общество является единственным претендентом на предоставление земельного участка, ввиду чего бездействие администрации в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, в газете "Уфимские нивы" N 140-141 от 30.11.2007 Администрацией опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для сельскохозяйственного производства, ориентировочной площадью 7000 га, расположенного в границах сельского поселения Шемякский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 117).
13.12.2007 ОАО "Шемяк" обратилось в Комитет по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району с заявлением N 780, содержащим просьбу о заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 7000 га. (т. 1 л.д. 13).
Из заключения Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району от 10.01.2008 N 376-з следует, что с момента публикации информации была подана лишь одна заявка ОАО "Шемяк" (т. 1 л.д. 14).
14.05.2012 ОАО "Шемяк" обратилось к Администрации с письмом, в котором просило ускорить оформление договора аренды сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636. К указанному письму заявителем, в том числе, приложена копия кадастрового паспорта 02/12/1-222633 от 12.05.2012 (т. 1 л.д. 15-116).
Ссылаясь на бездействие Администрации по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 в аренду, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельствами дела опровергается бездействие органа местного самоуправления, и кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование бездействия органа публичной власти.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются верными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из материалов дела следует, что ОАО "Шемяк" обратилось к Администрации заявлением от 13.12.2007 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 2 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. 2 - 5 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В указанном в п. 2 названной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями указанных норм Администрацией в газете "Уфимские нивы" N 140-141 от 30.11.2007 (л.д. 117) была размещена публикация о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в силу чего общество на основании заявления от 13.12.2007 обратилось в Администрацию с просьбой о предоставлении указанного земельного участка в аренду (л.д. 13).
Согласно заключению Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району от 10.01.2008 N 376-з с момента публикации информации была подана лишь одна заявка ОАО "Шемяк" (т. 1 л.д. 14).
Названные действия Администрации соответствуют установленной нормой ст. 34 ЗК РФ процедуре предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, ввиду чего выводы суда первой инстанции об отсутствии бездействия Администрации соответствуют обстоятельствам дела.
В силу цитированных выше норм п. 2 - 5 ст. 34 ЗК РФ, решению органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка должно предшествовать выполнение заявителем за свой счет кадастровых работ и постановка земельного участка на кадастровый учет на кадастровый учет на основании выданной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 (л.д. 18) следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.10.2007.
Доводы предпринимателя о том, что указанная дата свидетельствует о постановке на кадастровый учет предыдущего земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:211, соответствующими доказательствами не подтверждены, что с учетом требований норм ст. 11.2 ЗК РФ и ст. ст. 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не позволяет суду признать обоснованность утверждений заявителя.
Таким образом, из представленных в дело доказательств следует, что испрашиваемый обществом земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.10.2007, однако доказательств обращения общества в разумные сроки за предоставлением земельного участка с представлением в орган местного самоуправления кадастрового паспорта земельного участка в материалы дела не представлено, ввиду чего у Администрации в силу п. 4 и 5 ст. 34 ЗК РФ не имелось оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду обществу на основании его заявления от 13.12.2007.
В силу изложенного, также являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что процедура предоставления земельного участка не была завершена в силу действий самого заявителя.
Доводы заявителя о противоправных действиях Администрации, выразившихся в невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, соответствующими доказательствами не подтверждены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), ввиду чего не могут быть приняты судом во внимание.
Доводы заявителя о том, что оценку бездействия Администрации следует осуществлять применительно к заявлению общества от 14.05.2012 (л.д. 15), поскольку данное заявление является продолжением начатой в 2007 году процедуры предоставления земельного участка, подлежат отклонению в силу следующего.
Нормами п.п. 4 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 34 ЗК РФ установлены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков и принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
Указанные принципы означают возможность участия на равных началах граждан и юридических лиц в процедурах, оформляющих приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Между тем, учитывая значительный временной период, прошедший между размещением органом местного самоуправления публичного извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 34 ЗК РФ, и вторичным обращением общества на основании заявления от 14.05.2012, предоставление земельного участка исключительно обществу нарушит вышеуказанные принципы, поскольку может нарушить права иных претендентов на земельный участок.
Ввиду изложенного, утверждения общества о том, что оно является единственным претендентом на земельный участок, являются преждевременными.
Апелляционный суд, кроме того, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах, в том числе эффективности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с требованием абз. 2 п. 1 ст. 34 ЗК РФ Советом муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принято Решение от 16.12.2010 N 192 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", которое действовало на момент вторичного обращения общества.
В разделе 3 указанного решения указано, что земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется физическим лицам в собственность за плату или в аренду, а юридическим лицам в аренду без проведения торгов на основании постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в случае, если по истечении 30-ти дневного срока, установленного для подачи заявлений (с момента публикации в газете "Уфимские нивы"), в отношении данного земельного участка подано только одно заявление. Без проведения торгов также предоставляется земельный участок единственному заявителю, в случае, если на момент окончания приема заявлений имеется только одно заявление, независимо от количества ранее (не в установленный срок) поданных заявлений, а также когда заявители от них отказались или отозвали до окончания срока приема заявлений.
Между тем применительно к оценке заявления, поданного обществом 14.05.2012, апелляционная коллегия не располагает такими сведениями.
Таким образом, ОАО "Шемяк" не представлены доказательства наличия совокупности элементов, предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2013 по делу N А07-20113/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шемяк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2013 N 18АП-1821/2013 ПО ДЕЛУ N А07-20113/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. N 18АП-1821/2013
Дело N А07-20113/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Фединой Г.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шемяк" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2013 по делу N А07-20113/2012 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Шемяк" - Лисова Л.О. (доверенность от 18.10.2012).
Открытое акционерное общество "Шемяк" (далее - ОАО "Шемяк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о:
- признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ОАО "Шемяк" в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636, площадью 67909564 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, район Уфимский, сельсовет Шемякский
- обязании Администрации передать ОАО "Шемяк" в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:5636, площадью 67909564 кв. м местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, район Уфимский, сельсовет Шемякский путем заключения договора аренды земельного участка сроком на 25 лет, подготовив и направив в адрес ОАО "Шемяк" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора аренды на условиях, установленных действующим законодательством.
Определением суда от 04.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 150).
Решением суда от 16.01.2013 (резолютивная часть от 09.01.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 12-21).
В апелляционной жалобе ОАО "Шемяк" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению апеллянта, суд пришел к необоснованному выводу о том, что с момента публикации в газете "Уфимские нивы" от 30.11.2007 информации о предоставлении земельного участка общество повторно не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка, так как указанное заявление было направлено одновременно с кадастровым паспортом земельного участка сопроводительным письмом от 14.05.2012. Постановке земельного участка на кадастровый учет предшествовали процедура получения от администрации схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, проведение работ по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:1070701:118 и 02:47:171101:78, выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 в соответствии с требованиями опубликованного информационного сообщения, ввиду чего вывод суда первой инстанции о том, что бездействие допущено самим заявителем, не соответствует обстоятельствам дела. Между тем на обращение заявителя в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка администрация в нарушение п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не приняла решения о предоставлении земельного участка и не направила договор аренды. При этом предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является не правом, а обязанностью администрации, поскольку принцип свободы в отношениях по использованию сельскохозяйственных земель не применим. Общество является единственным претендентом на предоставление земельного участка, ввиду чего бездействие администрации в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, в газете "Уфимские нивы" N 140-141 от 30.11.2007 Администрацией опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для сельскохозяйственного производства, ориентировочной площадью 7000 га, расположенного в границах сельского поселения Шемякский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 117).
13.12.2007 ОАО "Шемяк" обратилось в Комитет по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району с заявлением N 780, содержащим просьбу о заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 7000 га. (т. 1 л.д. 13).
Из заключения Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району от 10.01.2008 N 376-з следует, что с момента публикации информации была подана лишь одна заявка ОАО "Шемяк" (т. 1 л.д. 14).
14.05.2012 ОАО "Шемяк" обратилось к Администрации с письмом, в котором просило ускорить оформление договора аренды сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636. К указанному письму заявителем, в том числе, приложена копия кадастрового паспорта 02/12/1-222633 от 12.05.2012 (т. 1 л.д. 15-116).
Ссылаясь на бездействие Администрации по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 в аренду, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельствами дела опровергается бездействие органа местного самоуправления, и кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование бездействия органа публичной власти.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются верными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из материалов дела следует, что ОАО "Шемяк" обратилось к Администрации заявлением от 13.12.2007 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 2 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. 2 - 5 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В указанном в п. 2 названной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями указанных норм Администрацией в газете "Уфимские нивы" N 140-141 от 30.11.2007 (л.д. 117) была размещена публикация о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в силу чего общество на основании заявления от 13.12.2007 обратилось в Администрацию с просьбой о предоставлении указанного земельного участка в аренду (л.д. 13).
Согласно заключению Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району от 10.01.2008 N 376-з с момента публикации информации была подана лишь одна заявка ОАО "Шемяк" (т. 1 л.д. 14).
Названные действия Администрации соответствуют установленной нормой ст. 34 ЗК РФ процедуре предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, ввиду чего выводы суда первой инстанции об отсутствии бездействия Администрации соответствуют обстоятельствам дела.
В силу цитированных выше норм п. 2 - 5 ст. 34 ЗК РФ, решению органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка должно предшествовать выполнение заявителем за свой счет кадастровых работ и постановка земельного участка на кадастровый учет на кадастровый учет на основании выданной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5636 (л.д. 18) следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.10.2007.
Доводы предпринимателя о том, что указанная дата свидетельствует о постановке на кадастровый учет предыдущего земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:211, соответствующими доказательствами не подтверждены, что с учетом требований норм ст. 11.2 ЗК РФ и ст. ст. 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не позволяет суду признать обоснованность утверждений заявителя.
Таким образом, из представленных в дело доказательств следует, что испрашиваемый обществом земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.10.2007, однако доказательств обращения общества в разумные сроки за предоставлением земельного участка с представлением в орган местного самоуправления кадастрового паспорта земельного участка в материалы дела не представлено, ввиду чего у Администрации в силу п. 4 и 5 ст. 34 ЗК РФ не имелось оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду обществу на основании его заявления от 13.12.2007.
В силу изложенного, также являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что процедура предоставления земельного участка не была завершена в силу действий самого заявителя.
Доводы заявителя о противоправных действиях Администрации, выразившихся в невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, соответствующими доказательствами не подтверждены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), ввиду чего не могут быть приняты судом во внимание.
Доводы заявителя о том, что оценку бездействия Администрации следует осуществлять применительно к заявлению общества от 14.05.2012 (л.д. 15), поскольку данное заявление является продолжением начатой в 2007 году процедуры предоставления земельного участка, подлежат отклонению в силу следующего.
Нормами п.п. 4 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 34 ЗК РФ установлены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков и принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
Указанные принципы означают возможность участия на равных началах граждан и юридических лиц в процедурах, оформляющих приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Между тем, учитывая значительный временной период, прошедший между размещением органом местного самоуправления публичного извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 34 ЗК РФ, и вторичным обращением общества на основании заявления от 14.05.2012, предоставление земельного участка исключительно обществу нарушит вышеуказанные принципы, поскольку может нарушить права иных претендентов на земельный участок.
Ввиду изложенного, утверждения общества о том, что оно является единственным претендентом на земельный участок, являются преждевременными.
Апелляционный суд, кроме того, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах, в том числе эффективности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с требованием абз. 2 п. 1 ст. 34 ЗК РФ Советом муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принято Решение от 16.12.2010 N 192 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", которое действовало на момент вторичного обращения общества.
В разделе 3 указанного решения указано, что земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется физическим лицам в собственность за плату или в аренду, а юридическим лицам в аренду без проведения торгов на основании постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в случае, если по истечении 30-ти дневного срока, установленного для подачи заявлений (с момента публикации в газете "Уфимские нивы"), в отношении данного земельного участка подано только одно заявление. Без проведения торгов также предоставляется земельный участок единственному заявителю, в случае, если на момент окончания приема заявлений имеется только одно заявление, независимо от количества ранее (не в установленный срок) поданных заявлений, а также когда заявители от них отказались или отозвали до окончания срока приема заявлений.
Между тем применительно к оценке заявления, поданного обществом 14.05.2012, апелляционная коллегия не располагает такими сведениями.
Таким образом, ОАО "Шемяк" не представлены доказательства наличия совокупности элементов, предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2013 по делу N А07-20113/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шемяк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Г.А.ФЕДИНА
М.И.КАРПАЧЕВА
Г.А.ФЕДИНА
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)